ПЕНТАКЛЬ

849.- Пентакль.

Пента́кль — талисман в оккультизме, который используется при магических призываниях и обычно изготавливается из пергамента, бумаги, ткани или металла, на котором нарисован магический рисунок. Также могут быть включены символы (иногда на обороте), наиболее распространенным из которых является шестиконечная форма «Печать царя Соломона».

Пентакли могут быть пришиты к груди одежды или могут представлять собой плоские предметы, которые свисают с шеи или кладутся плашмя на землю или алтарь. Пентакли почти всегда имеют форму дисков или плоских кругов.

Множество разновидностей пентаклей можно найти в гримуаре под названием «Ключ Соломона». Пентакли также используются в неоязыческой магической религии Викка наряду с другими магическими инструментами. В Герметическом Ордене Золотой Зари и Викке пентакли символизируют элемент земли. В колоде Таро Райдера-Уэйта-Смита 1909 года (пентакли которой были созданы Артуром Эдвардом Уэйтом) и последующих колодах Таро, основанных на ней, а также в Викке пентакли заметно включают в свой дизайн пентаграмму. Эта форма пентакля формируется на диске, который используется либо на алтаре, либо как отдельное священное пространство.

Первыми документами, в которых были изображены пентакли, были гримуары 1500-х годов, названные псевдо-Пьетро д’Абано «Гептамерон» и «Ключ Соломона». В Гептамероне только один пентакль, тогда как в Ключе Соломона десятки различных пентаклей. Пентакль Гептамерона представляет собой гексаграмму, украшенную крестами и буквами, тогда как пентакли Ключа Соломона имеют очень широкое разнообразие рисунков, только два из которых являются пентаграмматическими. Это контрастирует с более поздними популярными определениями пентаклей 1900-х годов, в которых утверждается, что пентакли по своей сути пентаграммичны.

Основатель Викки Джеральд Гарднер почерпнул свою концепцию пентаклей во многом из колоды Таро Райдера-Уэйта-Смита 1909 года, в которой пентакли представляют собой диски, покрытые пентаграммой. В книгах «Помощь высшей магии» 1949 года и «Колдовство сегодня» 1954 года Гарднер определил пентакль как «пятиконечную звезду», имея в виду пентаграмму. В своей книге «Значение колдовства» 1959 года Гарднер определил пентакль как синоним «пентаграммы». Среди многих современных виккан существует особое определение «пентакля»: а именно, «пентакль» относится к «пентаграмме», описанной кругом.

Это слово впервые упоминается в английском языке в 1561 году, из более раннего французского использования. Французское слово имело значение «талисман». Французское слово, в свою очередь, происходит от латинизированного слова pentaculum (с использованием латинского уменьшительного суффикса -culum), которое, в свою очередь, происходит от итал. pentacolo.

В более ранних изданиях Оксфордского словаря английского языка (2-е издание, 1989 г.) говорилось, что «некоторые связывают это» со среднефранцузским словом «пентаколь» (1328 г.) или «пендаколь» (1418 г.), драгоценным камнем или украшением, которое носят на шее.

наиболее вероятно, что оно произошло от итальянского и французского корней pend- «вешать», и поэтому эквивалентно подвеске, висящей на шее. Поскольку одной из форм пентакля была пентаграмма или звезда-пятиугольник, само это слово было связано с греческим pente (пять).

— Encyclopedic Theosophical Glossary

Пентаграмма – это одна из наиболее могущественных, действенных и неизменных символов в человеческой истории. Ей уделяли важное место почти в каждой древней культуре, от Майи в Латинской Америки до Индии, Китая и Египта. Она была нарисована на стенах пещер эпохи Неолита и на Вавилонских чертежах, где изображала модель движения планеты Венера – тайный символ Богини Иштар (Ихтар). Священные книги, в особенности иудейские, изобилуют ссылками на пентаграммы.

Со времен Пифагора, греческого математика и философа, пять – это число человека, потому что пятикратно разделение тела и, согласно древнегреческим представлениям, деление души. Со времен Пифагора каждая из пяти концов пентаграммы представляет один из элементов, из которых состоит человек: Огонь, Вода, Воздух, Земля и Психе (Энергия, Флюид, Дыхание, Материя и Мысль).

Этот специфический символизм устойчиво просуществовал столетия и оказывал большое влияние на теологии различных традиций. Это центральная часть многих доктрин эзотерического средневековьяи систем верования Эпохи Возрождения – Алхимии, Каббалы и Церемониальной магии.

Ритуальные маги, вероятно греческие, применяли (воспринимали) пентаграммы как микрокосм человеческого тела. Один из них, Джордано Бруно, предостерегал от неправильного использования ее Черными магами, по причине ее огромной мощи. Пентаграмма осталась центром в практике ритуальной магии и используется как основа многих ритуалов.

Иудейская каббалистическая традиция, которая переняла многие идеи Пифагора, представляет пентаграмму, как пять высших сефирот на дереве жизни – пять чисел, будучи неделимы, кроме как на самих себя, которые представляют чистые первородные силы: справедливость, сострадание, мудрость, понимание и трансцедентное великолепие.

Христианские каббалисты, которые пытались использовать иудейский мистицизм для доказательства божественности Христа, были особо восхищены пентаграммой – для них она символизировала Христа как Святого Духа, представленного во плоти. Излюбленным трюком было добавление еврейской буквы Shin (символизирующей огонь и святой дух пятидесятницы) к библейским четырем буквам бога (YHVH, чаще произносящеяся, как Иегова), в результате чего получалось YHShH – Йешуа, или Йезус (Иисус). (Эта связь прослеживается также в названии христианского праздника Пятидесятницы, или Троицын День, день Святого Духа, спустившегося на апостолов Иисуса). В масонстве и сродных традициях пентаграмма известна как «яркая звезда», и она иногда символизирует появление божественности Христа в материальном мире. В этом понимании, она символизирует Звезду Вифлеема.

Между пентаграммной и христианством существует большое сродство. До креста это была наиболее используемая эмблема для украшения ювелирных изделий и амулетов. Она ассоциировалась с пятью ранами Христа, ее можно было нарисовать одним последовательным движением пера, Альфа и Омега в одном. Пентаграмма также служила выражением секретной гностической ереси, найденной скрытой в разных местах на протяжении всей христианской истории – символ тайной богини. Наиболее примечательный случай этого символизма есть в рыцарских романах и поэмах об Артуровом Граале, которые гностики и каббалисты научились маскировать как сказки о рыцарских поисках. Маленькие, имеющие пять лепестков, цветы, найденные во многих готических храмах,– тайные пентаграммы.

В настоящее время, наиболее широко распространенное религиозное использование пентаграммы – викканскими, неоязыческими и сатанинскими группами. В большинстве викканских и неоязыческих традициях ее символическое значение происходит от Средневековой церемониальной магии: четыре элемента, правящие духом. Во многих из них, она может символизировать единство человечества с землей или со сферой духов.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ