КОГНИТИВИСТИКА

696.- Когнитивистика.

Когнитиви́стикакогнити́вная нау́ка (лат. cognitio «познание») — это междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познаниякогнитивную психологиюнейрофизиологиюкогнитивную лингвистикуневербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта.

В когнитивной науке используются два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем: символицизм (классический подход) и коннекционизм (более поздний подход). Символицизм основывается на предположении о том, что человеческое мышление подобно мышлению компьютера с центральным процессором, последовательно обрабатывающего единицы символьной информации. Коннекционизм основывается на предположении, что человеческое мышление не может быть уподоблено центральному цифровому процессору из-за несовместимости с данными нейробиологии, а может имитироваться при помощи искусственных нейронных сетей, которые состоят из «формальных» нейронов, выполняющих параллельную обработку данных.

Классическая когнитивная наука игнорировала проблему связи сознания с мозгом, а также проблему связи психологии с нейробиологией. Это послужило причиной критики в её адрес. В 1980-е годы психологи и нейробиологи стали взаимодействовать теснее, что привело к возникновению новой науки — когнитивной нейробиологии, использующей методы визуализации мозга, которые позволяют эмпирически связать ментальные феномены с физиологией мозга. Если классическая когнитивная наука не принимала во внимание сознание, то в современной когнитивной нейробиологии сознание является предметом изучения.

Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозгаТомография и другие методы впервые позволили получить прямые данные о работе мозга. Важную роль сыграли и всё более мощные компьютеры.

Прогресс в когнитивистике, как полагают учёные, позволит «разгадать загадку разума», то есть описать и объяснить процессы в мозге человека, ответственные за высшую нервную деятельность. Это позволит создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта, который будет обладать способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком.

В когнитивистике совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных теорий работы человеческого мозга.

Когнитивная психология – раздел психологии, изучающий познавательные процессы. Именование происходит от английского выражения «Cognitive Psychology», что переводится как «Психология познавательных процессов». А английское наименование дисциплины происходит от латинского слова “cognitio”, т.е знание. Когнитивная психология направлена на изучение таких вопросов, как:

· Восприятие, накопление и сохранение информации из окружающего мира

· Запоминание и хранение информации

· Категоризация информации

· Применение информации

· А так же причины и способ разрешения ошибок в мышлении, “багов мышления”.

Жаргонизм “Баг” означает ошибку в электронной технике и цифровых программах. И это слово выбрано мной не случайно. Интересная особенность когнитивной психологии заключается в том, что в ней проводится аналогия между человеческим мозгом и электронно-вычислительными машинами (ЭВМ)

В конце 60-х годов XX века, пока гуманитарии пытались распутать свои хитросплетения на стыке психологии, психиатрии и философии, очкастые англо-саксонские ботаны изобрели компьютеры. Открытия в компьютерной технике обозначили возможность создания рукотворного интеллекта. Но у ботанов возникла проблема: “Как же нам создать искусственный интеллект, если мы о своём интеллекте ничего не знаем?”

За ответом ботаны обратились к психологам, но те не смогли им ответить исчерпывающе, по скольку сами запутались. Тогда ботаны решили сравнить мозг с компьютером и тут понеслось…. Если мозг как вычислительная система, то у неё должны быть устройства приёма и вывода информации, постоянная и оперативная память. Должны быть алгоритмы, которые связывают все эти устройства в систему, благодаря чему всё работает как единое целое.

Как же это всё работает на примере?

Например. Тебе понравился симпатичный парень. Зрение – записывающее информацию устройство, передающее сначала информацию в оперативную память. Парень понравился потому, что его внешность соотносится с представлениями о красоте, находящимися в долгосрочной памяти. Но в долгосрочной памяти есть информация, которая содержит в себе неприятный опыт встречи с мужским полом – в детстве другой понравившийся парень обижал тебя в школе. Происходит алгоритм, в следствии которой происходит преобразование входной информации: “этот парень мне нравится, раз он мне нравится, то он будет меня обижать, мне причиняет боль сам факт его существования!” – это называется когнитивным искажением. И получается выходной сигнал: ты хамишь и избегаешь парня, сама не понимая почему.

У многих людей имеется негативный школьный опыт. Вот и ботаны вспомнили его, обозначили что идея работает и это очень круто.

Собственно так и началась когнитивная психология!

А опытные психологи сразу оценили её плюсы:

  • Такой подход познания человеческого поведения понятен тем, кто не связан с гуманитарными науками
  • Данный подход позволяет быстро и эффективно осуществлять самоанализ своего поведения. Можно определить что творится между сигналами и рефлексами
  • А значит, можно скорректировать своё поведение на продуктивный лад и прекратить свои страдания!

Вообще, когнитивный подход настолько сильно торкнул всех заинтересованных, что его возникновение позже обозвали аж «когнитивной революцией». Потому что он ввел целую новую парадигму того, что такое человек и как его следует изучать/изменять.

В целом, когнитивный подход в познании человеческого мышления и поведения так всем понравился, что возникновение когнитивной психологии обозначили революцией в гуманитарных науках психологического цикла. Так же, благодаря возникновению этой штки, разрешилась главная проблема философии: как бытие и сознание связаны между собой. Благодаря когнитивной психологии выяснили, что связаны они посредством информации, которая передаётся от бытия к сознанию, от сознания к бытию.

На данный момент, когнитивная психология “технарский” инструмент в познании такой огромнейшей гуманитарной науки, как психология. Собственно, когнитивная психология противопоставляется таким сложным школам, как Фрейдизм. Да, мозг можно отождествлять с компьютером, что упрощает в какой-то мере понимание работы этой скользкой массы в наших черепных коробках.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ