ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

644.- Лимбическая система.

Лимби́ческая система (от лат. limbus «граница, край») — совокупность ряда структур головного мозга, расположенных на обеих сторонах таламуса, непосредственно под конечным мозгом. Окутывает верхнюю часть ствола головного мозга, будто поясом, и образует его край (лимб). Лимбическая система представляет собой не отдельную структуру, а скопление из конечного мозгапромежуточного мозга (диэнцефалона), и среднего мозга (мезэнцефалона). Точные границы лимбической системы до сих пор не определены.

Термин «лимбическая система» впервые введён в научный оборот в 1952 году американским исследователем Паулем Мак-Лином (также Пол Маклин или Пол Маклейн[en]).

Пол Маклин в 1949—1952 годах сформулировал и обосновал концепцию ответственной за эмоции лимбической системы. Эта его теория приобрела популярность как привлекательный и убедительный ответ на вопрос о механизме эмоций, активно изучавшихся с конца XIX века. Первые доказательства того, что лимбическая система является центром по возникновению и обработке эмоций, были обнаружены в 1939 году Генрихом Клювером и Полом Бьюси.

Концепция лимбической системы была, с одной стороны, продуктом эволюционного подхода к объяснению ума и поведения человека, а с другой — выводами сравнительных анатомов начала XX века о старой коре и неокортексе, который, как считалось в сравнительной анатомии, был только у млекопитающих. Обоснованием концепции лимбической системы стало наблюдение о том, что чем более развита (сложна) кора головного мозга у животных, тем они более способны к решению сложных задач и мыслительной деятельности, а в наибольшей степени мышление, рассуждение и память развиты у приматов, у которых неокортекс имеет наиболее сложное строение. Из этого возникла идея, что неокортекс отвечает за когнитивные функции и разум, а остальные отделы мозга — за другие функции. Согласно этой идее, «старая» кора и связанные с ней подкорковые ганглии передней части мозга образуют лимбическую систему, которая содержит эмоции как эволюционно более ранние аспекты психической жизни и поведения.

В дальнейшем границы лимбической системы расширялись. К 1960 году в неё были включены элементы аллокортекса, а в 1970-х — некоторые отделы среднего мозга.

Что важно знать о лимбической системе головного мозга? Лимбическая система расположена у самого центра головного мозга. Эта система наделена огромным количеством функций, каждая из которых имеет решающее значение для поведения ребёнка в современной системе обучения. Лимбическая система мозга отвечает за эмоциональную настройку организма.

Функции лимбической системы:
получая информацию о внешней и внутренней средах организма, лимбическая система запускает вегетативные и соматические реакции, обеспечивающие адекватное приспособление организма к внешней среде и сохранение гомеостаза. Частные функции лимбической системы:

– регуляция функции внутренних органов (через гипоталамус);
– формирование мотиваций, эмоций, поведенческих реакций;
– играет важную роль в обучении;
– обонятельная функция;
–  организация кратковременной и долговременной памяти, в том числе пространственной;
– организация простейшей мотивационно-информационной коммуникации (речи);
–  определяет наше эмоциональное состояние;
– создает эмоциональную окрашенность происходящему;
– определяет какие события являются внутренне значимыми;
– хранит эмоциональную память о ярких событиях;
– регулирует мотивацию;
–  контролирует аппетит и циклы сна и бодрствования;
– управляет формированием привязанностей;
– напрямую управляет обонянием.

Когда активность лимбической системы (эмоциональная реакция) понижена, ребёнок/взрослый пребывает, как правило, в более позитивном, оптимистичном расположении духа. Если же лимбическая система активна или гиперактивна, эмоциональное состояние человека ухудшается. Активность лимбической системы приводит к появлению болезненной эмоциональности.

Когда лимбическая система активна, гиперактивна превалируют эмоции. Когда лимбическая система спокойна, возможна более активная работа коры головного мозга.

Уважаемые родители, педагоги и воспитатели,
как только вы наблюдаете ухудшение эмоционального состояния у ребёнка, это говорит о том, что его лимбическая система головного мозга гиперактивна. Педагогические приёмы взаимодействия с ребёнком в таком состоянии, такие как уговоры, строгость или наоборот попытка развеселить ребёнка, поднять ему настроение не работают, и более того, приводят к обратному эффекту. Ребёнок начинает хуже себя вести, плакать, обижаться,  грубить взрослым, закрывается и у него может возникнуть социальная изоляция. Когда ребёнок находится в грусти, обиде, плохом настроении (т.е. когда повышена активность его лимбической системы), то даже нейтральные события он склонен воспринимать как негативные. Вот частый пример из моей практики: если я веду нейтральный или позитивный разговор с ребёнком, у которого преобладает отрицательный опыт обучения, а значит лимбическая система гиперактивна, о его высоких способностях к обучению, он испытывает негативные чувства от такого разговора. Всё то хорошее о чём я сообщаю, он воспринимает в негативном ключе. Когда же лимбическая система функционирует нормально или замедленно, тогда ребёнок и его родители воспринимают сказанное мной о потенциальных способностях ребёнка к обучению в нейтральном или позитивном ключе, вдохновляясь новой информацией.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ