СВЯТОЙ ГРААЛЬ

650.- Святой Грааль.

Свято́й Граа́ль (старофр. Graal, Grâl, Sangreal, Sankgreal, от лат. Gradalis) — в средневековых французских[1] легендах одно из орудий Страстей — чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.

Легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский. В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия.

Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, подлинность которых мало у кого вызывала сомнение.

Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.

В средневековых романах о Парсифале главный герой ищет и находит волшебный замок Монсальват, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов, в частности, с рогом изобилия (см. ниже).

Начиная с Робера де Борона пребывание Иосифа Аримафейского в Британии стали связывать с Гластонберийским холмом. В 1190 г. монахи Гластонберийского аббатства объявили об обнаружении саркофагов короля Артура и его супруги Гвиневры. В 1278 г. прошла торжественная церемония их перезахоронения, на которой присутствовали король Эдуард I с супругой. С тех пор Грааль в воображении позднейших поколений был неразрывно связан с Гластонбери.

Святой Грааль – это одна из крупнейших загадок в истории христианства и мистицизма. Многие люди искали Грааль, многие заявляли о своем владении им. Многие продолжают его искать до сих пор…

Существует множество легенд о происхождении Грааля, о его свойствах. Большинство этих легенд появилось в Средние века, но некоторые развиваются и в наши дни. Кто-то представляет Грааль в виде чаши Тайной вечери, кто-то – в виде какого-то таинственного предмета. Есть мнение, что чаша Грааля – это состояние души, соединения человека с Богом, то есть найти Грааль значит достичь просветления. По одной из популярных в среде мистиков и оккультистов легенд, Святой Грааль имеет сразу две сущности – он является «истинной кровью» или «королевской кровью» Христа и его потомков и, одновременно, чашей, в которую была собрана пролитая Иисусом кровь.

По-разному видится и чаша Святого Грааля. Все сходятся на том мнении, что из нее Христос и 12 апостолов пили на Тайной вечере. Но как она выглядела? Очень распространено представление о ней, как о замечательном и дивной красоты изделии из драгоценных камней и металлов. Но есть и другое представление о чаше – как о скромной посудине из глины или другого дешевого и неброского материала. Первая версия делает упор на царственности и божественности Христа, на том, что чаша досталась мистическим путем с небес. Вторая – на том, что Христос в своей земной жизни был сыном плотника, был бедным и не мог иметь никаких драгоценных вещей. Сложно сказать, кто прав, но обе версии представляются очень логичными.

Многие эзотерики считают, что Грааль представляет собой чашу, которая была сделана ангелами из изумруда, который был вставлен в корону люцифера. Во время войны ангелов света с ангелами тьмы, Архангел Михаил низверг люцифера и огненным мечом выбил этот изумруд из короны падшего ангела. Впоследствии Грааль был дан Адаму, но оставлен им в раю после грехопадения. Он до сих пор находится в центре Рая и его нужно снова найти, так как искупитель обретает чашу и восстанавливает рай для человечества. При этом некоторые искатели Грааля утверждают, что подобно Деве Марии, искупившей грех Евы, кровь Спасителя посредством Грааля искупила грех Люцифера. Такое мнение в корне расходится с учением церкви и служит одной из причин непримиримого отношения многих еретических искателей Грааля к христианству.

Первым хранителем Грааля был Иосиф Аримафейский – иудейский старейшина, богатый и знатный член синедриона, тайный ученик Христа. Согласно Евангелиям, Иосиф просил у Пилата тело казненного Иисуса, и, получив его, похоронил в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с еще одним учеником Иисуса, Никодимом, Иосиф обвил тело Иисуса плащаницей, которой, по одной из версий, является Туринская плащаница.

Именно Иосиф собрал в чашу Грааля кровь распятого Христа – по одной версии, несколько капель, по другой – всю без остатка. Согласно легенде, на Голгофе, во время распятия, «Грааль опустился с неба в сопровождении торжественного лика ангелов евхаристии в белых одеждах и оказался в руках Иосифа». Несмотря на то, что фарисеи подсылали варваров увести Иосифа от Распятия, он остался на месте и собрал кровь. После казни и погребения Иосиф преподнес Грааль Пресвятой Деве Марии. Она, в свою очередь, преподнесла Святой Грааль для первой Евхаристии апостолов и первой вкусила Кровь Господню на первом же причастии в Иерусалиме…

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ