МОЗГ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ТАЙНЫ

ПОМНИ

ЖАНР: детектив триллер драма

РЕЖИССЁР: Кристофер Нолан

СТРАНА: США

ГОД ВЫПУСКА: 2000

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 01:53:34

В РОЛЯХ:

ПРЕАМБУЛА

«По́мни» (лат. Memento) — американский психологический детектив режиссёра Кристофера Нолана, снятый им по собственному сценарию на основе рассказа «Memento Mori» его брата Джонатана[4]. Главную роль исполнил Гай Пирс. Уникальность фильма в том, что сцены в нём следуют в обратном хронологическом порядке, от конца к началу, с перерывами на флешбеки, чтобы показать зрителю восприятие мира человеком с антероградной амнезией.

Название фильма «Memento» латинское и является аллюзией на крылатый латинизм Memento mori. В российском прокате название было переведено с латинского языка на русский.

Лента впервые была показана на Венецианском кинофестивале в 2000 году и сразу же восторженно принята критиками. Впервые в прокат фильм вышел во Франции — 11 октября 2000 года. На экраны США фильм вышел в ограниченный прокат 16 марта 2001 года. «Помни» стабильно входит в число двухсот пятидесяти лучших фильмов в истории по версии Internet Movie Database. В 2017 году внесён в Национальный реестр фильмов.

СЮЖЕТ

Главный герой фильма Леонард Шелби (Гай Пирс), следователь страховой компании, разыскивает убийцу своей жены. Основная трудность заключается в том, что Леонард пережил тяжёлую травму головы и вследствие антероградной амнезии не может удержать в памяти ничего дольше 5 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать татуировки для напоминания о людях, местах и событиях, которых не может сохранить его память. В расследовании ему помогают человек по прозвищу Тедди (Джо Пантолиано) и девушка Натали (Кэрри-Энн Мосс), но он не может доверять никому из них.

Основная интрига фильма заключается именно в скрытой от Леонарда части расследования — той, что осталась в недавнем прошлом. Чтобы сохранить интригу и заставить зрителя взглянуть на происходящее глазами героя, режиссёр использует инвертированную композицию: в одной из плоскостей повествования изложение разбито на пятиминутные отрезки, которые следуют друг за другом в обратном порядке. Каждый следующий сегмент показывает, чем обусловлены события предыдущего.

Пятиминутные отрезки перебиты трехминутными черно-белыми вставками, в которых повествование ведётся в обычном порядке. В конце фильма обе сюжетные линии сходятся воедино и черно-белая картинка обретает цвет. С этого момента зритель может восстановить полную хронологию событий.

В режиссёрских комментариях к фильму Нолан так описывает его:

Весь фильм — это взгляд внутрь: в личную реальность человека, в его жизнь; взгляд в то, с чем вынужден постоянно бороться человек: сам с собой и, конечно, с окружающей реальностью тоже. Кроме того, это взгляд на жизнь и мысли человека, чьё восприятие реальности и чей способ жизни полностью отличается от общепринятого. И я очень надеюсь, что мы поможем задуматься над собственным подходом к жизни. «Помни» — это взгляд внутрь, но это также и возможность взглянуть на мир глазами другого человека.

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

  • 2002 — 2 номинации на премию «Оскар»: лучший оригинальный сценарий (Кристофер и Джонатан Ноланы), лучший монтаж (Доди Дорн)
  • 2002 — номинация на премию «Золотой глобус» за лучший сценарий (Кристофер Нолан)
  • 2002 — премия «Выбор критиков» за лучший сценарий (Кристофер Нолан), а также номинация за лучший фильм
  • 2002 — 4 премии «Независимый дух»: лучший фильм (Дженнифер и Сюзанна Тодд), лучший режиссёр (Кристофер Нолан), лучшая женская роль второго плана (Кэрри Энн-Мосс), лучший сценарий (Кристофер Нолан), а также номинация за лучшую операторскую работу (Уолли Пфистер)
  • 2002 — 4 номинации на премию «Спутник»: лучший фильм — драма, лучший режиссёр (Кристофер Нолан), лучшая мужская роль — драма (Гай Пирс), лучший оригинальный сценарий (Кристофер Нолан)
  • 2002 — премия «Сатурн» за лучший приключенческий фильм, боевик или триллер, а также номинация за лучшую мужскую роль (Гай Пирс)
  • 2002 — премия Эдгара Аллана По за лучший фильм (Кристофер Нолан)
  • 2002 — номинация на премию Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру художественного фильма (Кристофер Нолан)
  • 2001 — попадание в десятку лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США
  • 2001 — приз кинофестиваля «Сандэнс» за лучший сценарий имени Уолдо Солта (Кристофер и Джонатан Ноланы), а также номинация на Гран-при жюри в категории «драма» (Кристофер Нолан)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

От автора: Психоаналитический анализ фильма “Помни”.
О возможности выхода в депрессивную позицию

Психоаналитический анализ фильма “Помни”.
О возможности выхода в депрессивную  позицию
—–
Аннотация:
Главный герой фильма Леонард Шелби, следователь страховой компании, разыскивает убийцу своей жены. Основная трудность заключается в том, что Леонард пережил тяжёлую травму головы и вследствие антероградной амнезии не может удержать в памяти ничего дольше 15 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать самому себе татуировки для напоминания о людях, местах и событиях, которых не может сохранить его память. В расследовании ему помогают ек по прозвищу Тедди и девушка Натали, но он не может доверять никому из них.

Несмотря на ужасную историю убийством жены, которую расследует Леонард (Ленни), поражает при этом его нежная привязанность к жене и то, как болезненно он переживает ее “смерть”. В финальных сценах мы видим, что жена Ленни жива (!), и они вместе лежат в постели. Но почему-то эти “хорошие” мгновения уже не остаются в памяти Ленни.

Если не настаивать на медицинских аспектах и возможно ли это в принципе, а рассмотреть происходящее с Ленни с аналитической позиции, то в фильме показано, как такая травма, как порча и утрата хорошего объекта, не проходит, даже если сам объект затем возвращается (жена Ленни жива, но он “не помнит” этого).

Ленни, несмотря на свой дорогой и “взрослый” внешний облик (модная прическа, элегантный костюм, дорогое авто), красивое тело – по сути, ребёнок, утративший значимый объект и бесконечно горюющий, не имеющий никакой надежды на дальнейшую (другую) жизнь. И не зря этого элегантного накаченного красавчика в фильме все персонажи называют  уменьшительным “детским” именем – Ленни.

Бесконечный ужасный день сурка для Ленни ограничен всегда только теми фактами, на которые он успевает обратить внимание и связать в единую картину прямо сейчас за 15 минут – и это всегда конечный небольшой промежуток, как краткое бодрствование младенца. И в каждый этот промежуток жизнь Ленни ограничена у воспоминаем об утраченном рае и ужасе потери (смерти). И он точно знает, что в он обречён на отсутсвие перспективы (нет возможности отгоревать горе и жить дальше). Ленни заперт в одном дне, точнее, в обрывке дня.

Показано, что происходит с психикой в ситуации, когда травма не может быть переработана (нет психического аппарата (как у младенца), а в фильме – это травма Ленни. Есть только закаливающие чувства тревоги, страха смерти, ярость, сексуальные влечения (секс с Натали, несмотря на тоску по жене) – либидо и танатос, постоянный вопрос – я  жив или я мертв? Ленни весь фильм бегает за кем-то или от кого-то и кого-то убивает.

Ребёнок, утративший значимый объект на параноидно-шизоидной позиции, не может снова поверить, что та мать, которая исчезла и его оставила, а потом вернулась – это та же самая мать, как Ленни не помнит, что его жена жива. В фильме эта ситуация обыгрывается как травма головы Ленни.

Согласно психоаналитической концепции Мелани Кляйн (“Зависть и благодарность”, теория объектных отношений), мир объектов  младенца до 3-4 месяцев разделен на ужасные и прекрасные, которые сменяют друг друга и воспринимаются им тотально – так называемая шизоидно-параноидная позиция, для которой характерны расщепление, фрагментация, подозрение, изоляция, всемогущая самодостаточность, зависть, проекция, ярость – именно то, что происходит в фильме с Ленни.

В норме, по мере роста и развития, младенец ставится способен  соединять в себе ощущения от хорошего и плохого объекта единый образ, что это та же самая мать (грудь). Это достаточно болезненное открытие, потому что несет с собой беспокойство, что собственные агрессивные импульсы могли разрушить любимый объект, утрату и скорбь по утраченному прекрасному объекту, чувство вины. В фильме Ленни забывает, что сам непреднамеренно сам и убил жену, введя ей несколько доз инсулина – здесь важно, что эта информация появляется как версия в конце фильма, где герой может испытывать вину.
Часто эти чувства настолько непереносимы, что происходит возвращение на шизоидно-параноидную позицию – что и происходит с Ленни – каждый день – это бесконечная паранойя и гонка преследования.

Дальше, все, что ещё может Ленни – эти придать смысл тем фактам и обрывкам, на которых успеваете зафиксировать своё внимание.
Для человека, лишенного возможности продолжить жить после потери, Ленни находит блестящий выход из ситуации – и видимо, единственно  возможный – он придаёт смысл тому, что есть сегодня, сейчас, и берет управление своей краткосрочной жизнью  в свои руки – так он может жить, каждый день, имея этот смысл. И этот момент, безусловно, вдохновляет.

В реальной реальности жена Ленни жива, в реальности Ленни  – она всегда умерла “вчера”. Психика Ленни находит выход в ярости – в смысл жизни того ограниченного ее кусочка, который способна удержать психика Ленни. Признать, что ты сам каким-то образом “портил” хороший объект – здесь невозможно, значит не рождается чувство вины и переход к следующему  уровню развития – замкнутый круг, день сурка.
Нормальное же развитие чувства вины имеет следствием способность переносить его, а не тормозить инстинктивные импульсы или регрессировать к примитивным защитам.

Здесь же лежит идея о том, что дальнейшая реальная новая жизнь после потери (смерти близкого) невозможна, если происходит капсуляция во времени, в агрессивных чувствах и когда нет возможности совершить репарацию и испытать чувство вины…

В развязке – главная идея фильма.
Ленни убивает полицейского  Тэдди, перестав быть его пешкой  и уничтожив эти воспоминания, чтобы иметь смысл жить дальше.
В финале, когда Ленни едет в машине, он размышляет о том что реально, что важно, и что делает таковым человека- человеком: “Я должен верить в тот мир, который создаёт мой разум. Я должен верить, что мои действия имеют смысл.”
Тот смысл, который единственно возможен в условиях Ленни, который снова все забудет… но желание жить, быть человеком – значит иметь смысл, пусть на 15 минут, побеждает! Но это, увы, снова жизнь “в травме”, а не за ее пределами…
——
У Ленни есть 15 минут на синтез фактов в единую картину мира. Но всегда ли мы сами можем положиться на свою память и ответить себе на вопрос, зачем мы делаем то или иное действие и почему на нас “такая одежда и откуда такая машина”(как в фильме Тэдди спрашивает  об этом Ленни)?

Каждый наш день так же состоит из набора определённых фактов, выбранных нашей заботливой психикой  из нашего прошлого и мы их сейчас и интерпретируем, как нам удобно, чтобы прожить сегодняшний день, и используем разные защиты, чтобы вытеснять, искажать, рационализировать или отрицать.

Вопрос “Кто ты сейчас?” – его тоже задаёт главному герою Тэдди – совсем не так прост и актуален до каждого в каждый момент времени. Всегда ли мы можем на него ответить? Думаю, нет.

РАЗБОР

У меня были пару вопросов, с которыми я никак не мог разобраться, но вся проблема оказалась в русском переводе.

 

Если рассматривать фильм в хронологическом порядке, Ленни понимает что Тедди его обманывает, сжигает фото двух “Джонов Джи” (один из которых был тот самый который напал на его жену и ударил по голове Ленни, а второй — парень Натали ), потом Ленни подменяет факты, чтобы убедить себя что Тедди убил его жену, записывает номер машины Тедди, который он вскоре поедет набивать в тату салон, где он снова все забывает и находит в кармане костюма Джимми записку от Натали. После этого он едет к Натали в бар, она видя машину Джимми подошла к ней со словами “Джимми…” и поняла что обозналась, после чего Ленни зашёл в бар и она ему говорит “Наглость зайти сюда в таком виде и просить пива”.

Вопрос 1: почему она это говорит (предположим она была удивлина что непонятный тип приехал в костюме и на машине её бойфренда)?

Вопрос 2: почему она решила использовать Ленни в будущем если она видела что он приехал на машине её парня и в его костюме? (странный момент)

Вопрос 3: Зачем Натали хотела избавиться от Додда? Что я заметил еще когда она врет про то что её избил Додд, она добавляет что Додд знает на какой машине Ленни. Зачем она это говорит? Зачем Додду преследовать Ленни?

мой пост “Фильм “Помни” 2000 г Кристофера Нолана. Вопросы, которые не дают…”

Вопрос 1: почему она это говорит (предположим она была удивлина что непонятный тип приехал в костюме и на машине её бойфренда)?

1) Натали наехала на Ленни в баре, потому что он был одет не по дресс коду (в Русском переводе “У вас по одежде встречают?”)

С вторым и третьим вопросами остались недопонимания, но все же.

Конечная моя версия такова, после разговора с Ленни в баре, Натали догадалась что Ленни убил Джимми (всё-таки он был на Ягуаре Джимми и в его одежде). И с помощью Ленни она стала решать свои проблемы. Сначала попросила избавиться от Додда, а потом избавиться от Тедди (т.к. она поняла схему Тедди), из-за которого Ленни убил Джимми (Тедди по сути был “режиссёром” всех убийств Ленни)

Вопрос 2: почему она решила использовать Ленни в будущем если она видела что он приехал на машине её парня и в его костюме? (странный момент)

2) Просто она решила его использовать, так как видимо поняла что Джимми мертв.

Вопрос 3: Зачем Натали хотела избавиться от Додда? Что я заметил еще когда она врет про то что её избил Додд, она добавляет что Додд знает на какой машине Ленни. Зачем она это говорит? Зачем Додду преследовать Ленни?

3) Она хотела избавиться от Додда, т.к. ,понятное дело, что Додд будет требовать с нее деньги или наркотики. В итоге она использовала Ленни, тем самым отпугнула Додда и также избавилась от Тедди (из-за которого, по сути был убит Джимми).

В русской озвучке куча ошибок, которые не дают понять фильм.

Например в этой сцене переведено как “Джимми думает что я его подставила”, хотя на этот момент Джимми вообще мертв, это вводит в ступор. В оригинале она говорит “Jimmy’s partner…”

Возможно я разобрался не во всём, но единственное что я точно понял это то что нельзя смотреть фильмы в переводе. Миллиарды ошибок перевода, которые в таких фильмах, где важна каждая деталь, вводят в ступор.

ОТЗЫВ

Достоинства: сюжет, монтаж, головоломка, повествование, актёрская игра, главный герой!
Недостатки: их нет!
Всем здравствуйте!
Сегодня мой отзыв будет на фильм “Помни”, который снят аж в далёком 2000 году. Не знаю, где я была и почему я его не посмотрела ранее, ведь это кино имеет очень высокие рейтинги и входит в число лучших фильмов в истории. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда!
Фильм “Помни” снял довольно известный режиссёр Кристофер Ноллан. Он, я думаю, многим известен по фильмам “Начало” и “Интерстеллар”. В главной роли снялся Гай Пирс.

Сюжет фильма рассказывает о молодом мужчине, который с маниакальным упорством разыскивает убийцу своей жены. И главная трудность, с которой он сталкивается – это его редкое заболевание. Он помнит события, которые происходили с ним давно, до несчастного случая с женой, когда он получил травму головы, а всё остальное для него туман. Главный герой не может удержать в памяти хоть что-то более пятнадцати минут. Но в том, чтобы действовать ему помогают записки, фотографии, сделанные на полароид и татуировки на собственном теле. Таким образом он восстанавливает по крупицам, что сделал и что ему необходимо делать дальше.

Фильм очень интересный сам по себе, а постановка и повествование просто взрывают мозг! Это такая невероятная головоломка, что смотришь затаив дыхание, боясь хоть что-то пропустить или упустить. Интрига не отпускает до конца фильма. Да что там до конца… финал подразумевает зрителю самому разобраться и решить, кто же всё-таки убил жену главного героя. Повествование данной истории разбито на небольшие отрезки, которые остались в недавнем прошлом героя и скрыты от него, и которые следуют друг за другом в обратном порядке. Каждый новый отрезок показан шире, масштабнее и дополняет события предыдущего отрезка. И всё это ещё вдобавок разбавлено чёрно-белыми вставками, где показано настоящее время. А в финале мы получаем цельную историю, собранную из этих отрезков, где и чёрно-белая картинка обретает цвет и мы можем восстановить всю последовательность событий. Такая подача очень впечатляет. Я обожаю фильмы головоломки, но эта просто вынесла мозг, хотя не считаю себя неопытным зрителем и предварительно знала, что меня ожидает! Я, вообще, очень ценю фильмы, разбавленные постоянными флешбэками или же показами будущего, но вот такой формат, где всё от начала и до конца завязано на сложнейшем монтаже – это просто нечто шедевральное!

Покажи этот фильм задом наперёд – был бы очередной проходной фильм с банальной историей, а вот такой шикарный приём делает этот фильм культовым. Актёрская игра на очень высоком уровне. Открытый финал тоже радует, даёт возможность поразмышлять. В общем, я довольна очень-очень сильно! Если вдруг кто-то тоже непонятно чем занимался в год выхода этой картины и не посмотрел её за последние годы, то стоит это сделать сейчас – спустя двадцать лет!
Всем зрелищного просмотра и спасибо, что уделили внимание моему отзыву! До новых встреч в сети!
Время использования 1 раз
Общее впечатление Невероятно головоломчатый и интригующий фильм!
Моя оценка
5
Рекомендую друзьям ДА

МЫ В СОЦСЕТЯХ