ПРОМЕТЕЙ
ЖАНР: научная фантастика
РЕЖИССЁР: Ридли Скотт
СТРАНА: США / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
ГОД ВЫПУСКА: 2012
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 02:03:54
В РОЛЯХ:
- Нуми Рапас — археолог Элизабет М. Шоу
- Майкл Фассбендер — андроид Дэвид
- Шарлиз Терон — руководитель экспедиции Меридит Виккерс
- Идрис Эльба — капитан корабля Джанек
- Логан Маршалл-Грин — археолог Чарли Холлоуэй
- Гай Пирс — Питер Вейланд
- Рэйф Сполл — биолог Милбёрн
- Шон Харрис — геолог Файфилд
- Кейт Дики — медик Форд
ПРЕАМБУЛА
Сюжет кинокартины повествует о том, как в конце XXI века космический корабль «Прометей» отправляется к звёздной системе, изображение которой исследователи обнаружили среди наскальных рисунков разных, не связанных друг с другом древнейших цивилизаций. В поисках ответов на вопрос о происхождении человека экипаж корабля прибывает на далёкую планету, где обнаруживает угрозу, которая может привести к исчезновению человеческого вида.
Разработка фильма началась в начале 2000-х как пятая часть франшизы «Чужой». Режиссёры Ридли Скотт и Джеймс Кэмерон разработали идею фильма, который станет приквелом к научно-фантастическому фильму 1979 года «Чужой». Но проект отложили до 2009 года.
В 2009 году Джон Спэйтс написал первый сценарий последующих событий после фильма «Чужой». Но, поскольку история предполагала большой бюджет ($250 млн) и развитие концепции «Чужих», а студия не рискнула выделять огромные деньги на фильм с рейтингом «R», то Ридли Скотт решил временно отойти от тематики «Чужих». В конце 2010 году Деймон Линделоф, создатель телесериала «Остаться в живых», вместе со Скоттом разработали сценарий, предшествующий событиям фильма «Чужой» 1979 года, но не связанный с ним напрямую. Скотт объявил, что в ходе работы над сценарием сюжет развился в самостоятельную историю, хотя и содержит как определённые знакомые мотивы, так и элементы прошлых фильмов. По его словам, «в фильме есть частицы Чужого и показана история пилота в кресле». Сценарий много раз переписывался, вплоть до начала съёмок, в числе прочего в сюжет были введены религиозные мотивы, развитие получила тема взаимодействия высокотехнологичных андроидов и людей. Декорации создавались при участии Руди Гигера — художника оригинальной картины 1979 года.
«Прометей» был запущен в производство в апреле 2010 года после подготовительного этапа, во время которого разработали специальные технологии для съёмки существ. Фильм рекламировался с помощью особой маркетинговой кампании в сети. Были выпущены три видеоролика с участием главных героев фильма, раскрывающих элементы вселенной фильма, которые в целом получили положительные отзывы.
Фильм был выпущен 1 июня 2012 года в Великобритании и 8 июня 2012 года в странах Северной Америки. Фильм получил в целом положительные отзывы и похвалы за дизайн, визуальные эффекты и игру актёров, тогда как критике подверглись сценарий и неразрешённые сюжетные моменты. Картина собрала более 403 млн долларов в общемировом прокате, а её сиквел «Чужой: Завет» вышел в мае 2017 года.
СЮЖЕТ
В 2089 году археологи Элизабет Шоу и Чарли Холлоуэй обнаруживают в горах Шотландии изображение древней звёздной карты, которая совпадает с похожими изображениями из разных древних цивилизаций. Они интерпретируют это как приглашение от «Создателей». Питер Вейланд, очень старый директор «Weyland-Yutani Corporation», финансирует экспедицию научного судна «Прометей» для изучения далёкого спутника LV-223, обращающегося вокруг планеты одной из звёзд, указанных на карте. Экипаж корабля проводит длительный перелёт в состоянии криосна, в то время как андроид Дэвид контролирует ход полёта. Прибыв к цели в декабре 2093 года, глава экспедиции Меридит Виккерс сообщает участникам о цели миссии — поиске Создателей, но она запрещает вступать с ними в контакт без её разрешения.
«Прометей» приземляется на бесплодную гористую поверхность, рядом с колоссальным искусственным сооружением, команда приступает к его исследованию. Внутри они обнаруживают систему генерации воздуха, пригодного для дыхания, зал со множеством небольших цилиндров, содержащих неизвестную тёмную жидкость, огромную статую-монолит в виде человекоподобной головы, а также труп Создателя в скафандре с оторванной головой. Шоу решает забрать голову на корабль для изучения. Экипаж не находит других инопланетных тел, что даёт основания полагать, что Создатели как вид либо вымерли, либо очень давно покинули планету. Члены экипажа, биолог Миллберн и геолог Файфилд чувствуют себя ненужными из-за открытий, не связанных с их специальностями, и самовольно пытаются вернуться к «Прометею», но не могут найти выход из сооружения. Между тем Дэвид втайне ото всех берёт с собой один из чёрных цилиндров. Дальнейшее изучение структуры сооружения приходится отложить из-за надвигающегося урагана, что заставляет команду вернуться на корабль. В лаборатории корабля при исследовании головы Создателя выясняется, что его ДНК почти полностью совпадает с ДНК человека. Дэвид получает указания от неизвестного, которые отказывается сообщать даже Виккерс. После Дэвид извлекает чёрную жидкость из цилиндра и скрытно добавляет её каплю в алкогольный напиток ничего не подозревающего Холлоуэя. В ту же ночь Шоу и Холлоуэй занимаются сексом…
КРИТИКА
Рейтинг веб-сайта Rotten Tomatoes показывает, что на основе отзывов 310 критиков фильм получил положительный отклик от 73 % критиков. Средний рейтинг 6,9/10, где говорится: «Амбициозный квази-приквел Ридли Скотта к „Чужой“ может не ответить на все важные вопросы, но его искупает западающее в память визуальное величие и убедительная игра — особенно Майкла Фассбендера в образе привередливого андроида». Сайт Metacritic оценил фильм на 64 баллов из 100 на основе 43 обзоров, что указывает на «в целом благоприятные» отзывы. Опросы CinemaScore показали, что кинозрители поставили фильму среднюю оценку на «B» по шкале от «A» + до «F», в то время как зрители моложе 25 лет дали ему самую высокую оценку «A». Сюжет вызвал неоднозначную реакцию критиков, которые критиковали элементы истории, оставшиеся неразрешёнными или предсказуемыми.
Тодд Маккарти из The Hollywood Reporter назвал визуальные эффекты яркими, ошеломляющими и великолепными, на высоком техническом уровне и похвалил игру Фассбендера, Рапас и Терон, но написал, что фильм «слишком угождает воображаемым ожиданиям аудитории, хотя, немного более смелые идеи могли бы привести его к неожиданным направлениям». Том Хаддлстон из Time Out London писал, что «картинка приятная, а дизайн потрясающий, но сценарий кажется плоским… диалоги ленивыми, а сюжет, хоть, и набит яркими концепциями, но просто не складывается. После приятной постановки центральный акт становится мешковатым, запутанным, и местами немного скучным, в то время, как в кульминации есть запал, но нет реального импульса». Эмануэль Леви написал, что фильм «не только не прямолинейный, но и обещает больше оригинальных идей, провокационных тем, чем может дать». Роджер Эберт дал фильму 4 звезды из 4, назвав его «безупречным сочетанием сюжета, спецэффектов и актёрского состава, снятого в эффектной трёхмерной картинке». Эберт писал, что выступление Рапас «продолжает традицию удивительной женской силы, начатую Сигурни Уивер в „Чужом“, но посчитал, что Идрис Эльба имеет наиболее интересное развитие характера. Эберт посчитал, что сюжет вызывает вопросы, а не отвечает на них, что сделало фильм интригующим и параллельным «классическим традициям научной фантастики золотого века». Позже он назвал его одним из лучших фильмов 2012.
Джонатан Крокер из Total Film написал, что сюжет удачно вписался в мифологию франшизы «Чужой», предлагая при этом свои собственные оригинальные идеи. Лиза Шварцбаум из Entertainment Weekly положительно отзывалась об актёрском составе, особенно Рапас. Эндрю О’Хехир на сайте Salon написал, что фильм был «мрачным, зрелищным и тяжеловесным, но знаменательным и грандиозным… что одновременно великая сила и великая слабость фильма», и раскритиковал персонажей. О’Хехир также отметил работу оператора Вольски и дизайн Макса. Энтони Скотт из New York Times раскритиковал сюжет как слабый и заявил, что поворотные моменты повествования подрывают его «высокий, потрясающий потенциал». Он сказал, что в фильме нет разоблачений, а только «кусочки мгновенно неожиданной информации, лишённые смысла или резонанса», и что Рапас — «прекрасная героиня, уязвимая и решительная».
Критик эстрадного кино Джастин Чанг писал, что «повествовательная структура фильма не способна учесть философские идеи, и что „Прометей“ лениво откладывает ключевые моменты сюжета, предполагая, что будет снято продолжение». Питер Брэдшоу из Guardian писал, что «„Прометей“ более грандиозный, продуманный, но менее интересный, чем „Чужой“, и ему не хватало главного финального действия». Ян Натан из журнала Empire не был впечатлён Рапас, которую он назвал неубедительной, и сказал, что с «отсутствием интриги, потрёпанными персонажами, очень плохим сценарием, всё же потрясающие визуальные эффекты, мрачное безумие не могут помешать „Прометей“ почувствовать себя бедным родственником „Чужой“». В The Village Voice Ник Пинкертон писал, что фильм «склонен к поверхностной тяжеловесности и Скотт всё ещё может имитировать внешний вид эпического, благородного, важного фильма, но внешний вид — это всё». Он раскритиковал Рапас и Маршалл-Грин за то, что они не смогли вызвать интерес к их персонажам, но добавил: «Здесь есть несколько декораций, которые найдут почётное место среди поклонников телесного ужаса, всего липкого и вязкого».
Джеймс Кэмерон сказал: «Мне понравился „Прометей“. Я думаю, что он великолепен. Я думаю, что Ридли Скотт вернулся в научную фантастику с энтузиазмом, с великолепно поставленной, красивой картинкой, отличными 3D сценами природы. Могло быть несколько вещей, которые я сделал бы по-другому, но дело не в этом — это можно сказать о любом фильме». Однако, несмотря на его похвалу, он также сказал, что, по его мнению, в фильме «нечто не складывается логически».
НАГРАДЫ
- BAFTA 2013 — номинация: лучшие визуальные эффекты;
- Оскар — номинация: лучшие визуальные эффекты.
- Сатурн 2013 — две номинации: лучшая мужская роль второго плана и лучший научно-фантастический фильм.