СЮРРЕАЛИЗМ
Сюрреали́зм (от фр. surréalisme, букв. «сверхреализм», «надреализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах в художественной культуре западного авангардизма. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Считается, что сюрреализм развивался более сорока лет, до появления новых течений 1960-х годов.
Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924). В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirésias») 1917 года было введено понятие «сюрреализм». Известными литераторами сюрреализма также были Поль Элюар и Луи Арагон.
Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст; фотографами — Филипп Халсман, Ман Рей, Грета Штерн; кинематографистами — Жан Кокто, Луис Бунюэль.
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.
Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.
Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они создали теорию освобождения желания, изобретая методы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений[2]. Они провозглашали и активно использовали неконтролируемое создание работ — автоматическое письмо.
Сюрреалисты-художники искали новые технические методы уходить от реализма: Вольфгангом Пааленом был изобретен фьюмаж. Макс Эрнст изобрёл фроттаж, придающий работам ирреальность, а также дриппинг. Оскар Домингес в 1936 году впервые использовал в творчестве декалькоманию — ещё один метод, позволяющий освободить сознание, затем Эрнст применил этот метод к масляной живописи. Граттаж, также изобретённый Эрнстом, развил Эстебан Франсес.
Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — фильмы Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера.
СЮРРЕАЛИ́ЗМ (франц. surréalisme, букв. – сверхреализм, надреализм), направление в худож. культуре зап. авангардизма. Оформился в 1910–20-х гг. во Франции, в дальнейшем утвердился в др. странах Европы, а также в США и Лат. Америке.
С. развился на волне протеста против устоявшихся социальных норм и эстетич. ценностей; решающее влияние на его становление оказали достижения франц. психиатрии кон. 19 в. (П. Жане, Ж. М. Шарко, Г. де Клерамбо), психоанализ, антирационалистическая и интуитивистская философия (Дж. Беркли, Ф. Ницше, А. Бергсон, У. Джеймс), а также символизм и дадаизм. Сюрреалисты проявляли повышенный интерес к алхимии, оккультным практикам и мистицизму (идеи Э. Сведенборга и др.); считали своими предшественниками маркиза де Сада, Ж. де Нерваля, Лотреамона, А. Рембо.
Термин «С.» впервые появился в программе Г. Аполлинера к балету Ж. Кокто, Э. Сати и П. Пикассо «Парад» (1917), позднее он был употреблён в предисловии и подзаголовке «сюрреалистической драмы» Аполлинера «Сосцы Тиресия» (1918). Первым сюрреалистич. лит. произведением стала кн. «Магнитные поля» А. Бретона и Ф. Супо (1920). К 1924 в Париже сложилась сюрреалистич. группа, к которой примыкали писатели, художники, кинематографисты (Бретон, Супо, Л. Арагон, П. Элюар, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Т. Тцара, П. Реверди, С. Дали, Л. Буньюэль и др.); в том же году Бретон издал «Манифест сюрреализма», начал выходить ж. «La révolution surréaliste» (1924–29). Искусство рассматривалось сюрреалистами как способ приближения к бессознательному и мифу, иррациональному смыслу бытия. Художник или поэт представал в качестве нейтрального «регистрирующего аппарата», призванного зафиксировать случайные совпадения, являющиеся свидетельством магической «сверхреальности».
В театре
С. не сформировался как цельное худож. явление, однако, зародившись в недрах дадаизма, проявил себя в парижских представлениях «Немой чиж» (1920) и «Китайский император» (1925) Ж. Рибмон-Дессеня, «Газовое сердце» Т. Тцара (1921), театрализованных вечерах И. М. Зданевича и др. В противовес группе А. Бретона свою версию «надреализма» выдвинул И. Голль: в 1919 написал ст. «Сверхдрама», в окт. 1924 в Париже выпустил ж. «Surréalisme». В 1927 в парижском театре «Мишель» реж. Ж. Пенлеве поставил драму Голля «Мафусаил, или Вечный бюргер» в стремлении представить на сцене разл. слои человеческого сознания, чередуя прозу с поэзией, театр с кино. В балетных формах нашли воплощение сюрреалистич. опыты Ж. Кокто: на музыку Э. Сати («Парад», 1917, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. П. Пикассо), Д. Мийо («Бык на крыше», 1920, постановка Кокто и бр. Фрателлини; «Голубой экспресс», 1924, балетм. Б. Ф. Нижинская), «Шестёрки» («Новобрачные на Эйфелевой башне», 1921, балетм. Ж. Бёрлин). Чертами С. отмечены постановки труппы «Шведские балеты» («Сотворение мира» Мийо, 1923, балетм. Бёрлин, либретто Б. Сандрара) и Русского балета Дягилева («Ромео и Джульетта» К. Ламберта, 1926, балетм. Нижинская). Сюрреалистической назвали свою постановку пьесы А. Жарри «Убю прикованный» С. Иткин и М. Эрнст (1937, «Комедия Елисейских Полей», Париж). Наиболее последовательно концепция театрального С. реализована в теории «Театра жестокости» А. Арто и в его постановках в «Театре Альфреда Жарри»: пьесы Р. Витрака «Таинства любви» (1927), «Виктор, или Дети у власти» (1928) и др. Мотивы С. нашли отражение в драматургии Л. Арагона, С. И. Виткевича, Ж. Грака, Р. Десноса, Ф. Супо и мн. др. авторов. Среди театральных деятелей, испытавших влияние С., – Э. Барба, П. Брук, Е. Гротовский, Т. Кантор, А. Мнушкина.
Литература
В литературе С. гл. средством выражения стало автоматическое письмо как «диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений» и прозрение «высшей реальности», основанной на «бескорыстной игре мысли» (А. Бретон). Процесс творчества представал как запись случайных слов и фраз, причудливых сочетаний алогичных обрывков разл. текстов, интуитивных «озарений», сновидений, гипнотич. состояний, бреда и галлюцинаций, навеянных алкоголем или психотропными препаратами (Р. Деснос, Р. Кревель и др.). Сюрреалисты предполагали, что являются создателями принципиально новой лит-ры, которая полностью порывает с реалистич. описательством или традиционно понимаемым психологизмом.
Сюрреалистич. поэзия, в целом отмеченная пренебрежением к рифме и использованием причудливых метафор, ставит целью создать непредсказуемый, часто неправдоподобный, шокирующий образ: сб-ки «Пуповина лимба» А. Арто (1925), «Сама жизнь» П. Элюара (1932), «Дух воды» Бретона (1934) и др. Характерен отказ от традиц. понимания авторства, выведение процесса творчества за рамки личности автора, что проявилось в создании коллективных поэтич. сб-ков «152 пословицы на потребу дня» (1925, Элюар, Б. Пере), «Непорочное зачатие» (1930; Бретон и Элюар), «Отставить работы» (1930, Бретон, Элюар, Р. Шар). Значит. популярность снискал эксперим. жанр стихотворения в прозе, в котором несколько поэтов независимо друг от друга придумывали по одной строчке (по началу одного из стихотворений – «Изысканный труп будет пить молодое вино» – такая игра стала называться «Изысканный труп»); получило распространение составление всевозможных, часто пародийных, словарей, антологий, листовок и др. (Ж. Превер, М. Лерис).
Сюрреалистич. проза посвящена преим. экзистенциальной проблематике, переосмысленной сквозь призму фрейдизма: повести «Моё тело и я» (1925) и «Трудная смерть» (1926) Р. Кревеля; романы «Надя» (1928) и «Безумная любовь» (1937) Бретона; «За спиной у отражения» Ж. П. Дюпре (1949); и др. Сюрреалисты проявляли значит. интерес к примитивному иск-ву (в т. ч. стран Африки, Лат. Америки и др.), пытались увидеть мир незамутнённым, «чистым» сознанием, глазами ребёнка, душевнобольного, дикаря. Эти устремления, нашедшие яркое воплощение в творчестве А. Карпентьера (Куба), П. Неруды (Чили), О. Паса (Мексика) и др., способствовали формированию магического реализма.