ПАТТЕРН

675.- Паттерн.

Па́ттерн (англ. pattern «узор, образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма») — схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе.

Паттерн понимается в этом плане как повторяющийся шаблон или образец. Элементы паттерна повторяются предсказуемо. Так, из графических паттернов складываются красивые узоры.

Каждый из органов восприятия (чувств) воспринимает паттерны в соответствии со своими особенностями.

В науке, в том числе в математике и языкознании, паттерны выявляются путём исследования.

Прямое наблюдение может выявлять визуальные паттерны, как они формируются в природе и в искусстве.
Визуальные паттерны в природе часто хаотичны. Они не копируют друг друга и часто являются фрактальными.

Паттерны в природе включают спиралимеандрыволныпенутрещины, а также паттерны, созданные благодаря симметрии поворота и отражения. Все подобные паттерны имеют математически описываемую структуру, которая может быть выражена формулами, тем не менее математика сама по себе является поиском регулярностей, и любой конечный продукт применения функций является математическим паттерном.

Когда научные теории исследуют и предсказывают синхронно существующие регулярности в природе и обществе, то это и есть выявление паттернов.
В искусстве и архитектуре для получения определённого устойчивого воздействия декорации и различные визуальные элементы могут комбинироваться и повторяться, образуя паттерны.
В компьютерных науках шаблоны проектирования являются широко используемым решением большого класса проблем программирования.

Под паттерном в медицине понимают устойчивую комбинацию результатов исследований или других признаков (например, симптомов) при сходных жалобах пациента или у больных одной нозологии. Понятие «паттерн» включает несколько признаков (симптомов). Синдром включает один или несколько паттернов. Болезнь включает один или несколько синдромов.

Ранние греческие философы, такие как ПлатонПифагорЭмпедокл, исследовали паттерны, пытаясь объяснить порядок в природе. Современное понимание визуальных паттернов формировалось постепенно с развитием наук.

В XIX веке бельгийский физик Жозеф Плато, изучая мыльные пузыри, сформулировал концепцию минимальной поверхности. Немецкий биолог и художник Эрнст Геккель нарисовал сотни морских организмов, подчёркивая их симметрию. Шотландский биолог Дарси Томпсон первым начал изучение паттернов роста как растений, так и животных, показав, что спиральный рост можно описать простыми уравнениями. В XX веке британский математик Алан Тьюринг предсказал механизмы морфогенеза, которые ответственны за образование пятен и полос. Венгерский биолог Аристид Линденмайер и французско-американский математик Бенуа́ Мандельбро́т показали, как математика фракталов может объяснить паттерны роста растений.

Математикафизика и химия объясняют паттерны в природе на различных уровнях. Паттерны в живых организмах могут быть объяснены биологическими процессами естественного и полового отбора. Изучение формирования паттернов использует компьютерное моделирование для симуляции широкого спектра паттернов.

Бытовая повсеместность паттерна, чёткая ассоциация с недорогим производством и «декоративностью» (об этом позже) задаёт своеобразное отношение к нему.

В негласной иерархии иллюстраторских задач изготовление паттерна крайне редко занимает высокую позицию. Несмотря на то что история знает суперзнаменитые и однозначно узнаваемые паттерны вроде цветов Энди Уорхола или «горошка» Яёи Кусамы, в среднем для автора, далёкого от таких вершин славы, заказ на паттерн вряд ли будет предметом гордости — если только человек не занимается исключительно этой областью и не работает с очень крупными и важными брендами.

Между тем паттерн как визуальный феномен сложнее, чем выглядит на какой-нибудь подарочной упаковке в сердечко.

Так, например, исследовательница и профессор Королевской академии искусств в Гааге и Лейденского университета Элис Туэмлоу, анализируя феномен орнамента, пишет об истории снисходительного, если не сказать пренебрежительного, отношения к нему:

675.- Паттерн.

«Орнамент принадлежит к нарративу, в котором всё ещё преобладают западные, реформистские и модернистские концепции, среди которых орнамент представляется как подобие недостойного излишка энергии ― тривиальное, нечестное и даже грубое процветание, призванное утаить и отвлечь от лежащего под ним несовершенства или нечистоты или убаюкать слишком простыми удовольствиями».

Иначе говоря, с бесконечно и ритмично повторяющимся изображением прочно ассоциируется «мелкобуржуазная пошлость» обоев в цветочек, декоративная скука, «постыдное украшательство», косность и консерватизм.

И этот набор ассоциаций некоторые авторы используют прицельно. Например, так делает Дэн Фандербург, деконструируя паттерн в своём проекте Security Wallpaper и пряча среди убаюкивающей скуки тревожную повседневность.

В самой регулярности и предсказуемости паттерна есть потенциал нарушать их и создавать истории. Ритмическая сбивка в изображении — это всегда визуальная драма, в том смысле, что она несёт в себе нарративный заряд, а в этом примере работы Фандербурга в ней появляется ещё и эмоциональное напряжение, саспенс.

Паттерн — это противоречие

В паттерне заложен ещё один конфликт — противопоставление уникального и тиражного.

Один из наиболее известных исторических примеров тут — Уильям Моррис и движение «Искусства и ремёсла». Выступая за превосходство ручного труда над машинным, Моррис создал компанию, которая известна своими сложными орнаментами и по сей день и по иронии судьбы теперь штампует классические паттерны Морриса гигантскими тиражами, нанося их не только на обои по 250 долларов за рулон, но и на фаянсовые кружки по 5 фунтов.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ