АНГЕЛ

738.- Ангел.

А́нгел (др.-греч. ἄγγελοςангелос — «посланник, вестник», др.-евр. ‏מלאך‏‎ — «посланник»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Греческое слово ἄγγελος [ангелос] — прямой перевод древнееврейского מלאך [мал’а́х], от архаичного корня לאכ, представленного практически во всех древнесемитских языках (кроме аккадского), и изначальное значение данного слова — в угаритском — ml’k, в арамейском и древнееврейском — mal’ak — «посланник», из иврита заимствовано арабское слово ملأك‎ ма́лак.

В Библии

В Ветхом Завете

Уже в Ветхом Завете неоднократно присутствует упоминание ангелов под именем херувимов, в оригинале — крувов (ивр. ‏כְּרֻבִים‏‎, круви́м или керуви́м, ед. ч. כרובкру́в). За повествованием о грехопадении в Библии вскоре следует упоминание херувима, сохранившего верность Богу:

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни.

Часть богословов в христианстве и иудаизме придерживались мнения о том, что в (Быт. 6:2—4) говорится об ангелах, которые иногда вступали в браки с людьми, порождая исполинов (нефилим). Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:

В то время были на земле исполины (нефилим), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

— Быт. 6:4

Эти взгляды изложены в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, этого мнения придерживались многие раннехристианские авторы (Иустин ФилософИринейАфинагорКлимент АлександрийскийТертуллианАмвросий и другие). Большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн ЗлатоустЕфрем СиринФеодорит КирскийКирилл ИерусалимскийИероним СтридонскийАвгустин и другие) придерживались мнения, что под «сынами Божьими» здесь подразумевались благочестивые сифиты (потомки Сифа).

В Ветхом Завете ангелы являлись многим персонажам: АгариАвраамуЛотуИаковуМоисеюВалаамуИисусу НавинуГедеонуМаноюДавидуИлиитрём отрокам Вавилонским, пророкам Даниилу и Захарии.

В Ветхом Завете часто личность, которая называется ангелом, впоследствии называется Господом (Быт. 1812Быт. 1822Быт. 191 и Исх. 31—5). Большинство святых отцов думало, что во всех этих видениях является не ангел, а сам Бог (Сын Божий), и эти видения были предвосхищением воплощения. Другие видели в некоторых из этих видений Троицу, особенно в трёх ангелах, посетивших Авраама. Третьи видели в этом видении проявление единого Бога, который обнаруживает единство естества в трёх божественных лицах.

В Новом Завете

В Новом Завете ангелы также являлись многим персонажам: священнику ЗахарииДеве МарииИосифу ОбручникупастухамволхвамМарии Магдалине и другим жёнам-мироносицамапостоламКорнилию сотнику.

Ангелы служили Иисусу Христу после искушения Его в пустыне (Мф. 4:11). Видения Ангелов лежит в основе откровений, данных святому Иоанну Богослову[8].

В послании к Евреям даётся определение ангелов:

…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение

В большинстве переводов Библии при упоминаниях о падших и всяких согрешивших (выступивших против Бога) ангелах используют строчную букву, а при упоминании святых Ангелов — прописную.

ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

— Иуд. 1:6

А́нгелы (ἄγγελος — греч. “вестник”) — бесплотные духи, обладающие разумом и свободной волей, осознанно избравшие путь послушания и служения Богу, активные участники Божественного Промысла.

Когда был создан ангельский мир?

Ангельский мир был сотворен прежде устроения видимого мира (Быт.1:1). Изначально все они были созданы добрыми. Впоследствии часть из них злоупотребили свободой произволения и отпали от Бога. Другие же ангелы остались верными своему Создателю и своему изначальному предназначению.

После этого падшие ангелы были низвержены с Небес, а светлые утвердились в добре и любви к Богу.

Чем различаются и чем занимаются светлые ангелы?

Если говорить в общих чертах, жизнь светлых ангелов состоит в совершенствовании, прославлении Бога (Ис.6:3) и служении Ему.

Ангельские силы подразделяются на иерархические степени. Священное Писание обозначает девять таких степеней или чинов: Серафимы (Ис.6:2), Херувимы (Иез.10:1), Престолы (Кол.1:16); Господства (Кол.1:16), Силы (Рим.8:38), Власти (Кол.1:16); Начала (Рим.8:38), Архангелы (Иуд.1:9), Ангелы (Рим.8:38). Поскольку именование “Ангел” означает “Вестник”, постольку оно приложимо к представителям не только низших иерархических степеней, но и вообще любых, даже высших.

Помимо того, что ангелы отличаются друг от друга степенью власти и совершенства, их разность усматривается в направлениях деятельности, связанных с зонами личной ответственности. Так, Писание сообщает об Ангеле вод: “И услышал я Ангела вод” (Откр.16:5), Ангеле огня: “Ангел, имеющий власть над огнем” (Откр.14:18), ангелах, покровительствующих царствам, народам, церквам. Наконец, при Крещении каждому христианину уделяется особый ангел-хранитель. Служение Богу они осуществляют не механически, а осмысленно, творчески (см.: Способны ли Ангелы к творческой деятельности?).

Обусловленность ангелов пространством и временем отличается от той обусловленности, что характерна для представителей видимого мира. В силу этого все они могут молниеносно перемещаться из одной области вселенной в другую. Между тем, они всё же зависят от времени и не могут единовременно присутствовать в двух разных местах. Считается, что по причине того, что ангелы суть бесплотные духи, они не подлежат троякому измерению.

Ангелы — бестелесны. Однако их бестелесность не абсолютна, ибо такая особенность характерна лишь для Бога, Чистейшего, Высшего Духа. Являясь же перед людьми видимым образом, ангелы обнаруживают не свои личные тела, а результат специального действия, в силу которого человек видит их, словно бы они были вещественными.

Будучи созданы бессмертными, ангелы никогда не умрут. Кроме того, однажды сделав свой нравственный выбор и поддерживаемые в своей деятельности Божьей благодатью, они никогда не согрешат.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ