Хидео Кодзима
Хидэо Кодзима (яп. 小島 秀夫 Кодзима Хидэо, род. 24 августа 1963, Токио) — японский геймдизайнер, геймдиректор, сценарист, продюсер и актёр.
Кодзима известен своеобразным авторским подходом к созданию игр; ещё до прихода в игровую индустрию он увлекался литературой и кинематографом и позже рассматривал разработку игр как новую возможность для художественного творчества. Кодзима на протяжении многих лет работал в компании Konami Digital Entertainment, в том числе как руководитель внутренней студии Kojima Productions, и некоторое время был вице-президентом Konami. После разрыва с Konami в 2015 году Кодзима воссоздал и возглавил Kojima Productions уже как независимую студию.
Кодзима наиболее известен как создатель серии игр Metal Gear — разработанные под его руководством игры этой серии выходили на протяжении более чем четверти века, оказав немалое влияние на жанр стелс-игр и индустрию компьютерных игр в целом. Помимо Metal Gear, Кодзима также разработал приключенческие игры Snatcher и Policenauts и также выступал продюсером других игр и серий, в том числе Zone of the Enders, Boktai и Castlevania: Lords of Shadow. Death Stranding стала первой игрой Кодзимы, разработанной вне Konami.
КАРЬЕРА
До времён учёбы в университете Кодзима не интересовался видеоиграми, но его поразила новая для того времени возможность сохранения игр на игровой приставке Famicom: так как игрок мог прервать игровую сессию и вернуться к ней позже, это открывало возможность для гораздо более сложного повествования в играх, чем прежде. На решение Кодзимы оставить учёбу и податься в игровую индустрию повлияли такие игры, как Super Mario Bros. и особенно Portopia Renzoku Satsujin Jiken — детективный квест 1983 года, созданный Юдзи Хории. На четвёртом курсе университета Кодзима заявил однокурсникам и преподавателям, что решил прекратить учёбу и начать заниматься разработкой видеоигр; ему отвечали «остановись, подумай, что ты делаешь!» и называли сумасшедшим. Единственным, кто его поддержал, была мать — она говорила сыну, что тот может заниматься тем, чем пожелает.
В 1986 году Кодзима был принят в компанию Konami на должность дизайнера в подразделении, занимавшемся проектами для домашнего компьютера MSX. Он выбрал эту компанию, так как её акции торговались на фондовой бирже, чем в то время не могла похвастаться ни одна другая японская компания в игровой индустрии: с точки зрения Кодзимы, это был знак статуса.
Первая игра, над которой работал Кодзима в роли ассистента руководителя разработки — Penguin Adventure. Первый разработанный им проект — Lost Warld (комбинация слов «war» (с англ. — «война») и «world» (с англ. — «мир»)), был отменён Konami.
Первый выпущенный проект — Metal Gear для MSX 2. Так как ‘nj компьютер был популярен в основном в Европе и Японии, то в США игра была издана значительно позже для Nintendo Entertainment System. Metal Gear первым реализовал полноценный stealth-action, в котором большую часть времени предполагалось прятаться от противников, а сами вооружённые столкновения были крайне невыгодны игроку.
В 1988 году Кодзима принял участие в разработке Snatcher, приключенческой видеоигры с элементами киберпанка, где игрок ассоциировался с жителем мегаполиса Нео-Кобе Гиллианом Сидом. По ходу игры он должен был узнать правду о своём прошлом. Несмотря на критику, проект был успешен.
В 1990 году выходит Metal Gear 2: Solid Snake для MSX только в Японии. Кодзима не стал менять формулу игрового процесса, уделив значительно больше внимания сюжету игры.
В 1992 году выходит ремейк Snatcher для PC Engine, названный Snatcher CD-ROMantic, а в 1994 — Policenauts, приключенческая игра в стиле нуар. В 1996 года оба проекта были портированы на PlayStation.
Релиз Metal Gear Solid на PS превратил Кодзиму в звезду игровой индустрии. Этот проект использовал 3D-графику и пришёлся по душе большинству игроков.
В начале 2000-х годов Кодзима показал первые кадры Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, прямого продолжения Metal Gear Solid. Благодаря возможностям PlayStation 2 кинематографические вставки игры были весьма реалистичны, так же как графика и анимация. Проект вызвал и негативные отклики, связанные в основном с заменой главного героя предыдущих игр Солида Снейка на новичка Райдена, которому достался огромный второй эпизод игры.
До выхода MGS2 Кодзима спродюсировал Zone of the Enders, шутер от третьего лица с аниме-вставками, и проект для GBA под названием Boktai: The Sun is in Your Hand. Главная идея игрового процесса заключалась в наличии сенсора, реагирующего на солнечный свет. В 2004 году был выпущен ремейк Metal Gear Solid под названием Metal Gear Solid: The Twin Snakes для Nintendo GameCube. Ролики для игры срежиссировал известный азиатский режиссёр Рюхэй Китамура.
Затем Кодзима занялся разработкой Metal Gear Solid 3, шпионского экшена в стиле 1960-х годов. Главным героем здесь был Нейкид Снейк (Биг Босс, Big Boss) — генетический отец Солида Снейка. Позднее Konami издала расширенную версию игры под названием Metal Gear Solid 3: Subsistence.
Компьютерные игры Японии — это всегда особый мир, который населяют монстры и киллеры, зомби и охотники.
Кто из мальчишек в детстве (вне зависимости от страны проживания) не мечтал об игровой приставке SEGA или Nintendo? Кто не мечтал «порубиться» после школы, уничтожив максимальное число злодеев?
Одним из столпов этого выстроенного виртуального пространства считается Хидэо Кодзима.
Чем известен?
Он родился в августе 1963 года в Токио. Был младшим из трех детей, когда ему было 4 года, семья переехала в Осаку.
— Именно в то время мои родители ввели семейную традицию: каждый вечер мы все вместе смотрели фильм. Мне не разрешали ложиться спать, пока фильм не закончился: в отличие от большинства детей, родители были большими поклонниками вестернов, европейского кино и ужасов… Они не просто показывали мне детские фильмы. Я даже видел сексуальные сцены, — рассказывал Кодзима в интервью The Guardian в 2012 году.
Отец Кодзимы умер, когда ему было всего 13 лет.
Семья постоянно переезжала. Хидэо говорил, что за ним практически никто не присматривал. Он взрослел самостоятельно и чувствовал свое одиночество.
Что касается карьеры, то сначала Кодзима мечтал снимать свои фильмы. Дело в том, что в школе проводился ежегодно фестиваль культуры. Идея начинающего режиссера была простой — надо создать ленту о зомби, показать его на подобном мероприятии, продать как можно больше билетов и заработать денег. Инициатива, к сожалению, провалилась.
В 1986 году 23-летний Хидэо трудоустроился в игровое издательство Konami. Друзья и родственники этот выбор не одобрили: работа в подобной компании в японском обществе считалась низкостатусной.
Сам Кодзима рассказывал. Однажды пригласили на свадьбу. Жених, представляя его, заявил: господин Хидэо — очень талантливый и во всем остальном приятный человек, но, к сожалению, он по неизвестной причине стал работать в игровой индустрии. Слова мужчины утонули во взрыве хохота.
— В то время в японском языке не было даже слова «гейм-дизайнер». Я лгал на вечеринках. Мол, я работал в финансовой фирме… — говорил Кодзима позже.
Первая игра и первый успех
Первая игра Кодзимы — Penguin Adventure. Проект очаровал начальство Konami, которое было в восторге от предлагаемых Хидэо элементов ролевых игр, альтернативными концовками, а также возможности покупки предметов. Просмотрев проект, руководство предложило Кодзиме самостоятельную нишу.
Отметим, что сам Кодзима рассказывает о той ситуации немного другое: во второй части интервью The Guardian он говорит, что первый проект «Затерянный мир» был закрыт уже через шесть месяцев, что серьезно дестабилизировало его состояние.
Геймдизайнер не растерялся. Он выступил с инициативой переформатировать экшен-игры: вместо того, чтобы бежать на врага, уничтожая его в неимоверных количествах, Хидэо предложил обратную идею «надо прятаться от противника». Konami отказалось от такой трактовки. Кодзима тут же отредактировал свой проект: надо не убегать от врагов, а тихо к ним подкрадываться, хитря и изворачиваясь. Вот на эту идею Konami ответило согласием.
В 1987 году Хидэо выпускает свою первую массовую игру Metal Gear, которая стала настоящим хитом в индустрии.
В чем особенность этой игры? Пользователь управляет неким Солидом Снейком, которого нужно довести из одной точки в другую. Цель — во время движения нельзя попасться патрульным, которые могут отслеживать перемещение героя по игровому пространству не только визуально, но и по звуковым эффектам (например, шагам).
Успех первой игры спровоцировал создание серии схожих проектов — в 1990 году выходит Metal Gear 2: Solid Snake; в 1998 — Metal Gear Solid, в 2001 — Metal Gear Solid 2, в 2004 — Metal Gear Solid 3: Snake Eater; в 2006 — Metal Gear Solid: Portable Ops; в 2008 году — Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots.
Что могут делать герои во время игры? Их список возможностей крайне широк: сюда входит не только необходимость красться по определенной локации, но и прятаться, выслеживать врага, лечить себя, модифицировать свое оружие, угонять технику, взрывать и убивать из-за спины.
Почему Кодзиму называют гением?
В русскоязычном сегменте говорят о гениальности Хидэо:
Либо блогеры (и они используют это слово в достаточно насмешливой коннотации, ориентируясь на популярный мем);
Либо люди, которые интересуются играми (и они отмечают, что проекты Кодзимы отличаются глубиной сюжета и психологии, в них есть философия, выражающая опасения по поводу ядерного апокалипсиса).
Как гениальность Кодзимы выглядит на практике?
В одной из своих игр (P.T.) Кодзима помещает главного героя во временную петлю. Персонаж находится в квартире, где случилось что-то страшное. Локация одна — коридор и ванная комната. Казалось бы, что здесь невозможно создать настоящий хоррор, но Хидэо это удалось.
Он буквально вводит игрока в гипнотическое состояние, повторяя одни и те же движения в замкнутом пространстве. Что это означает? Один раз вы открываете дверь и видите, что в коридоре немного поменялся цвет ламп. Во второй раз — может начать работать радио. В третий — внезапно откроется дверь в ванную комнату. В четвертый — вы увидите окровавленный холодильник. Все эти путешествия по локации сопровождаются постоянным неумолкающим скрипом люстры в коридоре.