СЮРРЕАЛИЗМ

829.- Сюрреализм.

Сюрреали́зм (от фр. surréalismeбукв. «сверхреализм», «надреализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах в художественной культуре западного авангардизма. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Считается, что сюрреализм развивался более сорока лет, до появления новых течений 1960-х годов.

Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924). В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirésias»1917 года было введено понятие «сюрреализм». Известными литераторами сюрреализма также были Поль Элюар и Луи Арагон.

Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Сальвадор ДалиРене МагриттЖоан МироДжорджо де КирикоМакс Эрнст; фотографами — Филипп ХалсманМан Рей, Грета Штерн; кинематографистами — Жан КоктоЛуис Бунюэль.

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они создали теорию освобождения желания, изобретая методы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений[2]. Они провозглашали и активно использовали неконтролируемое создание работ — автоматическое письмо.

Сюрреалисты-художники искали новые технические методы уходить от реализмаВольфгангом Пааленом был изобретен фьюмаж. Макс Эрнст изобрёл фроттаж, придающий работам ирреальность, а также дриппингОскар Домингес в 1936 году впервые использовал в творчестве декалькоманию — ещё один метод, позволяющий освободить сознание, затем Эрнст применил этот метод к масляной живописи. Граттаж, также изобретённый Эрнстом, развил Эстебан Франсес.

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — фильмы Луиса БунюэляДэвида ЛинчаЯна Шванкмайера. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера.

СЮРРЕАЛИ́ЗМ (франц. surréalisme, букв. – сверх­реа­лизм, над­реа­лизм), на­прав­ле­ние в ху­дож. куль­ту­ре зап. аван­гар­диз­ма. Офор­мил­ся в 1910–20-х гг. во Фран­ции, в даль­ней­шем ут­вер­дил­ся в др. стра­нах Ев­ро­пы, а так­же в США и Лат. Аме­ри­ке.

С. раз­вил­ся на вол­не про­тес­та про­тив ус­то­яв­ших­ся со­ци­аль­ных норм и эс­те­тич. цен­но­стей; ре­шаю­щее влия­ние на его ста­нов­ле­ние ока­за­ли дос­ти­же­ния франц. пси­хи­ат­рии кон. 19 в. (П. Жа­не, Ж. М. Шар­ко, Г. де Кле­рам­бо), пси­хо­ана­лиз, ан­ти­ра­цио­на­ли­сти­че­ская и ин­туи­ти­ви­ст­ская фи­ло­со­фия (Дж. Берк­ли, Ф. Ниц­ше, А. Берг­сон, У. Джеймс), а так­же сим­во­лизм и да­да­изм. Сюр­реа­ли­сты про­яв­ля­ли по­вы­шен­ный ин­те­рес к ал­хи­мии, ок­культ­ным прак­ти­кам и мис­ти­циз­му (идеи Э. Све­ден­бор­га и др.); счи­та­ли свои­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми мар­ки­за де Са­да, Ж. де Нер­ва­ляЛот­реа­мо­на, А. Рем­бо.

Тер­мин «С.» впер­вые поя­вил­ся в про­грам­ме Г. Апол­ли­не­ра к ба­ле­ту Ж. Кок­то, Э. Са­ти и П. Пи­кас­со «Па­рад» (1917), позд­нее он был упот­реб­лён в пре­ди­сло­вии и под­за­го­лов­ке «сюр­реа­ли­сти­че­ской дра­мы» Апол­ли­не­ра «Сос­цы Ти­ре­сия» (1918). Пер­вым сюр­реа­ли­стич. лит. про­из­ве­де­ни­ем ста­ла кн. «Маг­нит­ные по­ля» А. Бре­то­на и Ф. Су­по (1920). К 1924 в Па­ри­же сло­жи­лась сюр­реа­ли­стич. груп­па, к ко­то­рой при­мы­ка­ли пи­са­те­ли, ху­дож­ни­ки, ки­не­ма­то­гра­фи­сты (Бре­тон, Су­по, Л. Ара­гон, П. Элю­ар, Р. Дес­нос, А. Ар­то, Р. Вит­рак, Т. Тца­ра, П. Ре­вер­ди, С. Да­ли, Л. Бунь­юэль и др.); в том же го­ду Бре­тон из­дал «Ма­ни­фест сюр­реа­лиз­ма», на­чал вы­хо­дить ж. «La révolution surréaliste» (1924–29). Ис­кус­ст­во рас­смат­ри­ва­лось сюр­реа­ли­ста­ми как спо­соб при­бли­же­ния к бес­соз­на­тель­но­му и ми­фу, ир­ра­цио­наль­но­му смыс­лу бы­тия. Ху­дож­ник или по­эт пред­ста­вал в ка­че­ст­ве ней­траль­но­го «ре­ги­ст­ри­рую­ще­го ап­па­ра­та», при­зван­но­го за­фик­си­ро­вать слу­чай­ные сов­па­де­ния, яв­ляю­щие­ся сви­де­тель­ст­вом ма­ги­че­ской «сверх­ре­аль­но­сти».

В те­ат­ре

С. не сфор­ми­ро­вал­ся как цель­ное ху­дож. яв­ле­ние, од­на­ко, за­ро­див­шись в не­драх да­да­из­ма, про­явил се­бя в па­риж­ских пред­став­ле­ни­ях «Не­мой чиж» (1920) и «Ки­тай­ский им­пе­ра­тор» (1925) Ж. Риб­мон-Дес­се­ня, «Га­зо­вое серд­це» Т. Тца­ра (1921), те­ат­ра­ли­зо­ван­ных ве­че­рах И. М. Зда­не­ви­ча и др. В про­ти­во­вес груп­пе А. Бре­то­на свою вер­сию «над­реа­лиз­ма» вы­дви­нул И. Голль: в 1919 на­пи­сал ст. «Сверх­дра­ма», в окт. 1924 в Па­ри­же вы­пус­тил ж. «Surréalisme». В 1927 в па­риж­ском те­ат­ре «Ми­шель» реж. Ж. Пен­ле­ве по­ста­вил дра­му Гол­ля «Ма­фу­са­ил, или Веч­ный бюр­гер» в стрем­ле­нии пред­ста­вить на сце­не разл. слои че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния, че­ре­дуя про­зу с по­эзи­ей, те­атр с ки­но. В ба­лет­ных фор­мах на­шли во­пло­ще­ние сюр­реа­ли­стич. опы­ты Ж. Кок­то: на му­зы­ку Э. Са­ти («Па­рад», 1917, ба­летм. Л. Ф. Мя­син, худ. П. Пи­кас­со), Д. Мийо («Бык на кры­ше», 1920, по­ста­нов­ка Кок­то и бр. Фра­тел­ли­ни; «Го­лу­бой экс­пресс», 1924, ба­летм. Б. Ф. Ни­жин­ская), «Шес­тёр­ки» («Но­во­брач­ные на Эй­фе­ле­вой баш­не», 1921, ба­летм. Ж. Бёр­лин). Чер­та­ми С. от­ме­че­ны по­ста­нов­ки труп­пы «Швед­ские ба­ле­ты» («Со­тво­ре­ние ми­ра» Мийо, 1923, ба­летм. Бёр­лин, либ­рет­то Б. Сан­д­ра­ра) и Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва («Ро­мео и Джуль­ет­та» К. Лам­бер­та, 1926, ба­летм. Ни­жин­ская). Сюр­реа­ли­сти­че­ской на­зва­ли свою по­ста­нов­ку пье­сы А. Жар­ри «Убю при­ко­ван­ный» С. Ит­кин и М. Эрнст (1937, «Ко­ме­дия Ели­сей­ских По­лей», Па­риж). Наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­но кон­цеп­ция те­ат­раль­но­го С. реа­ли­зо­ва­на в тео­рии «Те­ат­ра жес­то­ко­сти» А. Ар­то и в его по­ста­нов­ках в «Те­ат­ре Альф­ре­да Жар­ри»: пье­сы Р. Вит­ра­ка «Та­ин­ст­ва люб­ви» (1927), «Вик­тор, или Де­ти у вла­сти» (1928) и др. Мо­ти­вы С. на­шли от­ра­же­ние в дра­ма­тур­гии Л. Ара­го­на, С. И. Вит­ке­ви­ча, Ж. Гра­ка, Р. Дес­но­са, Ф. Су­по и мн. др. ав­то­ров. Сре­ди те­ат­раль­ных дея­те­лей, ис­пы­тав­ших влия­ние С., – Э. Бар­ба, П. Брук, Е. Гро­тов­ский, Т. Кан­тор, А. Мнуш­ки­на.

Литература

В ли­те­ра­ту­ре С. гл. сред­ст­вом вы­ра­же­ния ста­ло ав­то­ма­ти­че­ское пись­мо как «дик­тов­ка мыс­ли вне вся­ко­го кон­тро­ля со сто­ро­ны ра­зу­ма, вне ка­ких бы то ни бы­ло эс­те­ти­че­ских или нрав­ст­вен­ных со­об­ра­же­ний» и про­зре­ние «выс­шей ре­аль­но­сти», ос­но­ван­ной на «бес­ко­ры­ст­ной иг­ре мыс­ли» (А. Бре­тон). Про­цесс твор­че­ст­ва пред­ста­вал как за­пись слу­чай­ных слов и фраз, при­чуд­ли­вых со­че­та­ний ало­гич­ных об­рыв­ков разл. тек­стов, ин­туи­тив­ных «оза­ре­ний», сно­ви­де­ний, гип­но­тич. со­стоя­ний, бре­да и гал­лю­ци­на­ций, на­ве­ян­ных ал­ко­го­лем или пси­хо­троп­ны­ми пре­па­ра­та­ми (Р. Дес­нос, Р. Кре­вель и др.). Сюр­реа­ли­сты пред­по­ла­га­ли, что яв­ля­ют­ся соз­да­те­ля­ми прин­ци­пи­аль­но но­вой лит-ры, ко­то­рая пол­но­стью по­ры­ва­ет с реа­ли­стич. опи­са­тель­ст­вом или тра­ди­ци­он­но по­ни­мае­мым пси­хо­ло­гиз­мом.

Сюр­реа­ли­стич. по­эзия, в це­лом от­ме­чен­ная пре­неб­ре­же­ни­ем к риф­ме и ис­поль­зо­ва­ни­ем при­чуд­ли­вых ме­та­фор, ста­вит це­лью соз­дать не­пред­ска­зуе­мый, час­то не­прав­до­по­доб­ный, шо­ки­рую­щий об­раз: сб-ки «Пу­по­ви­на лим­ба» А. Ар­то (1925), «Са­ма жизнь» П. Элюа­ра (1932), «Дух во­ды» Бре­то­на (1934) и др. Ха­рак­те­рен от­каз от тра­диц. по­ни­ма­ния ав­тор­ст­ва, вы­ве­де­ние про­цес­са твор­че­ст­ва за рам­ки лич­но­сти ав­то­ра, что про­яви­лось в соз­да­нии кол­лек­тив­ных по­этич. сб-ков «152 по­сло­ви­цы на по­тре­бу дня» (1925, Элю­ар, Б. Пе­ре), «Не­по­роч­ное за­ча­тие» (1930; Бре­тон и Элю­ар), «От­ста­вить ра­бо­ты» (1930, Бре­тон, Элю­ар, Р. Шар). Зна­чит. по­пу­ляр­ность сни­скал экс­пе­рим. жанр сти­хо­тво­ре­ния в про­зе, в ко­то­ром нес­коль­ко по­этов не­за­ви­си­мо друг от дру­га при­ду­мы­ва­ли по од­ной строч­ке (по на­ча­лу од­но­го из сти­хо­тво­ре­ний – «Изы­скан­ный труп бу­дет пить мо­ло­дое ви­но» – та­кая иг­ра ста­ла на­зы­вать­ся «Изы­скан­ный труп»); по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние со­став­ле­ние все­воз­мож­ных, час­то па­ро­дий­ных, сло­ва­рей, ан­то­ло­гий, лис­то­вок и др. (Ж. Пре­вер, М. Ле­рис).

Сюр­реа­ли­стич. про­за по­свя­ще­на пре­им. эк­зи­стен­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ке, пе­ре­ос­мыс­лен­ной сквозь приз­му фрей­диз­ма: по­вес­ти «Моё те­ло и я» (1925) и «Труд­ная смерть» (1926) Р. Кре­ве­ля; ро­ма­ны «На­дя» (1928) и «Бе­зум­ная лю­бовь» (1937) Бре­то­на; «За спи­ной у от­ра­же­ния» Ж. П. Дю­пре (1949); и др. Сюр­реа­ли­сты про­яв­ля­ли зна­чит. ин­те­рес к при­ми­тив­но­му иск-ву (в т. ч. стран Аф­ри­ки, Лат. Аме­ри­ки и др.), пы­та­лись уви­деть мир не­за­мут­нён­ным, «чис­тым» соз­на­ни­ем, гла­за­ми ре­бён­ка, ду­шев­но­боль­но­го, ди­ка­ря. Эти уст­рем­ле­ния, на­шед­шие яр­кое во­пло­ще­ние в твор­че­ст­ве А. Кар­пен­ть­е­ра (Ку­ба), П. Не­ру­ды (Чи­ли), О. Па­са (Мек­си­ка) и др., спо­соб­ст­во­ва­ли фор­ми­ро­ва­нию ма­ги­че­ско­го реа­лиз­ма.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ