ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Я - НАЧАЛО

ЖАНР: Научно-фантастический фильм Драма

РЕЖИССЁР: Майк Кэхилл

СТРАНА: США

ГОД ВЫПУСКА: 2014

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 01:47:46

В РОЛЯХ:

ПРЕАМБУЛА

«Я — начало» (англ. I Origins) — американский научно-фантастический фильм 2014 года режиссёра Майка Кэхилла (который является не только режиссёром, но также продюсером, автором сценария и монтажёром фильма).

Фильм рассказывает историю молекулярного биолога (Майкл Питт), который исследует эволюцию глаза. У него начинается страстный роман с молодой загадочной женщиной Софи (Астрид Бержес-Фрисби) в период интенсивной работы вместе со своей ассистенткой Карен (Брит Марлинг). Иэн делает важное открытие, подтверждающее эволюционную теорию возникновения глаза у живых существ. Однако гибель Софи и череда событий, связанных с совпадениями рисунка глазной сетчатки у различных умерших и родившихся людей, заставляет его продолжить расследование особенностей человеческого глаза в совершенно новом направлении.

Премьера состоялась на кинофестивале Сандэнс 18 января 2014 года, где завоевал Приз Альфреда П. Слоуна. Также был признан лучшим фильмом на Каталонском международном кинофестивале в Сиджесе.

СЮЖЕТ

В Нью-Йорке в собственной лаборатории молекулярный биолог аспирант Иэн Грэй (Майкл Питт) проводит исследования с целью доказать эволюционный характер развития глаза и показать процесс развития глаза от самых примитивных живых организмов до человека. Ему помогают компьютерный специалист Кенни (Стивен Ён) и трудолюбивая, умная студентка Карен (Брит Марлинг).

Однажды на вечеринке по случаю Хэллоуина Иэн знакомится с загадочной девушкой Софи (Астрид Бержес-Фрисби), которая одета в сексуальный карнавальный костюм и маску из чулка, открывающую только её глаза. Иэн фотографирует глаза Софи, затем они идут в ночной клуб, где занимаются сексом. Однако в какой-то момент Софи резко прерывает половой контакт, выбегает на улицу и уезжает на такси, не оставив ни имени, ни адреса. Иэн не успевает её догнать.

Некоторое время спустя Иэн заходит в магазин «7-11», где покупает лотерейный билет. На билете выбивается время его продажи: 11.11.2006, 11 часов 11 минут 11 секунд. Он садится на автобус № 11 и выходит, когда на него начинает лаять собака-поводырь. На остановке Иэн видит огромный билборд с рекламой косметики, на котором он узнаёт необычные глаза Софи. Выяснив через интернет по названию косметической фирмы имя фотомодели, Иэн начинает искать её и в конце концов встречает Софи в метро.

Между Иэном и Софи развивается стремительный роман, хотя он практически ничего о ней не знает, кроме того, что она родилась в Аргентине и в 11 лет переехала вместе с бабушкой в Париж. Вскоре Иэн и Софи решают пожениться и приходят в мэрию, чтобы подать заявление. Однако по закону их брак может быть оформлен только на следующий день после подачи заявления. В этот момент Иэну звонит Карен, сообщая, что среди тысяч слепых живых существ ей, наконец, удалось обнаружить вид червя с особой ДНК, которая встречается только у зрячих существ. Это открытие является прорывом в их исследованиях, так как они искали переходные формы на генетическом уровне от незрячих существ к существам, обладающим зрением.

Иэн вместе с Софи приезжает в лабораторию и знакомит её с Карен. Софи явно чувствует себя неуютно, заявляя, что люди подобны слепым червям. И если они не видят свет, это не значит, что его не существует. И то, что люди не видят Бога, совсем не означает, что его нет. Такие взгляды противоречат научным убеждениям Иэна, и между парой возникает напряжённость, нарушая их внутренний духовный баланс. Карен решает оставить их наедине и уезжает. Иэн и Софи снова начинают целоваться, и в этот момент Иэн неаккуратно задевает полку с пробирками, в результате чего колба с формальдегидом падает и разбивается. Формальдегид попадает в глаза Иэна, временно ослепляя его. Немедленно вызванная Карен промывает ему глаза и накладывает на них повязку, после чего говорит, что глаза полностью восстановятся только через 12 часов…

КРИТИКА

Фильм получил неоднозначные, хотя по большей части позитивные отклики критики, отметившей масштабность тематики, научную ориентацию и высокие визуальные качества картины. С другой стороны, некоторые критики обратили внимание на поверхностную трактовку некоторых научных положений и сюжетные дыры.

Кинокритик Тодд МкКарти в «Голливудский репортёр» назвал картину «бодряще отважной исследовательской работой, которая достигает исключительного баланса между эмоциональными и интеллектуальными аспектами своей необычной истории». Автор считает, что это «очень сложный и в визуальном плане роскошный фильм, погружённый в довольно загадочную, но при этом увлекательную сферу научных исследований», отмечая далее, что Кэхилл «ставит свой возбуждающий душевное волнение режиссёрский дар на службу истории с разносторонними романтическими, биологическими и метафизическими аспектами»[3].

Клодиа Пуйг в «USA Today» охарактеризовала фильм как «увлекательный низкотехнологический научно-фантастический триллер», который исследует территорию, «на которой заканчивается наука и начинается сфера духовного». Назвав фильм «увлекательной медитацией на тему веры и науки, которая искусно уравновешивает эмоциональные и интеллектуальные аспекты», Пуйг отмечает, что «самые волнующие моменты „Я — начало“ происходят в туманной области необъяснимого, и, несмотря на некоторые сюжетные дыры, фильм удачно срабатывает на нескольких уровнях». Критик заключает, что фильм «очарователен, тревожен и заставляет думать», а его «финал делает энергичный поворот, который наверняка воспламенит дискуссию»…

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Впечатления сначала были очень неоднозначные. Потом погрузился.

С первого взгляда бросились в глаза многочисленные факты деградации юсовской цивилизации (девчонка сама тащит парня в сортир потрахаться, лаборант-азиат находится на работе после принятия водки …)

Есть такой психологический термин, как “затыкание”, особенно остро он воспринимается в связи с личной жизнью людей. Наглядную иллюстрацию этого процесса можно увидеть в фильме, когда главный герой на почве депрессии от утраты неожиданно целует свою лаборантку и после этого мало-помалу начинаются их шуры-муры. Суть феномена или процесса “затыкания” в том, что человек, переживая боль утраты, боль разорванной связи с кем-то, пытается эти “дыры/пробоины” в душе заткнуть другой душой, другим человеком (хотя некоторые переключают внимание на домашних животных, с головой уходят в работу и т.д.; у каждого свой уникальный выбор). Однако, как говорится, “нет худа без добра”: именно его новая жена, а одновременно и его профессиональная коллега, и помогла ему восстановаить связь с душою, которая в прежней жизни была Софи.

Ещё одна важная тема, которая проявлена в этом фильме, – это оцифровка данных о людях, фотографирование “радужки” и т.д. По большому счёту, в этом процессе мало чего хорошего, ибо он нарушает принцип естественности Жизни, а, кроме того, под якобы благовидным предлогом, на самом деле, происходит сбор данных о населении для различных спецслужб.

Затронута глобально значимая тема взаимодействия естественного и искусственного, Души и техники. На мой взгляд, всё в Жизни должно быть максимально естественным: и труд, и чувства, и увлечения … Техника – это всего лишь помощник человека (так же, как деньги и прочие ресурсы) для чего-то хорошего, но нельзя абсолютизировать её значение и, тем более, ею злоупотреблять (как те же самые милитаристы). Человеку нужно управлять техникой, а не слепо доверять учёным и прочим спецам. В ранние времена люди обходились без всех этих технократических костылей и кто-то из них (разумеется, не все, а только искренно жаждущие этого) умел сильнее любить, бескорыстнее дружить, развивать свои таланты и гениальность (в том числе телепатию, умение притягивать нужных людей, ресурсы и т.д.). Как раз на днях наблюдал, как две пожилые бабульки беседовали о том, что в советское время больные люди выживали и даже ещё умудрялись счастливо пожить после операций на сердце без ношения суперточных аппаратов, измерителей, контроллеров и т.п. Главное – ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ. Вспоминается “Любовь к Жизни” Джека Лондона: http://lib.ru/LONDON/lifelove.txt

“Пути Божии неведомы”, посему даже проходя весьма суровые испытания, в том числе преодолевая соблазн мысленного уподобления Богу через относительное могущество техники, люди ПРИ ЖЕЛАНИИ, всё же, обретают СВОЁ Счастье.

Несмотря на то, что фильм представляет собой в основе своей лирическую драму, юсовцы не смогли обойтись без политизации, свидетельством чему стали кадры фильма уже после всей основной гущи титров в конце эфирного полотна.

Примечателен и сакральный символ – белый павлин. Однако, в замечательной книге духовного мыслителя К.Е. Антаровой “Две жизни” он расшифровывается несколько иначе (по сюжету, павлинами становились бывшие карлики).

Если вычесть чисто юсовские погрешности (к примеру, вышеуказанные бл…ства, восприятие любви преимущественно на уровне притяжения атомов тела, а также дурацкие стереотипные гундящие песенки: http://www.proza.ru/2009/11/19/1066), то фильм хороший, просмотра достоин. Самое серьёзное замечание только к излишней жестокости ситуации с лифтом, можно было и как-то более гуманистично выразить завязку-ключ для узнавания людей сквозь перерождения.

Примечательно, что данный фильм заблокирован для распространения на Ютубе. Предполагаю, что буржуи, рептилоиды и прочая нечисть сделали это из боязни возрождения интереса людей к освоению своего Духовного Пространства, к их воссоединению с Богом.

МЫ В СОЦСЕТЯХ