«Самомотивация»..?

A203.- СТАТЬЯ-123.

От автора: Эта статья возможно пригодится тем, у кого возникают мысли: “А где взять вдохновение?” “Как предотвратить профессиональное выгорание?” и т.д.

Люди, которые не в состоянии мотивировать себя, должны довольствоваться посредственностью, какими бы впечатляющими не были их таланты.

Дейл Карнеги.

Для современного этапа развития человечества весьма характерно стремление к достижению, престижу в обществе. Самомотивация является таким психологическим фактором нашей жизни, который необходимо тщательно изучать. Знания о том, как можно мотивировать себя самому и добиваться успеха, крайне необходимы врачам, педагогам, менеджерам и особенно практическим психологам. В то же время приходится констатировать, что этой теме в отечественной науке не уделялось должного внимания.

Авторы существующих теорий мотивации – А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Маккеланд, В. Врум и другие (еще в первой половине ХХ века) дают нам инструменты для понимания самих себя и собственных мотивов, а также позволяют человеку самостоятельно наблюдать за динамикой своих потребностей и целей в течение лет.

Отдельные аспекты этого вопроса рассматриваются в работах современных отечественных психологов Т.О. Гордеевой и М.Ш. Магомед-Эминовым. Ими созданы динамические модели мотивации достижения и исследованы ее составляющие компоненты.

Но мне не удалось обнаружить целостных исследований, посвященных изучению процесса и факторов успешного повышения самомотивации личности.

1. Социальная значимость самомотивации при достижении поставленной цели

Социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему: «Самомотивация при достижении поставленной цели». В нашей стране эта проблема особенно актуальна не только в тех случаях, когда человек ставит перед собой свои цели сам, но гораздо чаще, когда человеку приходится заниматься самомотивацией на свою работу.

Сразу хочу отметить, что в данной статье я не буду затрагивать такие аспекты, как: какие цели являются истинными, как правильно ставить цели, о роли смыслообразующего мотива и мотива-стимула и др. Рассмотрю случай, когда цель была поставлена верно и первоначально была вдохновляющей.

Хорошо известно, что на фоне состояния вдохновения все познавательные процессы протекают особенно продуктивно. Когда мы следуем за такой идеей и полностью поглощены ею, работа становится легкой. Да и слово «работа» тут неуместно, потому что это скорее развлечение. Такая цель становится частью нашей биологии, желание усиливается, цель наполняется энергией желания, которая сама выполняет всю работу за нас.

Но как часто случается так, что мы начинаем с энтузиазмом двигаться к цели, а через некоторое время мы можем по-прежнему соглашаться на интеллектуальном уровне с тем, что цель значительна, но вдохновение куда-то исчезло и категорически не хочет возвращаться. Художники, писатели, другие творческие люди, переживают «творческие кризисы» (переоценивают свой вклад в искусство и все свое предыдущее творчество). Бизнесмены отходят от управления созданными ими компаниями и либо ищут отдохновения от суеты, либо уже увлечены новыми идеями и проектами. Наемные менеджеры теряют интерес к работе, их эффективность резко падает.

Часто большинство людей сдаются в двух шагах от успеха. Они прекращают свой путь в тот момент, когда успех находится в нескольких шагах за углом. И что самое печальное – они никогда не узнают, сколь близок он был!

2. Факторы, влияющие на самомотивацию и практические рекомендации по усилению самомотивации

Что же делать в такие моменты, когда цель актуальна, важна, но вдохновение тебя покинуло?

Еще П.И. Чайковский говорил:

Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.

Рассмотрим факторы и некоторые практические рекомендации, которые помогают мотивировать себя самому.

2.1 Возможность преобразовать или подкорректировать цель

Иногда существует возможность преобразовать цель и энергетически «подпитать» ее. Возможно, со временем цель стала просто нуждаться в корректировке — меняемся мы, меняются и наши цели. Иногда бывает достаточно чуть подкорректировать направление движения.

Возьмите список факторов привлекательности цели и задайте себе вопросы, как вы можете сделать вашу цель более соответствующей этим факторам. Например:

  • Как я могу добавить вызов в эту цель?
  • Как можно добавить этой цели уникальности?
  • Как можно увеличить позитивное влияние этой цели на других?
  • Как я могу добавить творчества в эту цель?

Задайте эти вопросы, используя список актуальных именно для вас факторов привлекательности целей. Ответив на эти вопросы, можно подкорректировать свою цель, сделать ее более привлекательной для вас, увеличить ценность достижения ее.

2.2. Составляющие мотивации достижения

А.Н. Леонтьев говорил:

Мотив включает механизм активации.

Мотив достижения проявляется во многих ситуациях (являясь относительно устойчивым личностным образованием), когда человек стремится достигать высоких целей. Однако он начинает действовать (актуализируется) во взаимодействии с ситуативными факторами – такими как ценность и вероятность (шансы) достижения успеха.

Таким образом, мотивация достижения определяется как устойчивыми атрибутами личности (мотивом достижения), так и ситуативными факторами (шансы на успех, ценность деятельности, сложность задания). Следовательно, повысить мотивацию достижения цели можно усилив ситуативные факторы.

2.3 Вероятность достижения успеха

Факторы, от которых зависит субъективная вероятность достижения успеха:

1) представление о своих способностях (субъективная оценка своих способностей), которое формируется на основании успехов и неудач в прошлом;

2) субъективная сложность задания;

3) убеждение в зависимости успеха от затраченных усилий.

Известно, что люди, которые рассчитывают на успех в выполнении деятельности, справляются с ней лучше. Ожидание высокого (позитивного) результата влияет на формирование у человека чувства эффективности, которое побуждает его лучше работать. Вера в свои способности, в собственную состоятельность преодолеть трудности побуждает к настойчивой работе. А если человек не уверен в своих силах, не надеется на успех, то это “отбивает” желание работать.

Вера в собственный успех зависит от успешности в предыдущих попытках (деятельности), от соответствующего настроя на успех. Если человек часто достигал успехов в прошлом, то это положительно влияет на формирование надежды на успех (он верит в себя и в свою состоятельность достичь успеха). А поражения, неудачи в прошлом негативно влияют на веру в успех. После серии неудач человек теряет уверенность в себе, ожидает поражения и в следующих попытках. Вот почему для усиления самомотивации в достижении цели важным является наличие хотя бы небольших успехов. Именно поэтому, если перед нами важная цель, то необходимо процесс ее достижения разбить на этапы.  За каждую маленькую победу назначать себе вознаграждение и широко отмечать свои достижения.

Необходимо дать себе почувствовать прогресс продвижения к вашей цели. Наш организм должен получать удовольствие от того чем мы занимаемся – запасать энергию. Если прогресса нет, то самомотивация становится очень трудным занятием, идущим вразрез с естественными принципами – законом сохранения энергии или, как говорят в народе, лени. Можно пойти против кого угодно, но с природой лучше не соперничать, а сотрудничать.

Чтобы мотивировать себя, надо измерять свой прогресс. Мы должны постоянно предъявлять нашей самомотивации веские доказательства успешности нашего дела. Простой вопрос «сколько» поможет измерить результаты и сохранять фокусировку на вашей цели. Если подойти к этому вопросу креативно, то замерить можно что угодно. Но важно помнить, что замерять надо прогресс, а не процесс. Например, прочитал 20 страниц из полезной книги – это процесс. Ответил на 20 вопросов, которые составил к прочитанным 20 страницам – это прогресс. Вскоре вы почувствуете, что процесс увлекает вас все больше, а от апатии не осталось и следа.

Для того чтобы ваш внутренний навигатор по достижению целей работал так же эффективно, как и дорожный навигатор, вы должны ежедневно задавать себе вопрос: «Двигаюсь ли я сегодня в правильном направлении, или мои сегодняшние действия сбивают меня с правильного маршрута?» Ежедневное приближение к вашим целям должно стать для вас приоритетом.

Уместно здесь будет вспомнить знаменитую фразу, которую сказал Эндрю Мэтьюз:

У вас на самом деле есть мечта? А что вы сегодня сделали для того, чтобы она осуществилась?!

Для утешения читателей, открою «страшную тайну» – русским писателям, творчество которых безусловно ценно по значимости не только в России, тоже не всегда «хотелось» писать. Поучительным является пример Н.В. Гоголя. Если «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ревизора» писались относительно легко (если, конечно, в современном понимании «скрипя пером по бумаге» – это легко), то, несмотря на не меньшую увлеченность идеями, сюжетами и героями других своих произведений, «замотивировать» ему себя, и начать писать было не просто. В такие моменты он все равно садился и писал свое имя: Николай Васильевич Гоголь. До тех пор, пока мысли сами не переключались на творческий замысел, а он сам на творчество. Но, если написанное ему не нравилось, он начинал работу с начала.

Еще одним из факторов, определяющих вероятность достижения успеха, является оценка своих способностей. Такая самооценка является относительно стабильным психическим образованием, хотя ситуативные факторы в известной степени влияют и на нее. Уверенность в собственных способностях может повысить веру человека в эффективность его деятельности. Когда человек осознает наличие у себя способностей, которые могут обеспечить успех, это положительно отражается на его уверенности в успешности собственных действий.

В целях осознания своих способностей и повышения уверенности следует задать себе следующие вопросы:

  • Какими способностями я обладаю?
  • Как ими воспользоваться, чтобы достичь успеха?
  • Как когда-то эта моя способность помогала мне достичь успеха?

Другим важным фактором уверенности в своих силах является наличие ресурсов, которые способны помочь в достижении поставленных целей. Следует внимательно пересмотреть все ресурсы (методики, знания, людей, которые склонны и способны помочь) и подумать, как ими можно воспользоваться:

  • Какие эффективные методики есть в моем распоряжении?
  • Какие люди (коллеги, друзья и др.) способны мне помочь?
  • Какие знания можно использовать?

2.4 Ценность достижения успеха

Может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности.

Для того, чтобы четко представлять себе ценность достижения цели и тем самым способствовать усилению самомотивации, необходимо переключать внимание на получение конечного результата. В этом случае помочь могут истории людей, добившихся успеха. Они заставляют встряхнуться, наполниться  дополнительной энергией для достижения поставленной цели.

Поучительной является старая притча о трех строителях, которые выполняли одну и ту же работу. Но когда их спросили: «Что вы делаете?» – ответы были разными. Первый ответил: «Я таскаю камни». Второй: «Я зарабатываю на жизнь себе и своей семье». Третий: «Я строю храм».

A203.- СТАТЬЯ-123.

3. Стимулы вдохновения

По большому счету самомотивация – это искусственное создание положительной энергетики, заряжающей нас на совершение действия. В связи с этим желательно помнить о стимулах вдохновения, способах, которые помогают поднять свою энергетику: занятие спортом, прогулка на свежем воздухе, прослушивание классической музыки, чтение великих писателей, общение с единомышленниками и др. Чем больше будет источников вдохновения, тем больше у вас будет мотивации раскрывать свой собственный потенциал.

Если попытаться объяснить феномен мотивации математическим языком, то мотивация – это теорема, требующая доказательства. А в построении доказательства дело приходится иметь всегда со множеством неизвестных.

Самомотивация – это теорема, доказательство которой придется находить человеку САМОМУ.

Заключение

Еще раз хочется подчеркнуть, что, только комбинируя вместе вдохновение, идущее изнутри, с мотивацией, которая прилагается извне, можно достичь цели и добиться высоких результатов. Любой практический психолог знает, что от способности личности к самомотивации, зависит успех достижения поставленных целей. Высокий уровень развития потребности и способности личности к самомотивации – залог успешности и развития личности.

Мною были рассмотрены идеи и практические рекомендации, которые можно использовать для самомотивации при достижении целей.

В заключение своей статьи, мне бы хотелось призвать моих коллег исследовать эту проблему в рамках нашего времени и нашей страны.

Подписаться
Уведомить о

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии