ЕШЬ, МОЛИСЬ, ЛЮБИ
ЖАНР: драма мелодрама
РЕЖИССЁР: Райан Мерфи
СТРАНА: США, ИНДОНЕЗИЯ
ГОД ВЫПУСКА: 2010
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 02:14:21
В РОЛЯХ:
- Джулия Робертс — Элизабет Гилберт
- Хавьер Бардем — Фелипе
- Билли Крудап — Стивен
- Ричард Дженкинс — Ричард
- Виола Дэвис — Делия
- Джеймс Франко — Дэвид
- Кристин Хаким — Вайан
- Софи Томпсон — Корелия
- Тува Новотны — Софи
ПРЕАМБУЛА
«Ешь, молись, люби» (англ. Eat, Pray, Love) — художественный фильм Райана Мёрфи, экранизация одноимённого автобиографического произведения Элизабет Гилберт с Джулией Робертс в главной роли.
СЮЖЕТ
У Элизабет Гилберт было всё, о чём может мечтать современная женщина – муж, дом, успешная карьера, – но, как и многие другие, она оказалась потерянной, сбитой с толку и хочет найти то, чего действительно хочет в жизни.
Необъяснимо несчастная и беспокойная после восьми лет брака, Элизабет больше не хочется быть замужем. Стивен не понимает почему и с трудом соглашается на развод. Тем временем у нее короткий роман с Дэвидом, молодым актёром.
Итак, разведённая и находящаяся на перепутье, Гилберт выходит из своей зоны комфорта, рискуя всем, чтобы изменить свою жизнь, и отправляется в путешествие из трех пунктов: Италия, Индия и Бали. В своих путешествиях она открывает для себя истинное удовольствие от правильного питания, наслаждаясь пастой и мороженым в течение четырех месяцев. Новая подруга знакомит ее с частным преподавателем итальянского языка, и они вместе празднуют День благодарения. После этого она отравлена своими чувствами. Лиз отправляется в ашрам, где она испытывает силу молитвы в Индии. В дополнение к массовым молитвенным сеансам, посвященным их гуру, ей поручили мытье полов. Ричард держит ее в напряжении, а также поддерживает. Когда он готов двигаться дальше, ее переводят на приветствие и ориентацию вновь прибывших.
Чувствуя себя более сосредоточенной, Лиз переезжает на Бали. Через год после первой встречи с ним она вновь встречается с Кетуту. Он дает ей различные задания. Пока Лиз катается на велосипеде, она съезжает с дороги, поэтому ее отправляют в деревню Вайан, чтобы помочь вылечить рану на ноге. Там она знакомится с бразильцем Арменией, который убеждает ее вернуться в деревню той ночью в пляжную хижину для танцев.
Там Фелипе подходит к Лиз, извиняясь за то, что чуть не убил ее своим джипом. Армения пытается свести ее с молодым Йеном, но она не хочет еще одной праздной интрижки. Фелипе предлагает подвезти ее. Несколько часов спустя он возвращается с лекарством от похмелья и своим номером.
Они встречаются, и две недели спустя Лиз обращается к своим друзьям с призывом пожертвовать на будущий дом Вайан, собрав более 18 000 долларов. Когда Фелипе предлагает им провести несколько дней вместе, Лиз впадает в панику и расстается с ним.
Решив, что ее время там закончилось, Лиз собирается уходить и останавливается, чтобы попрощаться с Кетутом. Он побуждает ее принять любовь, а не убегать от нее. Она принимает его совет и бежит вслед за Фелипе и признается ему в своих чувствах. Наконец и неожиданно к ней приходит внутренний покой и равновесие истинной любви.
КРИТИКА
На сайте Rotten Tomatoes фильм получил рейтинг одобрения 36%, основанный на 207 отзывах со средним рейтингом 5.20/10. Консенсус критиков сайта гласит: На пейзаж приятно смотреть, а Джулия Робертс такая же яркая, как всегда, но без духовной и эмоциональной наполненности книги.
Питер Брэдшоу из The Guardian дал фильму 1 звезду из 5 и написал в своем обзоре:
Сижу, смотрю, стону. Зеваю, ерзаю, потягиваюсь. Ем Сникерс, молюсь о конце ужасного фильма об эмоциональном росте Джулии Робертс. Радуюсь тому факту, что этот фильм не может длиться вечно. Вздрагиваю, грежу наяву, хмурюсь. Возмущаюсь сценарием, возмущаюсь актерской игрой, возмущаюсь дурацкой трехсторонней структурой. Стискиваю зубы, сжимаю кулаки, сосредотачиваюсь на сюжете. Беспокойная путешественница Джулия находит удовлетворение в экзотической иностранной кухне, экзотической иностранной религии, сексе с экзотическим иностранцем Хавьером Бардемом. Фильму покровительствуют итальянцы, индийцы, индонезийцы. Джулия находит духовность, отвергает крысиные бега, дает балийскому психотерапевту 16 тысяч на покупку дома. Балийский терапевт благодарен и скромен. Вздох, моргание, шмыганье носом. Проверяю часы, стону, падаю.
Уэсли Моррис из The Boston Globe дал фильму 3 звезды из 4, написав:
Это романтическая комедия? Или мелодрама? По правде говоря, это ни то, ни другое. Это просто фильм про Джулию Робертс.
Кинокритик San Francisco Chronicle Мик Ласалль в целом положительно отозвался о фильме и похвалил чувствительную и со вкусом подобранную режиссуру Мерфи, поскольку она находит способ осветить и усилить мысли и эмоции Гилберт, которые занимают центральное место в истории. Негативные отзывы также оставили издания The Chicago Reader и Rolling Stone.
Корреспондент Би-би-си Марк Кермоуд поместил фильм на 4-е место в своем списке худших фильмов года, сказав:
Ешь, молись, люби… блевотина. Фильм с посланием о том, что научиться любить себя — это величайшая любовь из всех, хотя я думаю, что люди, снявшие этот фильм, любят себя слишком сильно.
Фильм получил в целом негативные отзывы в итальянской прессе
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
“Ешь, молись, люби” — фильм снятый по одноименному роману-автобиографии американской писательницы Элизабет Гилберт. Книга издана миллионными тиражами, выпущена в 42 странах. Главную роль в экранизации картины сыграла Джулия Робертс. Огромная популярность романа говорит о том, что многие нашли себя в переживаниях автора и вдохновились ее способом преодоления кризиса. Только если убрать очарованность путешествиями по Италии, Индии и Индонезии, можно обнаружить, что эта история скорее про разрушение опор, а не восстановление. В фильме нас погружают в жизнь главной героини. У Элизабет успешная карьера, любящий муж, друзья и социализация. Только в образцовой жизни она чувствует себя несчастной — нет больше «ни страсти, ни веры, ни искры», — как говорит она сама о себе. Можно предположить, что депрессивное и апатичное состояние Элизабет связано с экзистенциальным кризисом. О нём свидетельствуют следующие вопросы:
Фильм не даёт четкого ответа на вопрос, в какой момент изменились эмоциональное и психическое равновесие героини, что послужило триггером. Но мы видим цепь импульсивных поступков: девушка увольняется с работы, разводится с мужем и уезжает в путешествие на накопленные сбережения. Непонятно, как долго зрели эти решения, по фильму они кажутся аффективными. Цикличность жизни, как и человеческого настроения — естественный процесс и необязательно каждый раз разводиться или увольняться для того, чтобы убежать от состояния грусти. Вообще необязательно от него убегать, а иногда и противопоказано. Проблема, которая очевидно обрисовывается в кинокартине и подтверждается многочисленным цитатами — это склонность девушки к созависимым отношениям. Она говорит о себе: «Я растворяюсь в том, кого люблю, я проницаемая оболочка. Если я люблю тебя — все твоё: мои деньги, мое тело, моя собака, деньги моей собаки. Я приму на себя твои долги, припишу тебе высшие достоинства, которые ты и не знал в себе. Я дам тебе все это и больше, пока не останусь опустошённой». Возможно именно неудовлетворенность отношениями, ощущение внутренней пустоты и одиночества, которые присущи созависимому человеку, и послужили причиной кризиса. Было бы логично исследовать их и затронуть другие сферы жизни прежде, чем принимать решения, существенно влияющие на её распорядок. Ошарашенный муж, которого поставили перед фактом развода, видимо, без каких-то на то предпосылок, предлагает здоровый вариант развития событий: взять паузу и успокоившись, принять решение, что делать с семейной жизнью. Людям, склонным к созависимым отношениям, полезно волевым усилием отдаляться друг от друга, сосредотачиваясь на других сферах жизни. Это помогает избежать слияния и увидеть другие точки опоры. Но героиня стоит на своём и требует развод, за что потом неоднократно себя винит. Что можно было бы сделать в подобном случае? Отдалиться, сосредоточиться на себе, понять неудовлетворенные потребности, озвучить мужу чувства и вместе выработать план, как вывести отношения на более лучший качественный уровень. Складывается ощущение, что героиню тяготит надежная, стабильная, семейная жизнь. Она ждёт водоворота эмоций и страстей, которые в нормальных отношениях длятся некоторое время на начальном этапе. Именно поэтому сразу после развода Элизабет вступает в отношения с молодым любовником. Она не может и не умеет находиться с самой собой, чувствовать свои опоры и ищет их в мужчинах. «С 15 лет я встречалась с парнями, расставалась, у меня не было даже 2-ух недельной передышки, чтобы хоть немного подумать о себе», — рассказывает она. Необходимость постоянно быть в отношениях говорит о высоком уровне тревоги, которая развивается у человека в одиночестве. Это явный признак созависимости. Разумеется, новые отношения не спасают героиню от депрессивного состояния, а только на время его маскируют. «Ты была похожа на Стивена, а сейчас на Дэвида» — еще один признак созависимости теперь уже в комментариях друзей. В таких отношениях партнёр теряет себя и как бы растворяется в другом: его интересах, вкусах, занятиях. Конец всегда один: ощущение одиночества, скуки, пустоты и неудовлетворенности собой. Может быть сейчас в очередных разрушившихся отношениях героиня решит заняться поиском своей идентичности? Нет. Она принимает решение уволиться с работы и отправиться в путешествие на год. То есть убежать от пугающих ее негативных чувств. Важный момент фильма, когда подруга-психолог спрашивает Элизабет «для очистки совести»: «а вдруг путешествие не поможет?» Подруга явно знает что-то большее о преодолении кризиса. По итогу героиня едет в Италию, где объедается вкусной едой. В Индию — медитировать в ашраме. В заключение — в Индонезию, где учит старика-проповедника английскому языку. Путешествия дают положительный результат. Они помогают выйти за рамки привычного образа мыслей, расширить кругозор, испытать новые эмоции, взбодриться. Героиня возвращает утраченную связь с телом, контроль эмоций, переосмысливает свой опыт. Это важный этап преодоления кризиса, но только одна сторона медали. Что сценаристы и сама автор преподносят нам в качестве счастливого финала? Элизабет встречает бразильского красавца Фелипе. Их знакомство произошло в момент, когда мужчина наехал на неё на машине. Затем они встретились на вечеринке, где он подошел со словами: «Поверить не могу, именно эта песня играла у меня в машине, когда я вас сбил!» А на следующее утро привез коктейль от похмелья. Вообщем, внушающий доверие человек для осознанной женщины, прошедшей кризис. Конечно, героиня снова вступает в отношения. Конец фильма. Так миллионы молодых людей смотрят кино, вдохновленные привлекательными картинами из путешествий и снова влюблённой Гилберт, мечтают о том, чтобы сорваться в другую страну в надежде решить свои проблемы. Делая разбор, я решила выйти за рамки фильма и ознакомиться с биографией автора. Что было после киношных титров и «жили они долго и счастливо?». Отношения с Фелипе были такими же непродолжительными — пара состояла в недолгом браке. Далее ряд быстротечных романов. Основываясь на всем вышеперечисленном, делаю вывод, что кризис, начавшийся в фильме, не был прожит должным образом. Не была нивелирована тревожная зависимость, не были исследованы ее причины: детство, взросление, первая любовь, родительские фигуры. Не было сформировано новое понимание идентичности. Границы отношений с собой и с мужчинами так и остались размытыми. Героиня верна прежней модели поведения, что подтверждают ее заключительные слова о себе: «Кому-то такая жизнь покажется полным сумасбродством и откровенной глупостью, но она вполне в моем стиле». |
ОТЗЫВЫ
Достоинства: Виды Индии, Индонезии, Италии, интересный сюжет, игра Джулии Робертс
Недостатки: Не искала
Приветствую всех, кто любит путешествовать и смотреть фильмы о путешествиях!!!
Признаюсь честно, я смотрела фильм просто из-за видов Индонезии и Индии …)
Прочла я сперва книгу и причем довольно давно, но помню как меня она впечатлила… Именно тем, что в кризисный момент женщина решила «искать себя»… Очень понравился момент описания, когда Элизабет медитировала дома. Расставание с любимым человеком и отсутствие смысла, поиск себя…
В фильме конечно же все намного красивее, больше красок экзотических стран, в которых многие мечтают побывать, я имею в виду Индонезию. Но именно эту страну оставила Элизабет на «финал» года путешествий, хотя и не знала, что и главное «Кто» ее там будет ждать…)
Идея разделить год путешествий на три страны (по 4 месяца на каждую) сама по себе очень интересна. Сперва Италия — еда и отвлечение от того, что было. Многие из нас порой хотели бы сбежать на некоторое время от проблем и вопросов повседневной жизни, погулять по Риму или другим городам Италии, поесть пиццу, завести новые знакомства с совершенно незнакомыми людьми…
Следующий этап, после развлечений и отвлечений, а также поедания пиццы, было выбрано не случайно — Индия, ашрам как нельзя лучше подходит для очищения мыслей от прошлого… Всё-таки мне больше нравится как раз эта часть путешествия » Красотки «, после Индонезии конечно… В ашраме также знакомство с новыми людьми, а также очень много знаний, которые в нашей обычной жизни кажутся ненужными… Например, порой остановиться и помолчать… В ритме мегаполиса порой такое не всегда возможно… Да и порой просто остановиться или взглянуть на ситуацию с другой стороны…
Заключительная часть годового путешествия выбрана тоже неспроста — красивая природа Индонезии, релакс и природа… И случайное знакомство, которое порой так неожиданно оборачивается «продолжением» и смыслом дальнейшей жизни…)
Всем приятного просмотра и отличных путешествий!!!
Время использования Много раз
Общее впечатление Поиск себя в Италии, Индии и Индонезии…) путешествия Джулии Робертс («Красотки»)…)
Моя оценка
5
Рекомендую друзьям ДА