ФИЛОСОФИЯ

678.- Философия.

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφίαдословно — «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности (бытия), а также бытия человека, об отношении человека и окружающего его мира.

К задачам философии на протяжении веков относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы: «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?», «В чём смысл жизни?» и другие.

Философия существует в виде различных областей и направлений, которые могут противостоять и дополнять друг друга. Сейчас к философии относят: метафизикуэпистемологиюлогикуэтикуэстетикусоциальную и политическую философию и философию науки.

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, из древней философии выделились физикабиология и психология.

Слово «философия» заимствовано у древнегреческих философов. Известный филолог и историк античности Герман Дильс указывает, что самое раннее употребление существительного φιλοσοφία и глагола φιλοσοφέω в дошедших до нас текстах встречается у историков Геродота и Фукидида в связи с существительными σοφός и σοφιστής. Только у Сократа это слово превращается в специальный термин в значении, близком к современному.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией, то есть размышляет.

Социализированный человек в норме обладает сложившимся жизненно-практическим миропониманием. Как правило, оно складывается стихийно, опираясь на опыт предыдущих поколений. Однако человек в своей жизни может столкнуться с проблемами, с которыми его мировоззрение не справляется. Для их решения, как на уровне человека, так и на уровне общества, может потребоваться более высокий, критикорефлексивный уровень отношения к миру. На этом уровне находится философия.

Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определён — философия рассматривает всё, что может быть проблематизировано, в том числе и саму методологию познания (в рамках эпистемологии). В рамках учений разных философских школ, образовавшихся за время существования философии, можно дать разные определения того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле определение философии зависит от эпохи.

С другой стороны, у философии существует важный объединяющий принцип — любое философское рассуждение, какими бы неожиданными ни были его посылки, тем не менее строится рациональноосмысленно, в соответствии с некими принципами мышления, как пример, логикой. Рациональность рассуждения отличает философское мышление от мифологического мышления и религиозного мышления, в котором подразумевается супранатурализм и сверхъестественное, то есть иррациональное. Это, однако, не означает, что философия не допускает сосуществования, например, с религией. Напротив, распространены ситуации, когда какая-нибудь религия принималась в качестве предпосылки философской системы, и рациональный философский аппарат использовался далее для развития тех областей знания, которые не были покрыты каноном этой религии[18]. Например, древнеиндийская философия истолковывала Веды, а средневековые философы Европы (Блаженный АвгустинФома Аквинский и другие) истолковывали Библию. Распространены также случаи, когда философское мышление использовалось для попыток доказать справедливость какой-нибудь религии или же, в более общем смысле, доказать существование Бога. Например, апологеты старались рационально обосновать христианство.

Помимо логики ещё один приём философского мышления обеспечивает целостность философии. Каждое новое течение в философии, новая идея или новая философская школа соотносит себя с предшествующими философскими концепциями, предоставляя критический анализ  (англ.) этих концепций в рамках своей новой парадигмы. Например, знаменитая работа Иммануила Канта, «Критика чистого разума» содержит критический анализ концепций рационализма и эмпиризма. Таким образом, логика и критический анализ являются столпами философского мышления и обеспечивают целостность философии.

ФИЛОСО́ФИЯ (греч. φιλοσοφία, букв. – лю­бовь к муд­ро­сти; от греч. φιλέω – лю­бить и σοφία – муд­рость), фор­ма ра­цио­наль­но-тео­ре­тич. мыш­ле­ния, имею­щая сво­им пред­ме­том ис­сле­до­ва­ние пре­дель­ных ха­рак­те­ри­стик бы­тия, взаи­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и ми­ра. К та­ко­вым от­но­сят­ся во­про­сы о пер­во­на­ча­лах бы­тия, о воз­мож­но­сти дос­ти­же­ния ис­ти­ны, о сущ­но­сти до­б­ра и кра­со­ты, о про­ис­хо­ж­де­нии и на­зна­че­нии че­ло­ве­ка, а так­же о смыс­ле его ин­ди­ви­ду­аль­но­го су­ще­ст­во­ва­ния как лич­но­сти.

В от­ли­чие от кон­крет­ных на­ук, аб­ст­ра­ги­рую­щих­ся при изу­че­нии сво­его объ­ек­та от тех его свойств, ко­то­рые для дан­ной нау­ки не яв­ля­ют­ся су­ще­ст­вен­ны­ми, Ф. пы­та­ет­ся про­ник­нуть в сущ­ность ис­сле­дуе­мых объ­ек­тов как та­ко­вых. Ус­ло­ви­ем та­ко­го ти­па по­сти­же­ния яв­ля­ет­ся опо­ра как на пред­мет­ные зна­ния, дос­тав­ляе­мые кон­крет­ны­ми нау­ка­ми и за­тем пе­ре­ра­ба­ты­вае­мые в Ф., так и на разл. фор­мы цен­но­ст­но-эк­зи­стен­ци­аль­но­го по­сти­же­ния бы­тия, ко­то­рые реа­ли­зу­ют­ся, напр., че­рез ис­кус­ст­во, ре­ли­гию, са­мо­реф­лек­сию и др. «Фи­ло­со­фия име­ет де­ло с бы­ти­ем в це­лом, ко­то­рое име­ет от­но­ше­ние к че­ло­ве­ку как че­ло­ве­ку, а так­же с ис­ти­ной, ко­то­рая там, где она вспы­хи­ва­ет, за­хва­ты­ва­ет глуб­же, чем лю­бое на­уч­ное по­зна­ние. Хо­тя раз­ра­бо­тан­ная фи­ло­со­фия и свя­за­на с нау­ка­ми – она пред­по­ла­га­ет нау­ки в том со­стоя­нии раз­ви­тия, ко­то­ро­го они до­стиг­ли в оп­ре­де­лён­ную эпо­ху, – од­на­ко свой смысл по­лу­ча­ет из дру­го­го ис­точ­ни­ка. До вся­кой нау­ки она по­яв­ля­ет­ся там, где про­бу­ж­да­ет­ся че­ло­век» (Яс­перс К. Вве­де­ние в фи­ло­со­фию. Минск, 2000. С. 10).

Это по­ро­ж­да­ет це­лый ряд внутр. про­ти­во­ре­чий, все­гда имею­щих ме­сто в Ф. С од­ной сто­ро­ны, в ней все­гда при­сут­ст­ву­ют слож­ная ин­тел­лек­ту­аль­ная про­бле­ма­ти­ка и её по­строе­ния, реа­ли­зуе­мые на вы­со­ком уров­не аб­ст­ракт­но­го мыш­ле­ния. С др. сто­ро­ны, Ф. от­ве­ча­ет и на ка­жу­щие­ся про­сты­ми во­про­сы, ко­то­рые че­ло­век за­да­ёт ми­ру, са­мо­му се­бе и др. лю­дям, что мо­жет со­зда­вать ви­ди­мость её дос­туп­но­сти. Час­то ока­зы­ва­ет­ся, что имен­но про­стые во­про­сы мо­гут по­тре­бо­вать слож­ных от­ве­тов в си­лу то­го, что не опи­ра­ют­ся про­сто на со­во­куп­ность имею­щих­ся зна­ний, а тре­бу­ют по­сто­ян­ной ра­бо­ты мыс­ли. «Фи­ло­соф­ское мыш­ле­ние ка­ж­дый раз долж­но на­чи­нать­ся с са­мо­го на­ча­ла. Ка­ж­дый че­ло­век дол­жен осу­ще­ст­в­лять его са­мо­стоя­тель­но. Уди­ви­тель­ным зна­ком то­го, что че­ло­век как та­ко­вой из­на­чаль­но фи­ло­соф­ст­ву­ет, яв­ля­ют­ся во­про­сы де­тей» (Там же. С. 11). Осо­бен­ность Ф. за­клю­ча­ет­ся в том, что она не яв­ля­ет­ся сис­те­мой за­вер­шён­но­го зна­ния, это не дос­тиг­ну­тая раз и на­все­гда муд­рость, а лишь стрем­ле­ние к ней, не пре­кра­щаю­щий­ся про­цесс мыш­ле­ния в по­ис­ках ис­ти­ны.

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет ис­то­рия Ф. В от­ли­чие от кон­крет­ных на­ук, где ис­то­рия лишь фик­си­ру­ет то, что бы­ло в дан­ных нау­ках в про­шед­ший пе­ри­од, и для изу­че­ния их совр. со­стоя­ния во­все не обя­за­тель­но знать ис­то­рию их раз­ви­тия, в Ф. нет пол­но­стью ус­та­рев­ших идей, как и нет аб­со­лют­но но­вых. Ес­ли от­но­си­тель­но нау­ки с не­ко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми мож­но ска­зать, что по­след­няя на­уч. тео­рия од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся и наи­бо­лее ис­тин­ной, то в Ф. ни­ко­гда нель­зя ука­зать на не­кую но­вей­шую Ф., ко­то­рая во­бра­ла бы в се­бя всю пред­ше­ст­вую­щую. Ф. уже по сво­ему оп­ре­де­ле­нию не мо­жет вы­сту­пать в ка­че­ст­ве сис­те­мы еди­ных, все­ми при­ня­тых зна­ний. Это веч­но раз­ви­ваю­щее­ся зна­ние, внут­ри ко­то­ро­го про­ис­хо­дит столк­но­ве­ние про­ти­во­ре­ча­щих кон­цеп­ций, на­ме­чаю­щих разл. пу­ти по­сти­же­ния фи­лос. ис­ти­ны. Ф. в сво­ём ак­ту­аль­ном свер­ше­нии пред­ста­ёт как свое­об­раз­ный диа­лог, ко­то­рый мыс­ли­те­ли раз­ных эпох ве­дут друг с дру­гом по­верх про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ных и куль­тур­но-нац. гра­ниц. Мно­го­об­ра­зие кон­цеп­ций, на­ли­чие жё­ст­ко кон­ку­ри­рую­щих тео­ре­тич. аль­тер­на­тив – это ус­той­чи­вое со­стоя­ние Ф., сви­де­тель­ст­вую­щее о её жиз­нен­но­сти в ту или иную ис­то­рич. эпо­ху, в той или иной со­ци­аль­но-куль­тур­ной сре­де.

Воз­ник­но­ве­ние Ф. в Древ­ней Гре­ции – осе­вой для ев­роп. куль­ту­ры ин­тел­лек­ту­аль­ной тра­ди­ции – свя­за­но с уни­каль­ным сте­че­ни­ем со­цио­куль­тур­ных и по­ли­тич. фак­то­ров в греч. по­ли­сах 7–6 вв. до н. э., что при­ве­ло к кри­зи­су тра­диц. куль­ту­ры, в рам­ках ко­то­ро­го про­ис­хо­дил пе­ре­ход «от ми­фа к ло­го­су», т. е. к по­ис­ку та­ких от­ве­тов на во­про­сы о ми­ре, ко­то­рые убе­ди­тель­ны по­сред­ст­вом ар­гу­мен­тов или до­ка­за­тельств, а не по­сред­ст­вом ссыл­ки на тра­ди­цию и ав­то­ри­тет (воз­ник­но­ве­ние Ф. сов­па­да­ет с по­яв­ле­ни­ем нау­ки, вплоть до нач. 19 в. по­ня­тия «Ф.» и «нау­ка» час­то ис­поль­зо­ва­лись как си­но­ни­мич­ные). Та­ко­го ро­да ар­гу­мен­ты и до­ка­за­тель­ст­ва при­об­ре­та­ют в рам­ках Ф. са­мо­сто­ят. зна­че­ние: «К зна­нию ста­ли стре­мить­ся ра­ди по­ни­ма­ния, а не ра­ди ка­кой-ни­будь поль­зы» (Ари­сто­тель). В те­че­ние не­сколь­ких сто­ле­тий в Гре­ции не толь­ко сфор­ми­ро­ва­лось мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных фи­лос. кон­цеп­ций, но и бы­ли соз­да­ны об­ра­зо­ва­тель­ные ин­сти­ту­ты – фи­лос. шко­лы (Ака­де­мия Афин­ская, шко­лы со­фис­товЛи­кей, Стоя), ко­то­рые смог­ли обес­пе­чить со­хра­не­ние и транс­ля­цию фи­лос. ин­тел­лек­ту­аль­ной тра­ди­ции.

Круг осн. фи­лос. во­про­сов и спо­со­бы их ос­мыс­ле­ния из­ме­ня­лись на всём про­тя­же­нии су­ще­ст­во­ва­ния Ф., фор­ми­руя как пре­ем­ст­вен­ность, так и дис­крет­ность фи­лос. тра­ди­ции.

В ис­то­рии Ф. схе­ма­тич­но мож­но вы­де­лить 3 пе­рио­да, су­ще­ст­вен­но раз­ли­чаю­щих­ся по ти­пу по­ста­нов­ки и об­су­ж­де­ния этих во­про­сов: 1) клас­си­че­ская Ф., сфор­ми­ро­вав­шая­ся в ан­тич­но­сти и со­сре­до­то­чен­ная на про­бле­ма­ти­ке бы­тия; 2) но­во­ев­ро­пей­ская Ф., со­сре­до­то­чен­ная на про­бле­ма­ти­ке соз­на­ния; 3) ана­ли­ти­че­ская Ф. (кон. 19 – 20 вв.), со­сре­до­то­чен­ная на про­бле­ма­ти­ке язы­ка. Ка­ж­дый по­сле­дую­щий пе­ри­од не от­ме­ня­ет, но до­пол­ня­ет и рас­ши­ря­ет про­бле­ма­ти­ку пред­ше­ст­вую­ще­го.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ