Илья Кормильцев

ВИКИПЕДИЯ

Илья́ Вале́рьевич Корми́льцев (26 сентября 1959Свердловск — 4 февраля 2007Лондон) — русский поэт, переводчик с английского, итальянского и французского языков, музыкальный и литературный критик, основной автор текстов песен группы «Наутилус Помпилиус», основатель и главный редактор издательства «Ультра.Культура» (2003—2007).

В начале 2000-х Кормильцев закончил период рок-музыки в своей жизни и сосредоточился на литературе. Он сотрудничал с журналом «Иностранная литература», в его переводах опубликованы сказки Джона Толкина, рассказы Джеймса БаллардаРоальда ДаляИрвина Уэлша[14], романы Гилберта АдэраФредерика БегбедераУильяма БерроузаРичарда БротиганаНика КейваКлайва ЛьюисаЧака ПаланикаБрета Истона Эллиса, пьесы Тома Стоппарда, поэзия Мишеля Уэльбека и многие другие произведения

773.- ЛЮДИ Илья Кормильцев.

С середины 2000-х Кормильцев начал пробовать себя как издатель. Некоторое время он курировал книжную серию «Иностранки» «За иллюминатором», в которой оперативно выходили переводы романов современных зарубежных писателей. В 2003 году Кормильцев возглавил издательство «Ультра.Культура», специализировавшееся на публикации радикальных и контркультурных текстов. Первым изданием стала автобиография Эдуарда Лимонова «В плену у мертвецов», текст которой он передал из стен Лефортовской тюрьмы. Уже одно из первых изданий Ультра Культуры — роман московского НС-скинхеда Дмитрия Нестерова «Скины: Русь пробуждается» — привела к разрыву с «Иностранкой». Кормильцев, тем не менее, продолжил издавать острые, противоречивые художественные и документальные книги о различных аспектах жизни современного общества. Благодаря свободному владению иностранными языками, Кормильцев посещал книжные выставки по всему миру и покупал права на издание книг, которые вскоре становились культовыми. Авторы «Ультра.Культуры» представляли самый широкий спектр взглядов: от крайне левых (Субкоманданте Маркос) до ультраправых (Эндрю Макдоналд), в издательстве выходили биографии, философские трактаты, поэтические сборники битников и современных авторов. Ультра. Культура постоянно находилась в центре скандалов — власти выдвигали против неё обвинения в экстремизме, пропаганде наркотиков и распространении порнографии. При этом сам Кормильцев не был сторонником «вседозволенности» и неоднократно выступал в поддержку введения возрастных ограничений на подобную литературу.

Миссию Ультра. Культуры Кормильцев описывал как задачу подлинного либерализма — дать голос тем «альтернативным взглядам на мир, которые долго оказывались в зоне молчания», даже если они противоречат его собственным убеждениям. Книги, которые выходили в издательстве, иногда описывали как «неприятные, но необходимые для мыслящего общества». Большинство бывших коллег по музыкальному цеху негативно оценивали деятельность издательства Кормильцева, например, Дмитрий Умецкий писал, что получил от Кормильцева свежевыпущенную книгу «Отсос» и из-за названия даже читать не стал, а поставил пылиться на полку, а Бутусов, разрешив продавать её перед концертом к 35-му юбилею «Нау», запретил продажи буквально за час до начала.

В 2006 году вышли новый сборник стихотворений Кормильцева и книга прозы «Никто из ниоткуда»

ЧИТАТЬ В ИСТОЧНИКЕ

В год окончания вуза Кормильцев начал сотрудничество со свердловским музыкальным коллективом «Урфин Джюс». Он выступил автором текстов почти всех песен, вошедших в новый альбом «Путешествие». Позже Илья написал стихи к магнитоальбомам группы «Жизнь в стиле Heavy Metal» и «15».

В 1985 году музыканты расстались с поэтом, но к тому моменту Кормильцев уже стал полноправным членом местной музыкальной тусовки и познакомился с Вячеславом Бутусовым. Перед тем, как начать новую страницу жизни, связанную с работой в «Наутилусе», Илья успел поработать с Настей Полевой (альбом «Тацу») и Егором Белкиным («Около музыки»).

Второй половиной названия группа «Наутилус Помпилиус» обязана именно Илье – другие участники планировали ограничиться просто «Наутилусом». Вместе они проработали больше 10 лет, причем Кормильцев был не только поэтом, а полноценным художественным руководителем, участвовавшим в том числе и в решении организационных вопросов. Его тексты использованы в 9 альбомах группы – от «Невидимки» до «Человека без имени».

В 1989 году Илья отошел от дел «Наутилуса», занявшись более интересными для него в тот момент делами: выступил одним из основателей журнала «МИКС», выпустил собственный сборник, в котором Бутусов поучаствовал в качестве иллюстратора. Книга была издана небольшим тиражом и почти сразу же стала библиографической редкостью.

Устранение Кормильцева от работы в «Наутилусе» было связано не столько с усталостью, сколько с внутренними разногласиями. Поворотной точкой творческой биографии Ильи стал его отказ от премии Ленинского комсомола. Ее присудили группе, но свой решительный шаг Кормильцев не согласовал с другими участниками, чем вызвал сильное раздражение Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого.

Сотрудничество с коллективом «Наутилус Помпилиус» возобновилось в 1992-м и продолжалось вплоть до 2006 года. В то время Илья, переехав в Москву, помогал музыкантам с продюсированием проекта «Отчет за 10 лет» и ездил с группой на гастроли по стране.

Пути поэта с коллективом окончательно разошлись по политическим причинам. Кормильцева возмутило выступление Бутусова с группой на слете движения «Наши». Свои эмоции он выплеснул в открытом письме, в котором назвал аудиторию того концерта «наемными гопниками», которые «оттягиваются за счет налогоплательщиков», и заявил, что не хочет, чтобы они слушали его стихи, написанные «сердцем и кровью».

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ