ШАМАН

728.- Шаман.

Шама́н — согласно религиозным и мистическим верованиям шаманизма, является посредником в общении объектов материального и духовного миров.

Термин распространён во многих языках мира. По одной версии слово шаман происходит от санскритского шраман (श्रमण śramaṇa) — странствующий отшельник, духовный подвижник-аскет во времена Древней Индии. Вместе с буддизмом этот термин распространился по Азии и через эвенкийский язык проник в русский и западные языки. По другой версии слово имеет исконное тунгуссо-маньчжурское происхождение и происходит от корня «са» (са-ми/hа-ми/ша-ми) — «знать» + -ман (суфф. отглагольного имени, суфф. склонности лица к чему-либо), досл. саман — «знающий [то, что другим не дано]». Шаманом назывался человек, являвшийся посредником и избранником духов, обладавший способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана:

  • у саха (якутов) — ойуун для мужчин, «удагaн» для женщин;
  • у эвенков, нанайцев и маньчжуров — саман, шаман;
  • у ненцев — тадебей;
  • у южных селькупов — ҷвэ́җэб;
  • у чувашей — ырамащ;
  • у кетов — ;
  • у алтайцев — кам;
  • у тувинцев — хам;
  • у эскимосов — ангакокэненылин ;
  • у корейцев — мудан;
  • у японцев — итако;
  • у североамериканских индейцев — адантианжин;
  • у бурят — бэшэгтыбөө;
  • у монголов — бөө, великих шаманов — заарин, учителей-шаманов — багш;
  • у башкир — баксы (башк. баҡсы), багымсы (башк. бағымсы) или багыусы (башк. бағыусы);
  • у татар — багучы;
  • у казахов и киргизов — баксыбакши или бахши;
  • у цыган — човали;
  • у саамов — нойда;
  • у жителей Хакасии — по уровню силы — пугдурыпулгосы и чаланчики;
  • у арабских бедуинов — фукара;
  • у семангов — халак;
  • у джакунов — поханг или поянг;
  • у ибанов — мананг;

От тюркского слова «кам» произошло и слово «камлание», обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как воззвание к духам или некоторые обряды, например препровождение душ умерших в мир мёртвых или мир духов. В России слово появилось в XVII веке в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется.

 На вопрос «кто такой шаман?»  современный человек без долгих раздумий ответит: «колдун, знахарь, целитель».
 
   Википедия даёт более развёрнутое определение: «Шаман — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни.

   Шаманизму посвящены многочисленные исследования и прозаические сочинения. Тема сверхъестественного всегда интересна людям.
 
  А что означает слово «шаман»? Из какого языка и когда оно появилось?

   Большая советская энциклопедия (без ссылки на источник) предполагает эвенкийское происхождение: «Шаман (эвенкийск. — возбуждённый исступлённый человек)».

   Н.А.Алексеев в монографии «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования) (Новосибирск, 1984) пишет: «Термин распространен во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са — «знать». Шаманом назывался человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана: у саха (якутов) — ойуун, эвенков — саман, шаман, у ненцев — тадебей, у бурят — боо, у чувашей (сувар)- ырамащ, у кетов — сенин, у алтайцев кам. От тюркского слова кам произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной. В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется».

  А.А. Бурыкин в книге «Шаманы те, кому служат духи» (Санкт-Петербург, 2007) дополняет и уточняет: «Само слово шаман, вошло во все европейские языки из русского языка. В русский язык слово шаман попало в первой половине XVII века из языка эвенков, причём из тех его диалектов, в которых переднеязычный щелевой согласный с звучит как русский согласный ш. Разные диалектные группы эвенков называют своего шамана саман, шаман, или химан. История этого слова в эвенкийском языке и других тунгусо-маньчжурских языках неизвестна: к эвенкийской глагольной основе са – “знать” – оно не имеет никакого отношения. Одни учёные в своих попытках объяснить его происхождение сравнивали его с древнеиндийским словом шрамана – “слушающий”, другие усматривали в нём связь с названием сомы – священного напитка древних иранцев; напрашивается сравнение этого слова с названием религиозных проповедников самана – это слово встречается в широко известном романе Г.Гессе ‘Сиддхартха’. Возможно, что это тунгусо-маньчжурское слово связано по происхождению с ненецким словом самбана – названием одной из категорий шаманов у ненцев и энцев ».

    Неизвестность гнетёт. Попытки автора этих строк поискать возможные этимологии  слова в других языках успехом не увенчались.  Пришлось подвергнуть ревизии «древнеиндийскую» версию.

     Помимо указанных А. А. Бурыкиным слов «шрамана» и «сома» в санскрите имеются и другие, отражающие суть шаманизма. Такие, например, как Шамбари – «волшебство», Шаматха – «успокоение ума», шамах – «спокойствие».  И, наконец, не требующее адаптации слово ШАМАНА – «усмиряющий, успокаивающий».
 
   Поскольку шаманы для своих соплеменников являются настоящими волшебниками и психотерапевтами, помогающими, в том, числе и в чрезвычайных, кризисных ситуациях и состояниях, то все приведённые выше значения в значительной мере отражают роль шаманов в жизни родных для них племён.

Как это слово попало в язык эвенков?

   В.М.Дёмин в книге «От Ариев к русичам»  приводит гипотезу происхождения эвенов: «После победы над турками-сельджуками на Катванской равнине в 1141 году и подчинения среднеазиатских городов, казалось бы можно было передохнуть. Но в это время на востоке поднялась новая большая угроза. Эта угроза исходила от чжурчженей. Чжурчжени – народ подобный римлянам. Этот народ возник на базе роста числа изгоев из славяно-арийского народа киданей.
    В книге О.Гусева «Белый конь апокалипсиса» описываются эвены – народ, сохранившийся в Приамурье до настоящего времени, и имеющий явно арийской происхождение. Предками эвенов были кидани, которые вначале создали родовую федерацию, а после захвата некоторых китайских земель империю Ляо».

    Что ж, кидани – потомки протоиндоевропейцев (арьев) МОГЛИ передать родным по крови и языку эвенам некоторые сакральные знания прошлого и термин «шаман», как их часть.

     Каким образом происходила передача таких знаний представителям северных и сибирских народов можно только предполагать, но одним из средств или каналов получения информации был (может быть, остаётся?) путь Сейда. О феномене его в следующей статье ( http://www.proza.ru/2012/12/29/12 ).

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ