ГИПЕРБОРЕЯ

831.- Гиперборея.

Гиперборе́я (др.-греч. Ὑπερβορεία — «за Бореем», «за северным ветром») — легендарная северная страна в древнегреческой мифологии и в традиции, включая европейскую, которая наследует древнегреческой; место обитания народа гипербореев. В исторической науке миф о гипербореях считается частным случаем характерных для самых разных культур утопических представлений об окраинных народах, лишённым конкретной исторической подосновы.

В Новое и Новейшее время в оккультизметеософии Елены Блаватской и среди сторонников арийского мифа получила распространение псевдонаучная идея о Гиперборее как прародине нынешнего человечества, «белой», «арийской» или «нордической расы» или конкретного народа. Различные современные авторы локализуют Гиперборею в Гренландии, недалеко от Уральских гор, на Кольском полуострове, в Карелии, на Таймырском полуострове; высказывались предположения, что Гиперборея располагалась на ныне затонувшем острове (или материке) Северного Ледовитого океана.

Название

В античных источниках приводятся различные версии происхождения гипербореев. Согласно Ференику, гипербореи выросли из крови древнейших титанов. По Фанодему, своё название они получили от некоего афинянина Гиперборея. Филостефан говорит, что Гиперборей был фессалийцем, а другие производят их от пеласга Гиперборея, сына Форонея и Перимелы, дочери Эола. О гипербореях говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон». По Мнасею Патрскому, они ныне называются дельфами.

В среде сторонников арийского мифа чаще всего употребляются термины ГипербореяСеверСеверная прародина, реже АрктидаАрктогея.

Античный миф

Гипербореи, наряду с эфиопамифеаками и лотофагами, относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же как их покровитель Аполлон, гипербореи художественно одарены. Блаженная жизнь сопровождается у гипербореев песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа — жрецов и слуг Аполлона[14]Геракл принёс оливу от гипербореев у истоков Истра в Олимпию[15]. Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море. По желанию начать жить заново могут переродиться после смерти.

Согласно Диодору Сицилийскому, гипербореи в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через каждые 19 лет. И сам Аполлон время от времени отправляется в страну гипербореев, на колеснице, запряжённой лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы (об этом упоминает Алкей в гимне Аполлону).

Ряд легенд связан с приношением гипербореями первого урожая на остров Делос к Аполлону: после того как девушки, посланные с дарами, не вернулись с Делоса (остались там или подверглись насилию), гипербореи стали оставлять дары на границе соседней страны, откуда их постепенно переносили другие народы, вплоть до самого Делоса.

Древнеримский учёный Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал о гипербореях следующее:

За этими (Рифейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью <…> Нельзя сомневаться в существовании этого народа.

Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны гипербореев. Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владели древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственной силой), а также обучали и наделяли людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского храма).

Название этого арктического континента произошло от имени древнегреческого бога северного ветра Борея. Свидетельства о существовании Гипербореи встречаются уже в древних трактатах Гесиода, правда, античные историки описывали происхождение северного народа по-разному: то ли это были потомки мифологических титанов, то ли наследники легендарного афинского царя Гиперборея. Однако несомненным фактом из жизни гипербореев, согласно всем авторам, было покровительство бога Аполлона.

Бог искусств нередко отправлялся в любимую северную страну, приезжая туда на колеснице, управляемой лебедями. В Гиперборее Аполлон предпочитал проводить время до момента возвращения в город Дельфы, на родину знаменитого Оракула. Своих любимцев гипербореев Аполлон наградил необычайными талантами и способностями в искусстве: их времяпрепровождение фактически заключалось в танцах и весёлых гуляньях, в беспрестанном воспевании Аполлона.

Некоторые авторы указывают на то, что в процессе своей бурной жизни гипербореи успевали настолько пресытиться удовольствиями, что рассматривали свою смерть как избавление от постоянного сибаритства. Вероятно, повседневный образ жизни гипербореев полностью подчинялся служению культу Аполлона. Одним из наиболее известных представителей этого загадочного народа стал прорицатель и жрец Абарис. Он был поистине необыкновенным человеком: мог обходиться продолжительное время без еды, а в качестве транспортного средства активно использовал подаренную Аполлоном волшебную стрелу, которая могла мгновенно доставить пассажира до точки назначения.

Возможный образ жизни гипербореев.

Возможный образ жизни гипербореев. Источник: flickr.com

В целом, Гиперборея казалась древним грекам сказочной, утопической страной. Это представление было унаследовано последующими искателями и почитателями. Так, древнеримский историк Плиний писал о том, что «светила там восходит только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходит только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ богов справляется отдельными людьми и всем обществам; там неизвестны раздоры и всякие болезни».

Поиск таинственной страны Гипербореи активно интересовал учёных и географов, начиная с раннего Нового времени. Так, о существовании Гипербореи писали известный францисканский географ Себастьян Мюнстер и фламандский картограф Герард Меркатор.

Существует великое множество версий о местонахождении Гипербореи. Античный историк Геродот говорил об общности корней гипербореев и предков скифов, массагетов, населявших степи современного Казахстана. Эти земли в представлении Геродота представляли собой практически край земли. Дальше — только одноглазые великаны и огромные грифоны, которые охраняли несметные золотые запасы. В конце 19-го века появилась теория о том, что возможным местом обитания гипербореев мог быть Кольский полуостров. Кстати, заметим: миф о существовании далёкой северной страны у древних греков поразительным образом напоминает легенды об арктической прародине древних ариев, упоминания о которой встречаются в древних ведах.

В течение 20-го века версия о Кольском полуострове как вероятном регионе обитания гипербореев становилась всё более популярной. Уникальное место силы на востоке современной Мурманской области хоть и располагается за Полярным кругом, однако здешний климат сравнительно мягкий и умеренный. Между прочим, тут были обнаружены гигантские наскальные рисунки, на которых изображены загадочные летательные аппараты и крылатые люди.

Весьма любопытно восприятие мифа о стране Гиперборее в начале 21-го века. Странным образом, эта легендарная страна трансформировалась в прародину древних славянских народов. Это случилось во многом с лёгкой руки авторов популярного сегодня жанра славянского фэнтези-романа. Так, благодаря героизации прошлого и поискам древних корней, происходит становление национальной самоидентичности. Правда, эта новая «мифология» всё меньше опирается на реальные археологические факты и находки, и всё больше служит источником домыслов и лжетеорий.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ