СВЯТАЯ ИНКВИЗИЦИЯ

786.- Святая инквизиция.

Свята́я инквизи́ция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium — «святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

Слово «инквизиция» (от inquīsītiō — «разыскание») в юридическом смысле — «следствие с применением пыток». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путём допросов, часто с применением пыток. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.

В XII веке с подачи римского папы Луция III в обиход вошло понятие от inquisitio hereticae piavitatis, под которым понимали розыск людей, замеченных в антихристианской ереси (скверне).

Раннее христианство и христианская Церковь страдали как от внешнего врага — римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.

Отражением одной из стадий внутренней борьбы был, видимо, «Иерусалимский собор», упоминаемый в главе 15 Деяний святых апостолов, а также множество случаев, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Евреям, а также в Откровении Иоанна Богослова.

786.- Святая инквизиция.
Антокольский Марк «Инквизиция»

Начиная со II века христианские лидеры (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим ортодоксальности (греч. ὀρθοδοξία — правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. αἵρεσις — выбор; подразумевается, что ошибочный).

В первых веках существования христианства в обязанности диаконов входило разыскивать еретиков и исправлять их заблуждения. Епископский суд мог отлучить еретика от церкви.

Первое имущественное наказание было введено в 316 году, когда начался церковный раскол в Карфагенской церкви. Впервые угроза смертной казни была введена в 382 году в отношении представителей Манихейства, а исполнена в 385 году в отношении последователей христианского писателя Присциллиана, казнённого в Трире. Ввёл данную меру Феодосий Великий. Также Карл Великий обязывал епископов следить за «правильным исповеданием веры в их епархиях и искоренять языческие обычаи».

В XI веке епископы уже прибегали к более жёстким мерам наказания во время преследования участников патарии. Наиболее жестоким наказанием была религиозная церемония сожжения на костре.

В XII веке, по настоянию Фридриха Барбароссы, папа Луций III разработал и ввёл систему розыска и выявления религиозных преступлений. Используя старинную практику, папа декретом обязал епископов, прибывавших на новое место, подбирать людей из местных, которые должны были открывать новому священноиерарху все преступления и злодеяния в этой местности, которые требовали церковного суда. Для этой процедуры папой был разработан опросный лист.

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III.

Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. С 1483 года её трибунал возглавил Томас Торквемада, который стал одним из авторов знаменитого кодекса.

Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию». Папа Павел III подчинил ей все локальные инквизиции и дал право действовать во всём мире, а в 1617 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса.[5] Священная конгрегация превратилась в высшую богословскую инстанцию, заключения которой по вопросам веры и канонических действий были обязательны для всей католической церкви.

В 1559 году был учреждён «Индекс запрещённых книг», по которому осуществлялась цензура печатных изданий всего западного христианского мира.

В конце XVIII — начале XIX века инквизицию как локальный следственно-розыскной аппарат Священной канцелярии стали упразднять в отдельных странах. В частности, в революционной Франции её запретил Наполеон Бонапарт, а в Латинской Америке она исчезла во время войны за независимость испанских колоний 1810—1826 годов.

В 1908 году папа Пий X апостольской конституцией Sapienti consilio преобразовал инквизицию в Верховную Священную Конгрегацию Священной Канцелярии (лат. Suprema Sacra Congregatio pro Sancti Officii). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.

До II Ватиканского собора Священная конгрегация называлась «Верховной» и имела привилегированный статус, так как номинально её непосредственным главой был папа. С 1965 года носила название Конгрегации доктрины веры, управлялась особым кардиналом и занималась исключительно внутренними делами церкви, связанными с вопросами веры и морали. С 2022 года, когда папой Франциском апостольской конституцией Praedicate Evangelium были упразднены конгрегации, учреждение носит название Дикастерия доктрины веры.

Со времени своего основания и по сей день на должности высших инквизиторов и цензоров церкви, как правило, выбирались монахи из доминиканского ордена.

Образ Святой инквизиции прочно вошёл в современную культуру и стал одним из символов Средневековья. Охота на ведьм, пытки и сожжение людей на костре считаются основными занятиями инквизиторов. Растиражированные в массмедиа яркие образы христианских фанатиков часто полностью затмевают исторические факты. Для чего же на самом деле была создана Инквизиция и какими были итоги её деятельности?

Рост числа христиан в древности вызывал проблему искажения первоначального учения. Предостережения о недопустимости ложной передачи Слова Божьего появляются уже в I веке нашей эры в книгах Нового Завета.
Во II веке появляется понятие ересь, в переводе с древнегреческого означающее «выбор». Христианские богословы подразумевали, что еретики делают ложный выбор в пользу неканонической трактовки Писания. Борьба с ересью была важным этапом формирования христианского мировоззрения. Духовенство стремилось закрепить единый для всех верующих канон, избежать разногласий.
Первоначальным методом воздействия на еретиков было убеждение или отлучение от церкви. Постепенно отношение к ним становилось всё более агрессивным: вводились штрафы и смертные казни.
 
Борьба с инакомыслием в церкви велась тысячи лет. Духовные власти использовали различные варианты расправы с неугодными. Однако до XIII века не существовало отдельной организации, которая занималась бы делами вероотступничества.
 
В 1215 году римский папа Иннокентий III создаёт церковный суд, получивший название «Инквизиция». Термин произошёл от латинского слова inquisitio, которое переводится как «разыскание, исследование». В этом значении слово широко применялось в средневековой юриспруденции.
Главной задачей инквизиторов объявляется выяснение фактов отступления от веры. Формально инквизиция не обязана использовать насилие. Признание человека в ереси должно повлечь за собой раскаяние и возвращение в ряды верующих. Если же простить еретика невозможно, он отлучался от церкви и мог быть передан светским властям.
Такого человека могли казнить, причём инквизиторы знали об этой практике и одобряли её. Они были убеждены, что дело уничтожения ереси стоит выше любой цели.
В Средние века инквизиция распространяется по Европе. В разных странах её успехи заметно отличались. Добиться влияния инквизиторы могли только в регионах с мощной властью католической церкви. В Испании, Италии и Португалии деятельность Святой инквизиции стала масштабной, а вот немцы, славяне и ряд независимых итальянских городов не приняли эту организацию.

Испанская инквизиция

Король Испании Фердинанд II значительно усилил инквизицию: она возродилась с новой силой в 1472 году. В это время подходил к концу процесс реконкисты, то есть освобождения испанских земель от арабских и африканских завоевателей. Те ещё в VIII веке захватили значительные территории. Мусульмане и иудеи на подконтрольных Испании землях должны были принимать католичество. Инквизиция следила за соблюдением этого правила и карала нарушителей.
Руководителем инквизиторов был Томас Торквемада. Он прославился энтузиазмом в преследовании еретиков и иноверцев. Испанская инквизиция быстро приняла антисемитский характер. Этому способствовало особое положение евреев в средневековом обществе. Иудеи, не пожелавшие принимать христианство, имели ряд ограничений в правах, отделялись от основной массы населения. В то же время крещёные евреи вызывали неприязнь, добиваясь успехов в церковной карьере. Испанцы массово верили в еврейские заговоры.
Период Торквемады стал самым кровавым в истории инквизиции. Масштаб насилия в средневековой Испании порождает множество споров в научной среде. Архивы по судам инквизиции сохранились не в полной мере. Сегодня учёные склоняются к мнению, что число жертв инквизиции намеренно преувеличили противники испанской короны. В Испании слухи о зверствах церкви получили название «чёрной легенды». Хотя инквизиторы применяли пытки и даже казни, их основной интерес заключался в пополнении королевской казны. Большинство подозреваемых в ереси получали обвинительные приговоры, но наказывались лишь конфискацией имущества или штрафом.
Испанская инквизиция существовала до XIX века, но, разумеется, не в первоначальном виде. Функции и полномочия инквизитора заметно ограничились. Основной деятельностью организации стало обеспечение цензуры.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ