Конрад Лоренц

Ко́нрад Захариас Ло́ренц (нем. Konrad Zacharias Lorenz7 ноября 1903Вена — 27 февраля 1989, там же) — австрийский зоолог и зоопсихолог, один из основоположников этологии — науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине (1973, совместно с Карлом фон Фришем и Николасом Тинбергеном).

Посвятив много лет изучению поведения серых гусей, Лоренц открыл у них явление импринтинга. На примере этого и других видов Лоренц изучил также многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека.

750.- ЛЮДИ - Конрад Лоренц.

По своим научным взглядам Лоренц был последовательным эволюционистом, сторонником теории естественного отбора.

Ниже приведены некоторые выводы Лоренца.

Спонтанность агрессии

Проанализировав поведение многих видов животных, Лоренц подтвердил вывод Фрейда, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители. Если убрать эти раздражители, то агрессивность будет накапливаться, а пороговое значение запускающего раздражения может снизиться вплоть до нуля. Примером такой ситуации у людей служит экспедиционное бешенство, возникающее в небольших изолированных коллективах людей, ситуация в которых иногда доходит до убийства по ничтожному поводу даже лучшего друга.

Переадресация агрессии

Если агрессия всё-таки вызвана внешним раздражителем, то она выплёскивается не на раздражитель (скажем, особь, находящуюся выше в иерархии), а переадресуется особям, находящимся ниже в иерархии или неодушевлённым предметам.

Равновесие между вооружением и моралью

Проанализировав поведение более чем 50 видов, Лоренц сделал вывод, что у сильно вооружённых видов эволюционный отбор выработал также сильную врождённую мораль — инстинктивный запрет применять всё своё вооружение во внутривидовых стычках, в особенности если побеждённый демонстрирует покорность. И наоборот, слабо вооружённые виды имеют слабую врождённую мораль, поскольку сильная врождённая мораль таким видам эволюционно ни к чему.

Как считал Лоренц, человек — это от природы слабо вооружённый вид (нападающий мог только поцарапать, неопасно ударить, укусить или душить, а жертва имела достаточно возможностей убежать). С изобретением искусственного оружия человек стал самым вооружённым видом на Земле, а мораль осталась на прежнем уровне. Впрочем, позднее, отталкиваясь от его теории об ингибировании внутривидовой агрессии у многих видов животных, была разработана модель механизма ингибирования насилия у человека, объясняющая развитие эмпатии и возникновение психопатии.

В 1941 году Лоренц опубликовал статью «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии»Архивировано из оригинала 13 апреля 2012 года., в которой изложил свою «эволюционную теорию знания». Вступая в заочный диалог с Кантом, Лоренц утверждает, что априорные формы мышления и интуиции следует понимать как адаптацию, поскольку априори базируется на аппарате центральной нервной системы, который приобрёл свою целесообразную видосохраняющую форму благодаря взаимодействию с реальностью в ходе генеалогической эволюции, длившейся множество эпох.

С 1970-х годов эти эпистемологические идеи Лоренца получили развитие в работах представителей австро-германской школы исследования эволюции познания.

Развёрнутое изложение своих взглядов на проблемы познания Лоренц даёт в книге «Оборотная сторона зеркала». В ней он последовательно рассматривает жизнь как процесс познания, сочетая широкий обзор поведения животных и человека с общей картиной современной биологии и выходя на проблемы когнитивной деятельности, формирования и развития культуры как живой системы.

Проводя много времени с дикими и домашними животными ещё в детстве, он уже в те годы обнаружил наличие у животных, в первую очередь у наблюдаемых им птиц, наличие социальных моделей поведения, таких как узнавание, запечатление и обучение. Он заметил, что вылупившиеся птенцы запоминают место, где они родились, внешний вид, запах и голос матери и другие внешние признаки среды. Если птенец вместо матери-птицы видит перед собой человека, то он начинает воспринимать его как маму.

Данное явление называется импринтингом. Лоренц выяснил, что в равной мере оно присутствует и у человека. Дальнейшие его исследования показали, что инстинкты не являются только лишь реакцией на внешние раздражители: они формируются прежде всего за счёт внутренних побуждений.

К примеру, если убрать все раздражающие факторы, вызывающие агрессию, то агрессия у организма никуда не исчезнет, она только будет копиться, пока не выплеснется по какому-нибудь ничтожному поводу. Этот процесс лежит в основе так называемой кабинетной лихорадки – психического расстройства, происходящего при длительном нахождении группы людей в закрытом помещении (например, в тюремной камере или отсеке подводной лодки).

Если же агрессия вызвана неким внешним раздражителем, то нередко она направлена не на сам раздражитель, а на более доступные объекты – например, на случайных людей, «попавшихся под руку», или на неодушевлённые предметы.

Внутренняя природа агрессии также имеет отношение к морали. Лоренц заметил, что животные, имеющие от природы сильное вооружение (мощные рога, когти, острые зубы и др.), обладают также врождённой моралью – инстинктивным запретом на использование этого вооружения во внутривидовых столкновениях, особенно если побеждённый демонстрирует покорность. А животные, у которых природное вооружение слабое, такой врождённой морали не имеют.

Человек по своей природе относится к слабо вооружённым существам, поэтому его врождённые моральные устои очень слабые. Изобретение оружия, особенно огнестрельного, становится губительным для человеческого существования: человек получает в своё распоряжение искусственно созданное смертоносное оружие, но при этом его мораль остаётся на прежнем уровне. Это порождает геноцид, кровавые диктатуры, крупные военные преступления.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ