АСТРОЛОГИЯ

859.- Астрология.

Астроло́гия (др.-греч. ἀστρολογία, от ἀστήρ, ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») — разновидность гадательной магии, группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темпераментхарактер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга. Астрология противоречит научным данным и представляет собой антинаучное учение.

Несмотря на большое количество предпринимаемых в паранауке попыток дать физическое обоснование астрологии, ни одна из них не увенчалась успехом, и современная наука полностью отрицает действенность астрологических методик, квалифицируя астрологию как псевдонауку и предрассудокНациональный научный фонд США использует астрологию в качестве «эталонной» лженауки в оценочной системе «Science and Engineering Indicators». Энциклопедия Британника относит астрологию к магическим гадательным практикам, основанным на концепциях, несовместимых с научными данными.

Некоторые современные астрологи называют астрологию метафорическим «символическим языком», в котором одно и то же высказывание допускает множество различных интерпретаций.

Европейская и индийская астрология ведут своё происхождение от шумеро-вавилонских астральных мифов, в которых небесные тела (СолнцеЛунапланеты) и созвездия были ассоциированы с богами и мифологическими персонажами, влияние богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел — символов божеств. Вавилонская астрология была заимствована греками и, затем, в ходе контактов с эллинистическим миром, проникла в Индию.

Вопрос о времени и месте возникновения астрологии сложен, поскольку наука обладает лишь ограниченным кругом достоверных сведений о древнейших этапах развития человеческой культуры, а соответственно и ранней истории мифологии и наблюдательной астрономии.

Некоторые исследователи относят возникновение астрологии к периоду мустьерской эпохи (около 40—100 тысяч лет назад), когда происходили фиксации простейших наблюдений за движением Солнца, а также развивались первоначальные навыки счёта и геометрия в разных районах Евразии.

Точно можно сказать лишь, что не позднее последних веков III тысячелетия до н. э. в Древней Месопотамии уже была известна астрология предзнаменований: в это время велись систематические астрономические наблюдения, а отдельным явлениям, таким как появление кометсолнечные и лунные затмения и т. п., придавалось астрологическое, предсказательное значение. Об этом свидетельствует найденный в 1847 году в Ниневийской дворцовой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала клинописный текст «Энума Ану Энлиль». Однако почти до начала новой эры астрология оставалась мунданной и занималась предсказанием событий лишь государственного масштаба; идея индивидуального гороскопа не была знакома вавилоно-ассирийским астрологам.

Появление первых индивидуальных гороскопов датируют приблизительно V—IV веками до н. э. Именно к этому периоду относятся наиболее древние из дошедших до наших дней личные гороскопы. Вероятно, появление концепции индивидуального гороскопа было обусловлено слиянием введённого к IV веку до н. э. в употребление 12-знакового зодиака и развивающейся традиции гемерологий, напоминающих календари-месяцесловы списков благоприятных и неблагоприятных дней. Примером такого календаря может служить папирус из Древнего Египта, относящийся к периоду XIX или XX династии (около 1200 года до н. э.).

Окончательно традиция гороскопической астрологии сложилась под влиянием греческой культуры около I века н. э. В работе Птолемея «Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагаются принципы классической астрологии, которые сохранились практически неизменными вплоть до Новейшего времени. Астрологический трактат приписывается магу Астрампсиху.

После укрепления связей между Индией и греко-римским миром в III—V веках н. э. греческие тексты, содержащие сведения о гороскопической астрологии, попали на Восток и были переведены на санскрит, положив начало индийской астрологической традиции (хотя элементы догреческой астрологии попадали в Индию гораздо раньше). Не позднее середины I тысячелетия до н. э., после захвата Ахеменидами северной Индии, на Восток проникли знания вавилонской астрономии и астрологии в той разновидности, которая содержится в текстах «Мул Апин» (MUL.APIN).

Постепенно пути греческой и индийской астрологии расходятся. Индийские астрологи разработали концепции, незнакомые эллинам, такие как концепция лунных домов (накшатр) и астрологии вопросов (хорарная астрология). На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились строже, вершины домов гороскопа были привязаны к астрономическим параметрам небесной сферы, была выдержана строгость определения аспектов между планетами (в Индии эта концепция существует в упрощённой форме).

Астроло́гия (от греч. астро… и …логия), учение о предсказании будущего, основанное на изучении движений и видимости небесных светил; в более широком смысле – концепция мироздания, предполагающая существование связи между перемещением и видимостью светил на небосводе и событиями земной жизни.

Развитые системы астрологии существовали в Древней Месопотамии, Греции, в странах распространения эллинистической культуры (в том числе в Египте), в Индии и Китае. В средние века астрология была особенно популярна в странах ислама и Западной Европы. Астрологические учения были тесно связаны с магией и алхимией. Астрология входила в число наук вплоть до эпохи Возрождения, однако достижения науки Нового времени вывели астрологию за пределы собственно научной деятельности.

Астрология в Китае

Астрология в Китае проникает во все сферы традиционной культуры. С начала 1-го тыс. н. э. на протяжении почти трёх тысячелетий универсум осмыслялся в Китае как единый пространственно-временной континуум, в двоичной структуре которого идею времени (дня, сезона, времени года) нёс иероглиф «тянь» (буквально – небо), обозначавший одновременно верховное божество, высшую божественную силу и природу, естественность. В физическом смысле «тянь» – это небосвод как носитель астрономических и метеорологических явлений и объектов, в метафизическом – структурный элемент пары «небо – земля (тянь – ди)» и триады «небо – человек (жэнь) – земля», выражающих единство времени, пространства (земля) и человеческого бытия, неразрывно связанного с временны́ми ритмами.

Определяемая «небом» судьба индивида фиксируется в «восьми иероглифах» (ба цзы) – четырёх парах цикличных знаков, указывающих на год, месяц, день и час (двенадцатую часть суток) рождения. Это самое общее понятие гороскопа сформировано с помощью двух парных наборов цикличных знаков – 10 «небесных стволов» (тянь гань) и 12 «земных ветвей» (ди чжи), которые в свою очередь коррелируют с силами инь и ян, Солнцем и Луной и другими бинарными оппозициями. Последовательно сочетаясь друг с другом в пары «ствол – ветвь», они образуют систему неповторяющихся двоичных символов шестидесятеричного цикла. Символы этой системы присутствуют уже в древнейших памятниках китайской письменности – гадательных надписях на костях эпохи Шан-Инь (2-я половина 2-го тыс. до н. э.), где они обозначают, во-первых, дни, основу счисления которых составляла декада (сюнь), во-вторых, усопших предков.

Набор «земных ветвей» в качестве соотнесённых с астральными духами 12 небесных «ориентиров» (чэнь) применялся для обозначения «времени» суток, месяцев, годов 12-, 19- и 76-летия, 12 «участков» пояса эклиптики и небесного экватора, а с рубежа н. э. (Ван Чун) идентифицировался с зодиакальным циклом 12 животных (мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна, курица, собака, свинья), который точно соответствует исходному смыслу греческого термина «зодиак» («звериный круг»), в отличие от западного зодиака, включающего в себя символы отнюдь не только животных. Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. 10 «небесных стволов», последовательно разбитые на пары, были идентифицированы с системой пяти элементов (у син: дерево, огонь, почва, металл, вода), выступавшей в виде универсальной классификационной схемы, охватывающей в том числе пять главных планет. С рубежа н. э. весь комплекс 60 сочетаний «небесных стволов» и «земных ветвей» стал использоваться для стандартного летосчисления шестидесятеричными циклами.

В целом все эти символы вместе и раздельно применялись не только в хронологии, но и в звёздных картах, магических диаграммах, амулетах и оберегах, обычно в сочетании с ориентированными по странам света 4 символами «небесных дворцов» (Зелёный дракон, Красная птица, Белый тигр, Чёрная черепаха), 8 триграммами (ба гуа) и 64 гексаграммами «Чжоу и», или «И цзин», соотнесёнными с эклиптикой и небесным экватором, 24 годовыми сезонами и 28 небесными («солнечными» и «лунными») «станциями», «домами», или созвездиями. В центре этих конструкций располагается Полярная звезда, осмысляемая как центр круговращения мироздания, космическое выражение Великого предела (тай цзи) и местопребывание божественного Великого единого (тай и). Изоморфно структуре неба делилась и земля.

Издревле, со времён Шан-Инь и Чжоу, астрономо-астрологическими штудиями, относящимися к сфере «небесных знаков» (тянь вэнь), «небесных управ» (тянь гуань) и календаря (ли), занимались специальные чиновники («ши»), приобретшие позднее также функцию историографов. Как и на Западе, в Китае развивалась астрология предзнаменований. Важнейшим государственным делом считалось не только вычисление регулярных небесных процессов, но и истолкование космических и метеорологических явлений как знамений, ниспосылаемых Небом императору («сыну Неба», тянь цзы), осенённому «небесным предопределением» (тянь мин). Официальные астрологические интерпретации небесных знамений («вычисления предопределения») постепенно переросли в династийную историографию, развивавшуюся до конца Срединной империи в начале 20 в. и включавшую в себя также специальные астрономо-астрологические трактаты.

Классическая традиция китайской астрологии зафиксирована в древнейших канонических памятниках 1-го тысячелетия до н. э. – «Шу цзин» («Канон писаний»), «Чжоу и», «Чунь цю» («Вёсны и осени»), «Цзо чжуань» («Предание Цзо») и др. В 4–3 вв. до н. э. были созданы и первые собственно астрологические тексты: «Тянь вэнь» («Небесные знаки») Ши Шэня, «Тянь вэнь син чжань» («Небесные знаки и гадание по звёздам») Гань Дэ, позднее образовавшие «Звёздный [астрологический] канон» («Син цзин»). Древнейший оригинал подобного текста 2 в. до н. э., получивший название «Гадание по пяти звёздам» («У син чжань»), был найден в 1973 г. в могильнике Мавандуй (КНР, близ г. Чанша). Наиболее полно эта литература представлена в обширном собрании даосских трактатов «Дао цзан».

С 3 в. н. э. в Китай проникает индивидуальная астрология (через тантрический буддизм) и эллинистическую астрологию. Из вошедшего в 8 в. в китайскую «Трипитаку» «Канона [небесных] станций и светил» («Сю яо цзин») китайцы впервые узнали 12 знаков западного зодиака. В 8–9 вв. в Китае появляется сирийская версия «Четверокнижия» Птолемея. С 8 в. возникает индивидуальная гороскопная астрология (видимо, благодаря западному влиянию).

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ