ФИЛОСОФИЯ
Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности (бытия), а также бытия человека, об отношении человека и окружающего его мира.
К задачам философии на протяжении веков относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы: «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?», «В чём смысл жизни?» и другие.
Философия существует в виде различных областей и направлений, которые могут противостоять и дополнять друг друга. Сейчас к философии относят: метафизику, эпистемологию, логику, этику, эстетику, социальную и политическую философию и философию науки.
Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, из древней философии выделились физика, биология и психология.
Слово «философия» заимствовано у древнегреческих философов. Известный филолог и историк античности Герман Дильс указывает, что самое раннее употребление существительного φιλοσοφία и глагола φιλοσοφέω в дошедших до нас текстах встречается у историков Геродота и Фукидида в связи с существительными σοφός и σοφιστής. Только у Сократа это слово превращается в специальный термин в значении, близком к современному.
Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией, то есть размышляет.
Социализированный человек в норме обладает сложившимся жизненно-практическим миропониманием. Как правило, оно складывается стихийно, опираясь на опыт предыдущих поколений. Однако человек в своей жизни может столкнуться с проблемами, с которыми его мировоззрение не справляется. Для их решения, как на уровне человека, так и на уровне общества, может потребоваться более высокий, критико–рефлексивный уровень отношения к миру. На этом уровне находится философия.
Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определён — философия рассматривает всё, что может быть проблематизировано, в том числе и саму методологию познания (в рамках эпистемологии). В рамках учений разных философских школ, образовавшихся за время существования философии, можно дать разные определения того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле определение философии зависит от эпохи.
С другой стороны, у философии существует важный объединяющий принцип — любое философское рассуждение, какими бы неожиданными ни были его посылки, тем не менее строится рационально: осмысленно, в соответствии с некими принципами мышления, как пример, логикой. Рациональность рассуждения отличает философское мышление от мифологического мышления и религиозного мышления, в котором подразумевается супранатурализм и сверхъестественное, то есть иррациональное. Это, однако, не означает, что философия не допускает сосуществования, например, с религией. Напротив, распространены ситуации, когда какая-нибудь религия принималась в качестве предпосылки философской системы, и рациональный философский аппарат использовался далее для развития тех областей знания, которые не были покрыты каноном этой религии[18]. Например, древнеиндийская философия истолковывала Веды, а средневековые философы Европы (Блаженный Августин, Фома Аквинский и другие) истолковывали Библию. Распространены также случаи, когда философское мышление использовалось для попыток доказать справедливость какой-нибудь религии или же, в более общем смысле, доказать существование Бога. Например, апологеты старались рационально обосновать христианство.
Помимо логики ещё один приём философского мышления обеспечивает целостность философии. Каждое новое течение в философии, новая идея или новая философская школа соотносит себя с предшествующими философскими концепциями, предоставляя критический анализ (англ.)рус. этих концепций в рамках своей новой парадигмы. Например, знаменитая работа Иммануила Канта, «Критика чистого разума» содержит критический анализ концепций рационализма и эмпиризма. Таким образом, логика и критический анализ являются столпами философского мышления и обеспечивают целостность философии.
ФИЛОСО́ФИЯ (греч. φιλοσοφία, букв. – любовь к мудрости; от греч. φιλέω – любить и σοφία – мудрость), форма рационально-теоретич. мышления, имеющая своим предметом исследование предельных характеристик бытия, взаимоотношения человека и мира. К таковым относятся вопросы о первоначалах бытия, о возможности достижения истины, о сущности добра и красоты, о происхождении и назначении человека, а также о смысле его индивидуального существования как личности.
В отличие от конкретных наук, абстрагирующихся при изучении своего объекта от тех его свойств, которые для данной науки не являются существенными, Ф. пытается проникнуть в сущность исследуемых объектов как таковых. Условием такого типа постижения является опора как на предметные знания, доставляемые конкретными науками и затем перерабатываемые в Ф., так и на разл. формы ценностно-экзистенциального постижения бытия, которые реализуются, напр., через искусство, религию, саморефлексию и др. «Философия имеет дело с бытием в целом, которое имеет отношение к человеку как человеку, а также с истиной, которая там, где она вспыхивает, захватывает глубже, чем любое научное познание. Хотя разработанная философия и связана с науками – она предполагает науки в том состоянии развития, которого они достигли в определённую эпоху, – однако свой смысл получает из другого источника. До всякой науки она появляется там, где пробуждается человек» (Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000. С. 10).
Это порождает целый ряд внутр. противоречий, всегда имеющих место в Ф. С одной стороны, в ней всегда присутствуют сложная интеллектуальная проблематика и её построения, реализуемые на высоком уровне абстрактного мышления. С др. стороны, Ф. отвечает и на кажущиеся простыми вопросы, которые человек задаёт миру, самому себе и др. людям, что может создавать видимость её доступности. Часто оказывается, что именно простые вопросы могут потребовать сложных ответов в силу того, что не опираются просто на совокупность имеющихся знаний, а требуют постоянной работы мысли. «Философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно. Удивительным знаком того, что человек как таковой изначально философствует, являются вопросы детей» (Там же. С. 11). Особенность Ф. заключается в том, что она не является системой завершённого знания, это не достигнутая раз и навсегда мудрость, а лишь стремление к ней, не прекращающийся процесс мышления в поисках истины.
Особое место занимает история Ф. В отличие от конкретных наук, где история лишь фиксирует то, что было в данных науках в прошедший период, и для изучения их совр. состояния вовсе не обязательно знать историю их развития, в Ф. нет полностью устаревших идей, как и нет абсолютно новых. Если относительно науки с некоторыми оговорками можно сказать, что последняя науч. теория одновременно является и наиболее истинной, то в Ф. никогда нельзя указать на некую новейшую Ф., которая вобрала бы в себя всю предшествующую. Ф. уже по своему определению не может выступать в качестве системы единых, всеми принятых знаний. Это вечно развивающееся знание, внутри которого происходит столкновение противоречащих концепций, намечающих разл. пути постижения филос. истины. Ф. в своём актуальном свершении предстаёт как своеобразный диалог, который мыслители разных эпох ведут друг с другом поверх пространственно-временных и культурно-нац. границ. Многообразие концепций, наличие жёстко конкурирующих теоретич. альтернатив – это устойчивое состояние Ф., свидетельствующее о её жизненности в ту или иную историч. эпоху, в той или иной социально-культурной среде.
Возникновение Ф. в Древней Греции – осевой для европ. культуры интеллектуальной традиции – связано с уникальным стечением социокультурных и политич. факторов в греч. полисах 7–6 вв. до н. э., что привело к кризису традиц. культуры, в рамках которого происходил переход «от мифа к логосу», т. е. к поиску таких ответов на вопросы о мире, которые убедительны посредством аргументов или доказательств, а не посредством ссылки на традицию и авторитет (возникновение Ф. совпадает с появлением науки, вплоть до нач. 19 в. понятия «Ф.» и «наука» часто использовались как синонимичные). Такого рода аргументы и доказательства приобретают в рамках Ф. самостоят. значение: «К знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы» (Аристотель). В течение нескольких столетий в Греции не только сформировалось множество разнообразных филос. концепций, но и были созданы образовательные институты – филос. школы (Академия Афинская, школы софистов, Ликей, Стоя), которые смогли обеспечить сохранение и трансляцию филос. интеллектуальной традиции.
Круг осн. филос. вопросов и способы их осмысления изменялись на всём протяжении существования Ф., формируя как преемственность, так и дискретность филос. традиции.
В истории Ф. схематично можно выделить 3 периода, существенно различающихся по типу постановки и обсуждения этих вопросов: 1) классическая Ф., сформировавшаяся в античности и сосредоточенная на проблематике бытия; 2) новоевропейская Ф., сосредоточенная на проблематике сознания; 3) аналитическая Ф. (кон. 19 – 20 вв.), сосредоточенная на проблематике языка. Каждый последующий период не отменяет, но дополняет и расширяет проблематику предшествующего.