ДАМОКЛОВ МЕЧ

847.- Дамоклов меч.

Дамоклов меч (лат. Damoclis gladius) — по греческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший (конец V в. до н. э.) предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных, занять его престол на один день. По приказу тирана того роскошно одели, умастили душистым маслом, посадили на место правителя; все вокруг суетились, исполняя каждое его слово. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Так Дионисий, ставший под конец жизни болезненно подозрительным, показал ему, что тиран всегда живёт на волосок от гибели.

В переносном смысле — нависшая над кем-либо постоянная угроза при видимом благополучии.

Эта история, среди прочего, содержится в «Тускуланских беседах» Цицерона (106 — 43 до н. э.).

Об этой истории упоминает Гораций в своих «Одах»:

Кто чует меч над шеей преступною,
Тому не в радость яства Сицилии

Примеры цитирования[править | править код]

Что тут борьба со стихиею, если надорван кредит, если над собственной выею меч дамоклесов висит? (Н. А. Некрасов, «Песнь об Аргусе»)[4]

Правительство нас преследует, а действующее нелепое законодательство висит над нашей головой, как дамоклов меч! (Г. Флобер, «Госпожа Бовари»[5])

На что мне такие утешения, над которыми висит непрестанно Дамоклов меч разочарования? Безопасна только одна истина. (Л. Н. Толстой, «Учение о жизни»[6])

Порой люди начинали суетиться, спешить, словно дамоклов меч был уже занесен над их головами. (Сакё Комацу, «Гибель Дракона»)

До наших дней в древних легендах дошли образные выражения, которые потеряли свой первоначальный смысл, но его можно найти в именах персонажей, которые стали нарицательными, причём эти имена дешифруются только с помощью славянского языка, исследование которого в академической лингвистике совершенно не рассматриваются в виду позднего формирования письменного языка (формально IX в. н. э.). Хотя древность славянской письменности насчитывает, по крайней мере, 4 тысячелетия под разными названиями: пеласгическая письменность, вульгарная латынь, коптское письмо, венетское письмо и др. и в заимствованиях в древнееврейском, арабском языках  Пример тому предание о «Дамокловом мече». И таким персонажем древнегреческого предания стало греческое имя Дамокл. Рассмотрим эту легенду.

Этимология
Дамоклов меч
««Дамоклов меч», образное выражение, означающее постоянно угрожающую опасность при видимом благополучии. По древнегреческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший (конец 5-4 вв. до н. э.) предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему его счастливейшим из смертных, на один день свой престол. Почувствовав себя самым счастливым из людей, Дамокл внезапно во время пира увидел над своей головой обнажённый меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия.» [БСЭ]
«Предание основано на следующих сокрытых значениях: в имени Дионисия: ;;; да:н “судить” и в английском названии меча: сод, т.е. суд. В имени Дамокла: ар. ;;; да:ма”постоянно длиться” + ;;; к;алаъ “отрубать”, откуда латинское clavа “булава, фехтовальная трость”, + соотнесенность головы и волоса, сравни ар. ;;; шаър “волосы”, аккад. шару”царь, голова”, рус. царь, шар.» [ЭCВ]
«Дамоклов меч (лат. Damoclis gladius) — по греческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший (конец V в. до н. э.) предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных, занять его престол на один день. По приказу тирана того роскошно одели, умастили душистым маслом, посадили на место правителя; все вокруг суетились, исполняя каждое его слово. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Так Дионисий, ставший под конец жизни болезненно подозрительным, показал ему, что тиран всегда живёт на волосок от гибели.
В переносном смысле — нависшая над кем-либо постоянная угроза при видимом благополучии.» [ВП]
Damoclis gladius > do-moj cladij kladij – до моего кладия кладий (слав.)(редукция t/d, k/g) пропуск j, d), иначе, «меч от низложения Дионисия»
Меч защищает тирана Дионисия от переворота.
Предание основано на обычае временных царей, когда престарелого царя замещал временной царь на короткий срок, которого умертвляли после временного царствования.
Этот варварский обычай применялся в качестве человеческой жертвы богам для защиты престарелого царя от старости. Таким образом, как бы предусматривался прилив свежей крови в престарелый организм. Причём среди жертв выбирали самых близких и любимых фаворитов властителя. Об это ещё писал этнограф-исследователь Д.Д Фрэзер в своей знаменитой книг «Золотая ветвь».

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ