МЕНТАЛИТЕТ

700.- Менталитет.

Менталите́т (от лат. mens или (род. падеж) mentis — душадух (в более узком смысле — ум) и суффикса прилагательного ‘al’) — склад ума, совокупность умственныхэмоциональныхкультурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной[1] или этнической группенациинародународности. В академических исследованиях показано, что понятие “менталитет” введено в научный оборот американским философом Р. Эмерсоном в 1867 году и ныне имеется обширная библиография по этой проблематике, где очетливо выявляется ряд направлений и научных и социокультурных традиций рассмотрения обширной сферы жизненных явлений, соотносимых с историогенезом и современными исследованиями менталитета. В этих исследованиях доказательно обоснована и проявлена система отечественных исследований проблематики менталитета (исследования Е.А. Будиловой, М.И. Воловиковой, С.В. Григорьева, А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой и др.), рассмотрена структура менталитета, факторы его развития и формирования, рассмотрены проблемы традиционного и инновационного в российском менталитете с привлечением ведущих специалистов по этой проблеме на регулярно проводимых конференциях.

Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии и социологии. Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

Этимология

Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племён, жизнь которых наблюдал. Леви-Брюль противопоставлял мышление первобытного человека и современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет. Однако в массы этот термин вошёл благодаря деятельности французской исторической Школы «Анналов». Её представители понимали под менталитетом то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть менталитет предстаёт именно как коллективная черта, а не как индивидуальная. Постепенно термин перекочевал из научной среды в публицистику.

Р. Шартье отмечает, что Жак Ле Гофф предложил два определения ментальности. Первое звучит так:

Ментальность любого исторического индивида, сколь бы значимым он ни был, представляет собой то общее, что этот индивид разделяет с другими людьми своего времени.

Второе формулируется следующим образом:

История ментальностей существует на уровне повседневного автоматизма поведения. Ее объектом является то, что ускользает от исторических индивидов, поскольку открывает безличное содержание их мышления.

По мнению Шартье, в работах Ле Гоффа

Ментальность, имеющая неизбежно коллективный характер и определяющая представления и суждения социальных агентов помимо их собственного знания об этом, последовательно противопоставлена сознательному конструированию индивидуализированного разума.

Сегодня можно встретить множество вариаций трактовки термина. Для удобства рассмотрения темы остановимся на самом простом и понятном. Менталитет – это, простыми словами, некий «склад ума», совокупность умственных, эмоциональных и культурных установок, ценностных ориентиров, свойственных той или другой этнической группе, народу, нации.

Такое понимание термина сложилось не сразу. Изначально данным словом обозначали тип мышления первобытных людей. Термин ввел в научный оборот французский этнолог Люсьен Леви-Брюль (1857-1939). Ему принадлежит авторство теории так называемого «доисторического мышления», свойственного первобытным людям.

И вот для того, чтобы разграничить понимание способа мышления современного человека и первобытных людей, Люсьен Леви-Брюль использовал термин «менталитет» применительно к людям, жившим в древности. Как считал ученый, первобытному мышлению были свойственны мистификация и определенная нечувствительность к практическому опыту и наблюдаемым закономерностям.

Тут можно сказать, что в первоначальном и современном понимании термина «менталитет» наблюдается кое-что общее. Такая «предустановленность» некоего набора оценок и ориентиров действительно затрудняет восприятие нового опыта и новых сведений. Условно говоря, первобытный человек считал, что все явления природы и окружающей жизни имеют сверхъестественный характер и происхождение, поэтому не пытался вникнуть в их истинные причины, пока не прошел определенный путь по лестнице эволюции.

Аналогичным образом в современном мире страны с ярко выраженными традиционными патриархальными и религиозными устоями с трудом воспринимают, например, идею равноправия женщин и демократические ценности как таковые в принципе. Им точно таким же образом нужно пройти определенный путь эволюции мышления для того чтобы разрешить женщинам водить автомобиль [RTVI, 2018]. Или, допустим, позволить девушкам учиться в университете [ВВС, 2021].

Уточним, что это действительно вопрос эволюции общества и нации, потому что несколько столетий тому назад в Европе женщин в университеты официально не принимали. Девушки из знатных семей получали домашнее образование (не путать с удаленным обучением во время локдауна). Но даже в этом случае в обществе превалировала совокупность умственных, эмоциональных, культурных установок и ценностных ориентиров такого плана, что «знатным женщинам положено получать хорошее воспитание, но не образование, которое им совершенно не подходит» [P. Findlen, 2002].

Смысловое наполнение термина «менталитет», близкое к современному, произошло уже в 20 веке благодаря деятельности французской исторической Школы «Анналов».

Для справки: Школа «Анналов» – это направление в исторической науке, которое основали французские историки Люсьен Февр и Марк Блок. В 1929 году они начали выпускать журнал Annales d’histoire économique et sociale («Анналы экономической и социальной истории»), который, сменив несколько названий, издается по сей день.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ