Полина Лосева
Полина Лосева (род. 1989, Москва) — российский научный журналист, популяризатор науки, биолог, физиолог, специалист по физиологии человека и клеточной биологии. Редактор «N + 1». Автор книги «Против часовой стрелки: Что такое старение и как с ним бороться» (издательство «Альпина нон-фикшн», 2020). Лауреат премии «Научный журналист года» (2021), также получила второе место на конкурсе European Science Journalist of the Year.
В детстве мечтала стать археологом. Окончила кафедру эмбриологии биологического факультета МГУ (2011). Cпециализировалась по эмбрионам, ранним стадиям жизни. Работала научным журналистом и обозревателем порталов «Элементы», «Чердак», N + 1. Ныне редактор последнего. Лектор фонда «Эволюция» и проекта LevelOne.
Пишет о биотехнологиях, медицине, зародышевом развитии и старении. Победитель конкурсов научной журналистики «Био/мол/текст» (где её работы дважды побеждали в номинации «Свободная тема» — в 2017 и 2018 годах) и Tech-in-media. В 2019 году попала в шорт-лист премии «Научный журналист года», её лауреат 2021 года, также получила второе место на конкурсе European Science Journalist of the Year. Её книга «Против часовой стрелки: Что такое старение и как с ним бороться» попала в «длинный список» премии «Просветитель» 2020 года (рецензия на «Биомолекуле»). Также книга получила высокие оценки экспертов программы «Всенаука» и в 2022 году стала доступной для бесплатного и легального скачивания.
Автор статей на Биомолекуле, на порталах «Чердак», N + 1, «Элементы», OYLA.
В этот раз уникальным опытом и взглядом поделилась Полина Лосева — научный журналист, популяризатор науки, ведущий редактор портала N + 1, автор книги «Против часовой стрелки», лучший научный журналист России 2021 года по версии Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН).
С детства мечтали стать археологом, окончили кафедру эмбриологии биологического факультета МГУ и стали популяризатором науки и редактором «N+1», наука была с вами с детства?
Скорее, наука была вокруг меня. Мои родители были кандидатами наук. У нас на кухне вечно сидели какие-то физики, математики и обсуждали непонятные и сложно произносимые вещи. Кстати, сейчас вспоминаю, биологов на нашей кухне не было, хотя в доме лежало целых три микроскопа. Но объяснить мне, как они работают и что с ними делать, было некому. Мне пришлось это выяснять уже на первом курсе в университете.
Так что с наукой складывались странные отношения: страсть к археологии во мне быстро утихла, физику никогда не понимала, а математику понимала, но боялась, поэтому долгое время занималась лингвистикой. И только в старших классах переориентировалась на биологию — внезапно для всех!
Популяризатор науки – это одно из определений тебя в Википедии, такой профессии нет в академическом списке, и в рейтинги свободных профессий, в чем для тебя заключается миссия популяризации науки?
Мне кажется, что списки и рейтинги быстро устаревают — новые профессии и определения появляются быстрее, чем обновляются перечни. Для меня «популяризатор науки» это скорее не миссия, а удобный способ определить формат деятельности. Вот есть наука, в ней есть научный консенсус в отношении некоторых вещей: Земля круглая, ДНК состоит из нуклеотидов, вакцины работают по одному из нескольких принципов. Научный журналист, которым я работаю большую часть времени, выясняет, откуда взялся этот консенсус и какие к нему возникают вопросы. Но кто-то должен уметь простым языком рассказывать про то, как этот консенсус устроен, и отвечать на вопросы — для тех, кто пропустил эти вещи в школе, и для тех, кто не успевает следить за развитием науки. Вот это как раз работа популяризатора, на мой взгляд. ..