ОДЕРЖИМОСТЬ

799.- Одержимость.

Одержи́мость — частичное или полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию. В 1970-х годах Эрика Бургиньонruen провела масштабное межкультурное исследование 488 социальных обществ из разных уголков планеты, и в 360 (74 %) из них присутствовало верование в одержимость в той или иной форме.

Согласно представлениям некоторых религий (в том числе христианства), одержимость — состояние, в котором человек подчинён одному или нескольким демонам или дьяволу. Подразумевается, что подобные сверхъестественные существа зачастую враждебны человеку и действуют обычно с целью причинения зла. Согласно верованиям, для одержимости необходимо вселение сверхъестественной сущности в человека, но иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии.

Существуют также мифы и легенды о возможности вселения духов и т. п. в мертвецов, животных или неодушевлённые предметы.

В православии

Под одержимостью в православии может пониматься:.

1) (беснование) — аномальное состояние человека, охваченного падшими духами, находящегося под сильнейшим демоническим воздействием;
2) разновидность душевно-нравственной «болезни»; порабощённость страстями;
3) страстная увлечённость кем-либо, чем-либо.
Для изгнания бесов может применяться обряд отчитки (экзорцизма). Отчитка может быть использована в редких случаях при явных симптомах беснования.

Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла характеризует бесоодержимость как «состояние человека, являющееся результатом вторжения нематериальных сил зла в повседневную жизнь». При этом указывается, что «рекомендация пациенту просить опытного священника рассмотреть целесообразность „чина изгнания злых духов“, то есть „отчитки“, даётся в исключительном случае».

При этом, по сообщению агентства РИА Новости патриарх Кирилл в одной из своих проповедей заметил, что «как ни относились бы критически к теме присутствия тёмной силы в человеческой истории многие современные люди», задача церкви заключается в том, чтобы «напоминать им о том, что эта сила реальна и что жертвой воздействия этой силы может быть каждый, кто лишён опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога» и ему «приходилось нередко слышать от специалистов в области психиатрии, что они сталкиваются порой с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью».

Протоиерей Дионисий Свечников пишет, что «однозначного мнения в церкви относительно отчитки нет», при этом отмечает, что «назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не её следствие — одержимость».

Богослов, профессор Московской духовной академии А. И. Осипов в этой связи пишет:

Такого метода лечения, как «отчитка», не существует. «Отчитка» или, правильнее, чин изгнания злых духов, совершается над человеком, который одержим бесом, а не просто чем-то болен. В какой-то степени мы все подвержены воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная. Совершение этого чина необходимо лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, действуют через его тело, говорят его устами. Этот чин должен совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. Массовые «отчитки» появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина. Участвовать в них опасно и для духовного, и для психического здоровья.

Одержи́мость —

1) (беснование) – разновидность аномальное состояние человека, охваченного падшими духами, находящегося под сильнейшим демоническим воздействием;
2) разновидность душевно-нравственной болезни; порабощенность страстями; 3) страстная увлеченность кем-либо, чем-либо.

Одержимость является следствием греха (греховности) и может иметь различные формы и проявления (беснование, алкоголизм, неконтролируемый гнев и т. п.).

Архимандрит Адриан из Псково-Печерского монастыря свидетельствовал, что главным признаком бесоодержимости является боязнь святыни (Св. Христовых Таин, святой воды, молитвы). Например, когда одержимый человек приходит в храм, и выносят Чашу со Святыми Дарами, то он часто начинает кричать, браниться, выть, т.е. бесноваться.

Поведенческие расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности.

Отличительной особенностью одержимого человека также является критическое отношение к себе (осознание наличия проблемы). После изгнания злого духа из страждущего человека у него наблюдается полная сохранность психического здоровья.

Цитаты об одержимости

«Представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованный чин изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств лечением клиническими методами».
Основы социальной концепции РПЦ

«Если ты хочешь видеть людей действительно достойных стыда и осуждения, то я попытаюсь из множества таких указать тебе на некоторых. Посмотри на прельщающихся женской красотой, на пристрастных к деньгам, на любящих власть и славу и для этого готовых делать и терпеть все, на изнуряемых завистью, на злоумышляющих против тех, кто ничем их не обидел, на предающихся унынию без всякой причины, на людей, которые постоянно увлекаются суетами житейскими; вот эти и подобные им дела безумны и достойны наказания, заслуживают осуждения, и стыда, и осмеяния. А кто, подвергаясь нападению демона, несмотря на то, показывает в своей жизни великое любомудрие, тот заслуживает, чтобы все не только не осуждали его, но и удивлялись ему, и украшали его венцами за то, что он при таких узах совершает столь трудное шествие и восходит по крутому и тесному пути добродетели».
свт. Иоанн Златоуст

«Чтобы в человека вошел бес, человек должен предоставить ему на это нешуточные права, то есть совершить очень тяжкие грехи. Если бесом одержимы маленькие дети, то освободиться от беса им помогает чтение над ними заклинательных молитв и Божественное Причастие, потому что дети за свое беснование ответственности не несут. Однако, если бесом одержим взрослый, это другое дело. Взрослый бесноватый исцеляется посредством покаяния и исповеди. Сначала надо найти причину его беснования, а потом священник должен прочитать над ним заклинательную молитву, чтобы привести его в порядок».
прп. Паисий Афонский

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ