Сверхспособности Человека

ЛЮСИ

ЖАНР: научная фантастика, экшн, драма

РЕЖИССЁР: Люк Бессон

СТРАНА: Франция

ГОД ВЫПУСКА: 2014

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 01:29:20

В РОЛЯХ:

СЮЖЕТ

Ещё вчера Люси была самой обычной 25-летней девушкой, приехавшей на Тайвань учиться. Но однажды её новый приятель Ричард предлагает ей заработать доставкой кейса с неизвестным содержимым. Так девушка оказывается во власти корейской мафии, которой руководит мистер Чан.

Проснувшись на следующий день утром, Люси обнаруживает, что ей ввели наркоз, а после разрезали живот и поместили в него пакет с наркотиками для последующей перевозки. В кейсе было 4 пакета, соответственно — ещё три человека, помимо Люси, должны перевезти вещество. За неповиновение Люси получает несколько сильных ударов, в том числе и удар в живот. Зашитый в живот девушки пакет рвётся, и наркотики попадают в её организм, однако действуют весьма специфически. За считанные секунды она приходит в себя, легко расправляется с одним из членов мафии и приезжает в больницу, чтобы ей вынули пакет. Врач рассказал ей, что это за вещество (CPH4) и какими побочными эффектами оно обладает.

В течение фильма профессор Норман рассказывает студентам о том, что части человеческого мозга, ответственные за интеллект и умственные способности, используют всего 10 % своего потенциала, в то время как обычными животными используется до 5 % — эта разница и делает человечество доминирующим видом на Земле. После того, как Люси попала не в то время и не в то место, а главное, не к тому человеку, её жизнь сильно изменилась, потому как, сама того не подозревая, она начинает глобально эволюционировать, теперь для неё нет предела в 10 %. Она начинает ощущать и подчинять всё вокруг себя и готова совершенствоваться, сама не догадываясь, что её может ожидать дальше…

ФАБУЛА

Идея о том, что человек использует лишь малую часть ресурсов головного мозга и что возможно повышение его эффективности за счёт «стопроцентного» использования, не нова и широко обыгрывается, например, в книге «Области тьмы» (2001) ирландского писателя Алана Глинна и в одноимённом фильме 2011 года. Фильм Бессона во многом заимствует их идеи. Идея управления силами природы с помощью силы сознания заимствована из знакового произведения Р. Хайнлайна — «Чужак в чужой стране». Появляющийся в конце и начале фильма образ доисторической Люси — компьютерная модель древнейшего найденного австралопитека, известного под этим именем.

ОТЗЫВЫ

Фильм получил диаметрально противоположные, преимущественно положительные отзывы, но при этом критики отмечали, что фильм глуповат, но увлекателен. На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 6,1 из 10 на основе 239 рецензий.

В России до начала проката картина получила также преимущественно положительные отзывы. Так, обозреватель The Hollywood Reporter Russia отметил, что фильм удивляет и увлекает, а некоторые блогеры, побывавшие на предпремьерных показах, отметили, что фильм выгодно отличается от остальных кассовых блокбастеров, несмотря на излишнюю пафосность.

Много критики вызвало использование мифа о работе мозга на 10 % в качестве фабулы.

Невзирая на неоднозначное восприятие картины, она вошла в ряд списков 10 лучших фильмов 2014 года, в том числе по версии журнала Time.

На сайте Metacritic, фильм набрал 61 баллов из 100, основываясь на 45 отзывах, что указывает на «в целом благоприятные отзывы».

РЕЦЕНЗИЯ

Для Люка Бессона фильм «Люси», сценарий которого он писал девять с лишним лет, – один из самых заветных. Собственно, Люси (Lucy) – альтер эго самого Люка (Luc), его, так сказать, генно-модифицированный женский вариант. С другой стороны, Люси – имя жившей 3,2 миллиона лет назад представительницы афарских австралопитеков, кости которой были обнаружены в Эфиопии. Играя на всех этих именах: своих, чужих и получужих, Бессон соединяет первобытность со сверхчеловечеством, то есть, условно говоря, «Последнюю битву» (бессоновский полнометражный дебют, изображавший новую первобытность, случившуюся после апокалипсиса) с «Пятым элементом». Тут даже имеется кадр, где Люся-сверхчеловек, сиганув во времени, встречает тезку – Люсю-человекообразину, косматую и бессловесную. Причем встреча эта – в одно касание – снята по образцу микеланджеловского «Сотворения Адама», только вместо Бога и Адама наличествуют две Евы: первая – из мегапрошлого, вторая – из супербудущего…

Строго говоря, фильм про Люсю – совершенно упоительный гимн приему наркотиков. Съешьте пару килограммов синего порошка – и будете сверхчеловеками, уверяет Люк Бессон. В качестве синего порошка выступает синтетический аналог некоего CPH4, вырабатываемого женским организмом на шестой неделе беременности (название вымышленное, уверяет Бессон, но само вещество – святая правда, добавляет он же, используя фразу «It’s totally real» в качестве заклинания: «It’s totally real. It’s not a real name. CPH4 is a name that I invented, but it’s a molecule that the pregnant woman is making it after six weeks of pregnancy in very, very tiny quantities. But it’s totally real, and it’s true that the power of this product for a baby is the power of an atomic bomb. It’s real. It’s totally real. So it’s not a drug in fact, it’s a natural molecule that pregnant women produce»).

Однако что понимается здесь под сверхчеловечеством, хоть Бессон и остерегается употреблять подобные «запятнанные» словечки? Да просто-напросто увеличение – сверхувеличение – объема знаний. Цель эволюции – использовать мозг не на 5, 10 или 15, а на 100 процентов, то есть перейти к регистрации всех фактов мира и управлению всеми состояниями материи. Бессоновский идеал знания (на несколько мгновений, правда, поколебленный Люсиной же фразой: «Мы придумали шкалу измерений, дабы забыть о своей неизмеримости») – создать совершенный компьютер и записать в нем на совершенную флешку всю имеющуюся на свете информацию, что в итоге и происходит, ко всеобщему, надо полагать, счастью. Время здесь – универсальная и объективная единица: оно перебирается в сознании, как на планшете, с целью подключения к той или иной точке прошлого. Такой матерый, если не сказать замшелый, позитивизм выглядит архаикой даже на фоне современной науки, не говоря уж, например, о философии. Идея о том, что всё можно правильно подсчитать, надлежаще заархивировать и строго последовательно применить, конечно, в известном отношении заманчива, но ее всеобъемлющая наивность слишком давно стала очевидной. Воскрешать подобные грезы можно разве что с карикатурным уклоном, хотя как раз в драматургическом стиле и манере съемки Бессон здесь предельно карикатурен. Приключения синего порошка, корейская мафия Тайваня, лирические признания маме («Я помню вкус твоего молока во рту»), игры в Николая Дроздова, когда событиям из прежней Люсиной жизни подбирается зоологическая метафора, прямая и явная как удар в челюсть, – абсолютно всё доведено до гротеска. Всё, кроме умопомрачительной веры в информационно-технологический прогресс, долженствующий не мытьем, так катаньем осчастливить самые мозговые сорта человечества…

МЫ В СОЦСЕТЯХ