ШАМАН
Шама́н — согласно религиозным и мистическим верованиям шаманизма, является посредником в общении объектов материального и духовного миров.
Термин распространён во многих языках мира. По одной версии слово шаман происходит от санскритского шраман (श्रमण śramaṇa) — странствующий отшельник, духовный подвижник-аскет во времена Древней Индии. Вместе с буддизмом этот термин распространился по Азии и через эвенкийский язык проник в русский и западные языки. По другой версии слово имеет исконное тунгуссо-маньчжурское происхождение и происходит от корня «са» (са-ми/hа-ми/ша-ми) — «знать» + -ман (суфф. отглагольного имени, суфф. склонности лица к чему-либо), досл. саман — «знающий [то, что другим не дано]». Шаманом назывался человек, являвшийся посредником и избранником духов, обладавший способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана:
- у саха (якутов) — ойуун для мужчин, «удагaн» для женщин;
- у эвенков, нанайцев и маньчжуров — саман, шаман;
- у ненцев — тадебей;
- у южных селькупов — ҷвэ́җэб;
- у чувашей — ырамащ;
- у кетов — ;
- у алтайцев — кам;
- у тувинцев — хам;
- у эскимосов — ангакок, эненылин ;
- у корейцев — мудан;
- у японцев — итако;
- у североамериканских индейцев — аданти, анжин;
- у бурят — бэшэгты, бөө;
- у монголов — бөө, великих шаманов — заарин, учителей-шаманов — багш;
- у башкир — баксы (башк. баҡсы), багымсы (башк. бағымсы) или багыусы (башк. бағыусы);
- у татар — багучы;
- у казахов и киргизов — баксы, бакши или бахши;
- у цыган — човали;
- у саамов — нойда;
- у жителей Хакасии — по уровню силы — пугдуры, пулгосы и чаланчики;
- у арабских бедуинов — фукара;
- у семангов — халак;
- у джакунов — поханг или поянг;
- у ибанов — мананг;
От тюркского слова «кам» произошло и слово «камлание», обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как воззвание к духам или некоторые обряды, например препровождение душ умерших в мир мёртвых или мир духов. В России слово появилось в XVII веке в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется.
На вопрос «кто такой шаман?» современный человек без долгих раздумий ответит: «колдун, знахарь, целитель».
Википедия даёт более развёрнутое определение: «Шаман — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни.
Шаманизму посвящены многочисленные исследования и прозаические сочинения. Тема сверхъестественного всегда интересна людям.
А что означает слово «шаман»? Из какого языка и когда оно появилось?
Большая советская энциклопедия (без ссылки на источник) предполагает эвенкийское происхождение: «Шаман (эвенкийск. — возбуждённый исступлённый человек)».
Н.А.Алексеев в монографии «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования) (Новосибирск, 1984) пишет: «Термин распространен во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са — «знать». Шаманом назывался человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана: у саха (якутов) — ойуун, эвенков — саман, шаман, у ненцев — тадебей, у бурят — боо, у чувашей (сувар)- ырамащ, у кетов — сенин, у алтайцев кам. От тюркского слова кам произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной. В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется».
А.А. Бурыкин в книге «Шаманы те, кому служат духи» (Санкт-Петербург, 2007) дополняет и уточняет: «Само слово шаман, вошло во все европейские языки из русского языка. В русский язык слово шаман попало в первой половине XVII века из языка эвенков, причём из тех его диалектов, в которых переднеязычный щелевой согласный с звучит как русский согласный ш. Разные диалектные группы эвенков называют своего шамана саман, шаман, или химан. История этого слова в эвенкийском языке и других тунгусо-маньчжурских языках неизвестна: к эвенкийской глагольной основе са – “знать” – оно не имеет никакого отношения. Одни учёные в своих попытках объяснить его происхождение сравнивали его с древнеиндийским словом шрамана – “слушающий”, другие усматривали в нём связь с названием сомы – священного напитка древних иранцев; напрашивается сравнение этого слова с названием религиозных проповедников самана – это слово встречается в широко известном романе Г.Гессе ‘Сиддхартха’. Возможно, что это тунгусо-маньчжурское слово связано по происхождению с ненецким словом самбана – названием одной из категорий шаманов у ненцев и энцев ».
Неизвестность гнетёт. Попытки автора этих строк поискать возможные этимологии слова в других языках успехом не увенчались. Пришлось подвергнуть ревизии «древнеиндийскую» версию.
Помимо указанных А. А. Бурыкиным слов «шрамана» и «сома» в санскрите имеются и другие, отражающие суть шаманизма. Такие, например, как Шамбари – «волшебство», Шаматха – «успокоение ума», шамах – «спокойствие». И, наконец, не требующее адаптации слово ШАМАНА – «усмиряющий, успокаивающий».
Поскольку шаманы для своих соплеменников являются настоящими волшебниками и психотерапевтами, помогающими, в том, числе и в чрезвычайных, кризисных ситуациях и состояниях, то все приведённые выше значения в значительной мере отражают роль шаманов в жизни родных для них племён.
Как это слово попало в язык эвенков?
В.М.Дёмин в книге «От Ариев к русичам» приводит гипотезу происхождения эвенов: «После победы над турками-сельджуками на Катванской равнине в 1141 году и подчинения среднеазиатских городов, казалось бы можно было передохнуть. Но в это время на востоке поднялась новая большая угроза. Эта угроза исходила от чжурчженей. Чжурчжени – народ подобный римлянам. Этот народ возник на базе роста числа изгоев из славяно-арийского народа киданей.
В книге О.Гусева «Белый конь апокалипсиса» описываются эвены – народ, сохранившийся в Приамурье до настоящего времени, и имеющий явно арийской происхождение. Предками эвенов были кидани, которые вначале создали родовую федерацию, а после захвата некоторых китайских земель империю Ляо».
Что ж, кидани – потомки протоиндоевропейцев (арьев) МОГЛИ передать родным по крови и языку эвенам некоторые сакральные знания прошлого и термин «шаман», как их часть.
Каким образом происходила передача таких знаний представителям северных и сибирских народов можно только предполагать, но одним из средств или каналов получения информации был (может быть, остаётся?) путь Сейда. О феномене его в следующей статье ( http://www.proza.ru/2012/12/29/12 ).