СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

034.- АРХИВ. ВЕСЬ СЛОВАРЬ.

Семанти́ческая па́мять (от греч. σημαντικός — «обозначающий») — система декларативной памяти для фиксации, хранения и актуализации обобщённых знаний о мире.

Согласно Энделю Тульвингу, семантическая память необходима для использования языковых средств и представляет собой систему, состоящую из элементов — знаний, представленных словами и иными вербальными символами, их значениями, отношениями между ними, а также правилами применения этих символов, понятий и их связей. Семантическая память не запечатлевает эмоциональные реакции на внешние факторы, но способна хранить их в виде нейтрального знания.

Термин «семантическая память» был введен в науку в конце 1960-х годов Майклом Россом Квиллианом, предложившим концепцию семантических сетей.

В 1972 году Эндель Тульвинг выделил в декларативной памяти два независимых вида памяти — семантическую (для хранения знаний) и эпизодическую (хранение воспоминаний о событиях). Семантическая память отличается от эпизодической тем, что она оперирует знаниями, отражающими социальный и культурный опыт общества, но относительно нейтральными по отношению к личности конкретного человека. Ещё одной отличительной чертой является то, что информация хранится в семантической памяти независимо от временной последовательности её запечатления, а также может претерпевать корректировку в связи с поступлением новой уточняющей информации. Также семантическая система, по сравнению с эпизодической, гораздо менее подвержена утрате информации со временем. Эпизодическая память тесно связана в своем функционировании с семантической памятью Семантическая же система, при условии наличия большого объёма внешней стимуляции, может быть вполне независимой от функционирования эпизодической в аспектах записи и хранения информации.

В разработках М. Р. Квиллиана, впервые предложившего концепцию семантических сетей, приводится описание ряда экспериментальных проб, результатом которых стала идея устройства семантической памяти. Согласно Квиллиану, семантическая память представляет собой совокупность структурно организованных семантических сетей, состоящих из понятий (узлов) разного уровня и связей между ними. Взаимосвязь понятий является иерархической — от конкретных понятий к более абстрактным (например, «яблоко» в сети понятий будет находиться ниже более обобщенной категории «фрукт»). Каждый из узлов сети является носителем некоторого количества качественных характеристик, специфичных как для своего уровня, так и для элементов, расположенных ниже в иерархической структуре.

Системе семантической памяти присущ принцип экономии своих ресурсов, то есть более конкретные узлы содержат только свои специфичные характеристики, но не содержат в себе характеристик более обобщенных, вышележащих узлов сети. Для того чтобы совершить умозаключение о наличии свойств вышележащего узла у более конкретного узла, необходимо по логической цепочке перейти от более конкретного понятия к более обобщенному понятию и его свойствам[3] (например, «воробей» — это «птица», а, значит, у него есть крылья). Поэтому для вынесения таких, требующих перехода между категориями, суждений необходимо больше времени, чем для умозаключений, не выходящих за пределы одного узла («воробей» — маленький), что было показано в экспериментах М. Р. Квиллиана и Алана Коллинса.

Большинство людей знает, что память бывает разной. С точки зрения длительности хранения данных, различают краткосрочную, среднесрочную и долговременную память; с точки зрения видов, различают зрительную, слуховую, двигательную (механическую) и тактильную. Более того, в зависимости от психологических характеристик памяти человека наделяют теми или иными качествами: злопамятный или незлопамятный, забывчивый или обязательный, умный и эрудированный.

Развить способность к лучшему запоминанию можно на нашем курсе «Мнемотехники», а заодно узнать больше о разных видах памяти. Например, узнать, что такое семантическая и эпизодическая память, а еще система декларативной памяти или эксплицитная память, к которой они относятся. Впрочем, вкратце рассказать вам об этом мы можем уже сейчас. Для удобства начнем с декларативной или эксплицитной памяти, а потом разберемся с ее составляющими.

Как развивать память? Рекомендаций на эту тему бесчисленное множество, поэтому мы отобрали самые эффективные способы.

Топ-7 способов развития семантической памяти:

  1. Чтение – один из самых эффективных способов, потому что в процессе чтения возникают различные образы и ассоциации, которые упрощают запоминание информации. Кроме того, интересный сюжет художественного произведения или увлекательная информация из мира науки являются мощным мотивирующим фактором к запоминанию.
  2. Повторение – чем чаще вы используете полученную информацию хотя бы для пересказа друзьям и родственникам, тем больше шансов, что она задержится в памяти надолго. А если вы повторили ее 10-15 раз в приложении к конкретным ситуациям (например, упомянули запомнившийся факт в докладе или собственноручно отремонтировали по пунктам изученной инструкции швейную машинку), такая информация запомнится навсегда.
  3. Изучение нового – это не совсем тождественно чтению. Под изучением нового подразумевается освоение новой техники, новых компьютерных программ, новых иностранных языков, танцев, песен, музыкальных инструментов, обучение рисованию и рукоделию. Чем больше стимулов к запоминанию нового, тем лучше развивается память.
  4. Тренировка на запоминание номеров телефонов, дней рождения новых знакомых и других цифр – так вы найдете свои собственные мнемонические схемы запоминания абстрактной информации, которая обычно откладывается в памяти тяжелее, чем та, что вызывает непосредственный интерес или эмоции.
  5. Воспоминания – перед тем, как лечь спать, попытайтесь вспомнить подробности прошедшего дня, чем вы занимались, что нового узнали, и попробуйте объединить это в логические блоки, описываемые понятийным аппаратом. Например, работа над проектом, занятия спортом, личное развитие. Это не только тренирует память, но и помогает освоить основы тайм-менеджмента. В частности, так вы сможете более явно понять, на что вы тратите свое время, и увидеть, когда вы его тратите бесполезно.
  6. Пешие прогулки – чаще ходите пешком и обращайте внимание на нюансы окружающей действительности, запоминайте названия магазинов, вспоминайте название цветов и деревьев, дублируйте мысленно на иностранном языке названия всего, что вы видите (дом, машина, магазин, дерево, кот, собака). От этого есть дополнительная польза: во-первых, развитие зрительной памяти, во-вторых, улучшение кровоснабжения мозга в результате легкой физической нагрузки и вдыхания свежего воздуха, что улучшает мозговую деятельность, в целом.
  7. Тренировка делать известное новым способом – пробуйте выполнять привычные действия разными способами. Например, чистить зубы левой рукой, читать, заткнув уши берушами, что-то нарисовать с закрытыми глазами. Так вы задействуете разные полушария головного мозга, что способствует лучшему формированию нейронных связей в мозгу.

Вышеперечисленные методы развития памяти дадут лучший результат, если вы приметете во внимание дополнительные рекомендации нейропсихолога Николая Французова, которые усиливают эффект от применения каждого из методов. Так, повторять какую-либо информацию нужно не тогда, когда вы ее почти забыли, а через короткое время после ее получения, и потом еще несколько раз [Н. Французов, 2017].

При запоминании нескольких единиц разнородной информации (например, математических формул, исторических дат и списка новых слов по английскому) следует разграничивать во времени работу над каждым тематическим блоком во избежание путаницы в мозгу. При работе над запоминанием любой информации следует делать перерывы по 5-10 минут и полностью отдыхать от интеллектуальной деятельности.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ