МУМИЯ
Му́мия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.
Согласно словарю Фасмера, русское слово «мумия» происходит из нем. Мumie, которое через итал. mummiа возводится к араб. مُومِيَاء (mūmiyāʔ)[1], далее от перс. موم (mum) — «воск».
Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1000 года. Происходит оно от перс. موم (mum) (воск). Словом араб. مُومِيَاء (mūmiyāʔ) арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.
В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки (перетирая затем в порошок) и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство мумия хорошо помогает при лечении ушибов и ран, часто продавалось как панацея. В XVI веке Мишель Монтень заклеймил данную практику как разновидность каннибализма. С нехваткой настоящих мумий аптекари часто мошенничали, используя подделки из трупов нищих, жертв эпидемий и мертворождённых детей. Даже в 1912 году немецкая фармацевтическая фирма «Мерк» предлагала в своём каталоге «настоящих египетских мумий»[2].
Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.
Сами древние египтяне называли мумии «саху» (егип. sAhw).
Возникновение мумифицирования в Египте
Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000—2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккары и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте: археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений, их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.).
Некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации: так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500—4100 гг. до н. э. (хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом или это всё-таки именно мумифицирование).
Согласно древнеегипетской мифологии, с помощью Анубиса или Тота богиня Исида собрала воедино разрубленное Сетом тело супруга Осириса, а Анубис забальзамировал его, сотворив первую мумию.
МУ́МИЯ (предположительно от перс. – битум), тело, сохраняющее мягкие ткани (кожу и обезвоженные мышцы) продолжительное время после смерти. Мумификация может быть естественной и преднамеренной. Последняя (в т. ч. бальзамирование) нередко связана с религ. представлениями (напр., в Древнем Египте), ставящими бессмертие человека в зависимость от материальной сохранности тела. Преднамеренно мумифицированное тело животного также называют мумией.
Отсутствие условий для гниения способствовало естеств. сохранению М. в пустынях [напр., в додинастич. Египте, Таримской впадине в Синьцзяне; к древнейшим (8-е тыс. до н. э.) относят находку в пещере Духа (Спирит) в штате Невада, США], высокогорьях [напр., «Ледяной человек» («Отци»), замёрзший в Альпах ок. 3300 до н. э.; Мощевая Балка на Кавказе; дети, принесённые в жертву инками в Андах], вечной мерзлоте, напр. в Гренландии (М. местного населения – инуитов, некоторые возрастом до 500 лет), сфагновых болотах (напр., жертвы казни или приношений на севере Европы в период железного века) и др.
Древнейшие М., подвергнутые тщательной консервации, известны в культуре чинчорро (побережье совр. Чили и Перу; с 7-го тыс. до н. э.). К 6-му тыс. до н. э. относится предположительно преднамеренно мумифицированное погребение мальчика, обнаруженное в Центр. Сахаре. В Сахаре найдена и М., названная «Рыжик» (по цвету волос), которая была погребена непосредственно в горячем песке в сопровождении керамич. сосудов (ок. 3300 до н. э.; хранится в Британском музее). В Древнем Египте для мумификации применялась сложная процедура: мозг удалялся, внутренние органы (кроме сердца) удалялись и помещались в канопы; тело обрабатывалось натроном (вид соды), после чего обёртывалось в льняные бинты и пелены, под которые клали религ. тексты, амулеты. Ритуал мог длиться 70 дней, сопровождаясь церемониями, кульминацией которых был обряд Отверзания уст и очей, символически возрождавший готовую М. к жизни. В Египте найдено и более 1 млн. М. животных, почитавшихся священными, гл. обр. кошек, также быков, крокодилов, ибисов и др. (в осн. датируются 1-м тыс. до н. э.) Мумификация упоминается в Библии: «повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца своего; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней; ибо столько дней употребляется на бальзамирование» (Быт. 50.2–3). По данным др.-греч. источников, персы сохраняли тела покойных высокого социального ранга при помощи воска.
В Центр. и Вост. Азии древнейшая М. (2-е тыс. до н. э.) найдена в пустыне Такла-Макан (Синьцзянь), где мумификация стала возможной благодаря сочетанию уникальных климатич. условий и ритуальных действий при подготовке тела к погребению. В Древнем Китае и Юж. Сибири в ряде случаев сохранности М. способствовала ртуть (Мавандуй, Фэнхуаньшань, Ак-Алаха и др.). На Алтае всесторонне изучены М. сер. 1-го тыс. до н. э. пазырыкской культуры, где их сохранности способствовали линзы льда, заполнявшие могильные срубы после погребения. Кроме бальзамирования (могли использовать смолу с добавлением воска и мёда), практиковали трепанацию черепа, из него извлекали мозг, наполняли сухой травой и лошадиной шерстью; тело освобождали от внутренних органов и иногда от мышц, наполняли землёй и корешками трав; в глазницах обнаружены глинистая масса и воск (ближайшая аналогия – в тагарской культуре и посмертные маски таштыкской культуры).
В христианской традиции мумифицированные тела святых являются одной из разновидностей мощей. В европ. ср.-век. медицине применялся измельчённый порошок из М. Для театральных представлений до 19 в. из М. изготавливали краску Caput mortuum (мёртвая голова). С 19 в. идея сохранения тела после смерти получила новые воплощения. В 1830-х гг. И. Бентам (Великобритания) завещал экспонировать своё туловище, одетое в обычную одежду, в университетском колледже Лондона. В 1881, согласно предсмертному желанию, были забальзамированы останки Н. И. Пирогова (впервые применялась смесь тимола и салициловой кислоты). Мумификация тела В. И. Ленина вызвала распространение подобной практики в отношении вождей ряда социалистич. стран, в осн. на Востоке (Хо Ши Мин во Вьетнаме, и др.).