ГАРМОНИЯ
Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία, лат. harmonia — связь, соединение, соответствие, соотношение, от др.-греч. ἁρμόζω — прилаживать, подгонять, а также лат. coaptatio, convenientia) в философско-эстетическом смысле — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса).
В науке XX и начала XXI веков регистрируются разные определения гармонии. Согласно философу А. Ф. Лосеву, гармония — «соразмерность частей целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое». Согласно искусствоведу В. Г. Власову, гармония — «категория, означающая целостность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы», — качества, вызывающие чувственные, эстетически положительные реакции.
В эпоху Средних веков, Ренессанса и барокко гармонию продолжали описывать и тем и другим клише — и как concordia discors, и как discordia concors. Например, на фронтисписе трактата Ф.Гафури «Труд о гармонии музыкальных инструментов» (1518) автор изображён на кафедре, вещающий ученикам «древнюю истину» о гармонии, во второй (инвертированной) формулировке: Harmonia est discordia concors (цифровое факсимиле фронтисписа см. в статье Гафури). Такая же формулировка в эпистолярии А. Банкьери «Гармонические письма» (1628, p. 131) сопровождается гравюрой, призванной символически иллюстрировать приложение этого эстетического принципа к музыке (см. цифровое факсимиле).
В преобразованной форме идея гармонии продолжила существование в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в немецком идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).
В переводе с латинского слово harmonia означает “соединение, соответствие, созвучие”. Есть оно и в древнегреческом языке: ἁρμονία переводится как “порядок, слаженность”. Впервые этот термин появился в философии и обозначал согласование разнородных или противоречивых элементов.
Понятие гармонии встречается во многих сферах. Например:
в музыке это приятная для слуха слаженность звуков или объединение разных голосов;
в искусстве и эстетике гармония означает пропорциональность, целостность и эстетическую связанность всех элементов композиции, которая вызывает чувственные положительные реакции.
Слово “гармония” встречается в работах древнегреческого поэта Гомера, философа Гераклита. В трактате “О мире”, созданном в I веке до нашей эры, гармония упоминается как согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности человека и самой Вселенной.
Многим позже уже несколько в преобразованной форме идея гармонии применялась в новой философии у английского деятеля Просвещения Энтони Шефтсбери, немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера, итальянского монаха Джордано Бруно, немецкого ученого Вильгельма Лейбница.
Писатель и мыслитель Гете был убежден, что самым важным является воспитание гармоничного свободного человека, способности которого развиваются в равновесии. Природу он называл большим организмом, где господствует гармония границ и сил, свободы и меры, достоинств и недостатков.
Гармония рассматривается не только в рамках философских учений, музыкальной эстетики и художественного творчества. К такому состоянию стремятся и в повседневной жизни.
Изначально все находится в гармонии. Человеческий организм, природные процессы – все синхронизировано и для чего-то нужно. Каждая клеточка тела, каждое существо или явление на земле имеет гармоничный механизм развития и выполняет какую-то свою уникальную роль. Когда естественные процессы нарушаются, например, вследствие заболевания или природных катаклизмов, гармония уходит.
Гармония в жизни – это стремление к равновесию, балансу. Помните символ китайской философии Инь и Ян? Это олицетворение взаимодействия крайних противоположностей: тьмы и света, дня и ночи, неба и земли, жары и холода, четного и нечетного, внутреннего и внешнего. Только в состоянии равновесия возможна гармония…