КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ

706.- Коллективный разум.

Коллективный интеллект или коллективный разум — термин, который появился в середине 1980-х годов в социологии при изучении процесса коллективного принятия решений. Исследователи из NJIT определили коллективный интеллект как способность группы находить решения задач более эффективно, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе. В этом отношении коллективный интеллект превосходит по уровню интеллект любого индивидуума группы. Это понятие употребляется в социобиологииполитологии и в контексте приложений, предназначенных для группового рецензирования и краудсорсинга. Понятие коллективного интеллекта может затрагивать консенсуссоциальный капитал, и такие понятия, как избирательные системысоциальные медиа и другие методы учёта общественной интеллектуальной деятельности.

Коллективный интеллект также приписывается бактериям (Микробный интеллект) и животным.

Он может также пониматься как свойство коллектива, возникающее в результате взаимодействия между 1) данными — информацией — знанием; 2) программным и аппаратным обеспечением и 3) специалистами (как носителями новых идей, так и признанными авторитетами) и заключающееся в способности постоянно учиться, используя обратную связь, вырабатывать информацию, необходимую в данный конкретный момент для принятия решений лучших, чем те, что могут принять эти три компонента по отдельности. Или, в более узком смысле, свойство, возникающее в результате взаимодействия между людьми и методами обработки информации. Понимаемый таким образом коллективный интеллект именуется «симбиотическим интеллектом» и описан Норманом Ли Джонсоном. Это понятие используется в социологии, бизнесе, компьютерных науках и средствах массовой информации. Оно также встречается в научной фантастике.

Согласно исследователям Леви и Деррику де Керкхову (Derrick de Kerckhove), оно относится к способности сетевых ИКТ (Информационных и коммуникационных технологий) расширять общий фонд социального знания путём одновременного расширения возможностей для взаимодействий между людьми.

Коллективный интеллект вносит большой вклад в сдвиг фокуса знаний и власти от индивидуального к коллективному. Согласно Реймонду и Херцу, интеллект с открытым кодом рано или поздно начнёт производить результаты, превосходящие таковые, произведённые проприетарным программным обеспечением в рамках корпораций (Терри Флю 2008).

В то же время Генри Дженкинс рассматривает коллективный интеллект как «альтернативный источник власти медиа», тесно связанный с культурой конвергенции (convergence culture). Он обращает внимание на образование и на то, как люди учатся принимать участие в подобных культурах знаний вне рамок формального обучения. Дженкинс критикует школы, поощряющие «автономных решателей задач и замкнутых на себя учеников», при этом настроенные против обучения с использованием средств коллективного интеллекта.

В конечном счёте, как Пьер Леви (2007), так и Генри Дженкинс (2008) разделяют мнение, что коллективный интеллект важен для процесса демократизации общества, поскольку он тесно связан с культурой, основанной на знании, поддерживаемой совместным использованием идей, и таким образом, он вносит вклад в лучшее понимание разнородного общества разными его членами.

Среди писателей, которые оказали влияние на идею коллективного интеллекта, следует упомянуть Дугласа Хофштадтера (1979), Питера Рассела (1983), Тома Атли (1993), Пьера Леви (1994), Говарда Блума (1995), Франсиса Хейлигена (1995), Дугласа ЭнгельбартаКлиффа ДжослинаРона ДембоГоттфрида Майера-Кресса (2003).

Коллективный интеллект — терминкоторый появился в середине 1980х годов в социологии при изучении процесса коллективного принятия решенийИсследователи из NJIT определили коллективный интеллект как способность группы находить решения задач более эффективныечем лучшее индивидуальное решение в этой группе.

Результаты исследования

В процессе исследования учёные пришли к следующим выводам:

  • Решения улучшаютсяесли в группе присутствует до пяти экспертов.
  • Оптимальный размер группы — два человекаБо́льшие группы могут улучшить свою эффективностьразделившись на меньшие подгруппыкаждая из которых решает свою часть задачи.
  • На оптимальный размер группы также влияет характер задачиРазработка дизайна продуктивнее всего в группе из 4 человекв то время как в «мозговом штурме» сильнее всего группа из 10 человек.
  • Группыгде участники подключались через компьютерную сетьработали так же успешнокак и группыгде все участники присутствовали лично.
  • В сетевых группах консенсус достигался быстрееесли мнения и участники оценивались с помощью специальных программ.

Коллективный интеллект и технология

Термин «коллективный интеллект» используется во всемирной паутинеозначая сетевые службыобрабатывающие данныесобранные из разных источников и от разных участникови находящие среди них самые полезные для пользователей.

Примеры реализации

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ