ДЕПРИВАЦИЯ

685.- Депривация.

Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.

Депривация может вызвать агрессию. Агрессия может быть направлена наружу, часто на объект, который создаёт относительную депривацию, либо на совершенно не относящиеся к ситуации случайные объекты — предметы, животных, людей. Также агрессия может быть направлена и внутрь, на самого человека, который испытывает депривацию. Это выражается в суициде, в самоповреждениях без цели суицида, а также в скрытых формах аутоагрессии — соматических болезнях, алкоголизменаркоманияхкурении.

С точки зрения социобиологииэтологии и медицины, в социуме наиболее частым вариантом выхода-выплеска агрессии, которая является врождённым инстинктом, являются в первую очередь соматические болезни. Если в обществе, по понятным причинам, человек лишён возможности безнаказанно выплеснуть агрессию наружу — убить обидчика, избить и т. д., лишён алкоголя или наркотиков, временно заглушающих приступы агрессии (либо его моральные устои не позволяют ему их принимать), то агрессия направится вовнутрь, вызовет изменения в парасимпатической иннервации гладкомышечных органов, которые, в свою очередь, приведут к т.н. «психосоматическим» заболеваниям. Вначале возникают повышенная конфликтность, раздражительность, бессонница, субдепрессии, нейро-циркуляторная дистония, нарушения менструального цикла, далее следует качественный скачок и появятся гипертонияинфарктинсультастма, выкидыши и т. д. Поражаются все гладкомышечные органы, имеющие парасимпатическую иннервацию.

Подключение мощной внешней «угрозы» — гиперактивные занятия спортом, гиперхолодовое закаливание, мощные острые стрессы (война, угроза жизни, другая болезнь и т. д.) — включает общепопуляционные механизмы выживания и, как следствие, временно отключает механизмы депривации и выработки агрессии. Полностью механизмы депривации-фрустрации-агрессии у социального индивидуума могут быть исключены только при приведении в соответствие имеющихся «жизненных» установок с реально сложившимся «жизненным» положением.

Виды депривации:

Психологи выделяют разные виды деприваций: двигательная, сенсорная, социальная, эмоциональная и другие, но наиболее травмирующий характер для ребенка носит так называемая материнская депривация.

Сенсорная депривация — существенный недостаток сенсорных стимулов, отсутствие их разнообразия, несоответствие стимулов возможностям ребенка и задачам развития.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие и интеграция представлений о свойствах своего тела, ощущениях, поступающих как от внутренних органов, так и извне, при взаимодействии с предметами окружающего мира, формирование понимания боли или приятных ощущений, тепла и холода, разнообразных тактильных ощущений, вкуса, звука, цвета, ощущения пространства и впечатлений от собственной моторной активности и т.п.

Последствиями сенсорной депривации становятся повышенная тревога, нарушение контакта с внешней средой, неуклюжесть, нечувствительность к боли и плохое различение других сенсорных впечатлений (не чувствует, когда ему жарко или холодно, ходит в мокром, не замечая этого, не различает вкус еды, кроме «ярких вкусов», может ходить в тесной обуви, удариться и не заметить и т.п.), трудности ориентации во времени, нарушение внимания, гиперподвижность или мышечная вялость.

В качестве компенсации недостатка сенсорных впечатлений из-за плохой чувствительности к ним, ребенок может либо искать сильные, а часто и опасные сенсорные стимулы, либо погружаться в фантазии и мечтания, не имеющие отношения к реальной жизни.

Когнитивная депривация – дефицит информации, соответствующий возрасту и необходимый для развития ребенка, а также хаотичность, изменчивость, неупорядоченность этой информации, препятствующая адекватному объяснению окружающего мира.

В отсутствие развития навыка обработки информации, попадая в информационно-насыщенную среду (например, в школу) ребенок не может справиться с потоком информации, быстро истощается, демонстрирует протестное поведение или заболевает.

Социальная депривация — ограничение или полное отсутствие контактов ребенка с обществом, представляющим собой нормальное разнообразие социальных структур; ограничения в развитии собственной социальной роли в среде других людей.

Социальное развитие предполагает усвоение ребенком сложной социальной структуры общества, социальных связей, появление интуитивного ощущения собственного включения в социум, понимание своего места в нем.

Результатом социальной депривации в раннем и дошкольном возрасте становятся нарушение связи личности и своего имени, трудности развития идентичности (ребенок не может ответить на вопрос «Кто я?» «Какой я?», «Кто вокруг меня?»), повышенная социальная тревога и, как следствие, неадекватные способы социального взаимодействия (повышенная агрессия или, наоборот, ведомость, подчиняемость), склонность к социальной изоляции или социальной неразборчивости, отсутствие представлений о жизненной перспективе и позитивных социальных устремлений.

Обычно разные виды депривации связаны между собой и проявляются в комплексе, их симптоматика может объединяться.

Эмоциональная депривация – отсутствие или недостаток возможности в установлении эмоционального контакта с другим лицом, либо травматический разрыв уже созданных эмоциональных связей при отсутствии поддержки в переживании горя.

Последствием эмоциональной депривации в раннем возрасте становится отставание психического и физического развития, в том числе развития речи и социального контакта. Такие дети часто общаются со всеми одинаково, не различая особенностей того или иного собеседника, не умеют сотрудничать с другим человеком, используют стратегии общения, не соответствующие возрасту, плохо различают свои и чужие эмоции и не учитывают их в повседневной жизни. Часто вместо радости игры, такие дети неэмоционально манипулируют предметами или наблюдают за яркими стимулами (например, смотрят мультфильмы, но эмоционально не включаются в сюжет).

В следствие эмоциональной депривации у ребенка не формируется позитивный эмоциональный образ себя (я – хороший), он не чувствует, что значим для окружающих его людей, плохо ориентирован на похвалу и порицание.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ