СОВЕСТЬ

667.- Совесть.

Со́весть — психический (когнитивный) процесс, вызывающий эмоции и рациональные ассоциации, основанные на моральной философии или системе ценностей личности.

Зачастую совесть является причиной появления чувства вины или «угрызений совести»раскаяния, когда человек совершает поступок, противоречащий его моральным ценностям. Моральные ценности индивида и их несоответствие семейным, социальным, культурным и историческим представлениям о морали служат предметом изучения в психологии. Степень, в которой совесть определяет суждение о моральной стороне действия перед его совершением, и вопрос о том, основаны ли (или должны быть основаны) такие моральные суждения на разуме, породили споры в философии. Они представлены в сопоставлении теорий современных западных философов с теориями философов периода романтизма и других идейных направлений, появившихся с конца эпохи Возрождения.

В религиозных представлениях совесть обычно рассматривается в связи с моралью, присущей всем людям, исходящей от благотворной Вселенной и/или божественной сущности. Различные особенности той или иной религии, связанные с ритуалами, мифологией, доктринами, правом и так далее, не обязательно согласуются с эмпирическими, эмоциональными, духовными или созерцательными соображениями о происхождении и функционировании совести[1]. Общепринятые светские или научные взгляды рассматривают способность к совести как, вероятно, генетически детерминированную, а её формирование у субъекта — как воздействие на него окружающей культуры.

По мнению австрийского психолога и философа Виктора Франкла совесть — это «доморальное представление о ценностях, которое предшествует любой конкретной морали».

Обычно используемой метафорой для совести служит определение «внутренний голос», восходящее к философии Сократа, для которой характерно использование термина «даймоний» (внутренний голос, который в решающий момент предостерегает человека от совершения поступка, угрожающего его благополучию).

Совесть является понятием в национальном и международном праве (например, свобода совести). Она послужила темой для многих выдающихся произведений искусства, включая литературу, музыку и кинематограф.

В русском языке XI—XVII веков известно слово «съвѣсть» со значениями «совесть, разумение, понимание, знание, согласие, указание, чистота». В таком виде оно появляется в словаре Берынды 1627 года, форма «совѣсть» зафиксирована с 1704 года. Происходит от церк.-слав. съвѣсть, которое построено как калька от ср.-греч. συνειδησις («совесть, сознание») и συνειδος («совесть, сознание, совместное знание»). Образовано с помощью суффикса «-ть» от основы глагола *съвěдěти («знать, разуметь»).

Большинство людей абсолютно уверено в том, что они знают, что такое совесть. Совесть для большинства людей – это некое неописуемое  внутреннее чувство, которое буквально гложет изнутри сердце и точит ум, создавая человеку известные трудности и проблемы, когда он лжёт, лицемерит, предаёт, подводит кого-либо, делает зло или что-либо иное непотребное.

Александр Сергеевич Пушкин  так его охарактеризовал:

 «когтистый  зверь, скребущий   сердце, совесть»  (А. С. Пушкин, «Скупой рыцарь»)

Лев Николаевич Толстой называл  совесть

«духовной   частью человека, которая  действует, как стрелка  компаса» (Л.Н. Толстой, Путь жизни)

Иммануил Кант, говоря  о совести, как  нравственном  законе   внутри нас,  соотносил её  с бездонным  величием  звёздного неба:

«Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом – звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас» (И.Кант)

     Можно ли определить локализацию или расположение  инструмента  совести  в  теле  и душе ?   Можно.

Из  практики  большинство  людей  знают, что совесть  обитает  в  человеческом   сердце  и телесном  и душевном, поскольку  угрызение  совести ощущается  тяжестью  и болью именно в  сердце  физическом. 

Но физическое  сердце – это только  орган  тела, который   связан с  органом  душевно-духовным, именуемым  сердцем   души.

Именно  сердце  души, как   центр  сосредоточения  всех  сил души  (ума, чувства  и воли) и  является  подлинным  сердцем   в  котором  обитает  совесть.

Как выясняется, совесть работает в  душе совершенно автономно, запуская механизм ответственности и угрызения и на совесть нельзя повлиять умом напрямую, хотя, можно приглушать голос  совести и  игнорировать  её,  делая вид, что ты её не слышишь.  Сама же   совесть, как  безмолвный   свидетель и «чёрный   ящик»  души незримо  фиксирует  каждый   поступок, каждый   выбор и каждую  мысль человека.

Вот почему  данные  совести  вне  зависимости от того, знает  о их  характере   человек  или нет,  накапливаются   в  душе, как  со знаком плюс, так  и со  знаком   минус, вызывая в  одном   случае  радость  и мир, а  в  другом  скорбь и  угрызение.

Совесть не так безобидна, как многим кажется. Известно, что муки угрызения  совести  могут достигать такой силы и глубины, что способны довести человека до членовредительства и суицида. Очень многие суициды были совершены из-за невыносимости мук совести, которые испытывались тяжелейшим страданием и болью не тела, а именно души.

Так что же такое совесть  и как  её  определить ?

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ