СОЗНАНИЕ

625.- Сознание.

Созна́ние — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.

Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле. Так, например, с точки зрения теории отражения сознание в широком смысле — «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, ощущаемом или чувственном», а в узком смысле — основанная на культуре «высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролем поведения человека за счёт рефлексии».

В Большом энциклопедическом словаре (2000) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности».

Проблема того, чем же является сознание, каковы его рамки и в чём же смысл существования данного термина, выступает предметом исследования философии сознанияпсихологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме людей; может ли существовать нечеловеческое сознание и как можно определить его наличие; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь таких же сознательных состояний и прочее.

Воспринимая какую-нибудь вещь, вспоминая событие, восхищаясь произведением искусства или стремясь к реализации какой-то цели, субъект может не знать о своей психической жизни, которая является условием возможности этих его действий или состояний. Эту психическую жизнь делает доступной рефлексивный поворот взгляда, осуществление внутреннего восприятия. То, что открывается благодаря рефлексии, имеет общее свойство — быть сознанием чего-то, сознанием, в котором что-то осознаётся. Так, в восприятии нечто воспринимается, в воспоминании — о чём-то вспоминается, и то же относится к боязни чего-то, любви к чему-то и т. д. Это свойство обозначают как интенциональность.

По мнению известного британского нейрофизиолога Анила Сета, вплоть до 1990-х годов вопросы изучения сознания в естественных науках «было принято обходить стороной и даже объявлять вне закона».

Эмерджентная концепция предполагается и развивается в эволюционных концепциях. К ним по праву относятся ставшие классическими идеи Л. С. Выготского и А. Р. Лурии, которые настаивали на ступенчатом развитии высших психических функций (в том числе способностей обозначения, осознания, произвольного действия) как в филогенезе, так и в онтогенезе. Развиваемая в этом ключе культурно-историческая теория содержала два важнейших момента: опосредование функций, способностей сознания знаками (речью, языком), а также формирование сознания в непременном социальном, коммуникативном взаимодействии, благодаря которому транслируется конкретный (исторически заданный) культурный опыт. Знаки как особые орудия направлены сначала на изменение поведения других людей и только затем — на управление собственным поведением. В основе развития способностей сознания («высших психологических функций» в терминах Л. С. Выготского) лежат, таким образом, процессы интериоризации. В сознании благодаря социально усвоенным знакам происходит «удвоение опыта». Слово предстает как средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение, оно становится орудием произвольного контроля собственных психологических операций в воображении, «удваивающим опыт». Эти идеи стали основой нескольких теорий развития психики и сознания (в частности, А. Н. Леонтьев, М. Томаселло) и психолингвистики.

Понятие “осенило” знакомо всем и каждому, кто пробовал разгадывать загадки. Почему иногда ответы находятся быстро, а иногда его невозможно найти, хотя проблемы являются сопоставимой сложности, ученые не в состоянии. Понять хитрость работы мозга пока не удается, несмотря на многочисленные попытки в этом разобраться.

Высшим проявлением работы разума людей является отделение своей личности от окружающего мира. В самом простейшим варианте это звучит как в диалоге:

– Всем нравится, а ему не нравится!
-Я – не все!

Уже этого простейшего диалога достаточно, чтобы понять – человек отделяет себя от социума, осознает свое отличие от каждого из его членов. Однако сказать, что именно такое сознание не в состоянии ни один академик. Много известных людей пытались дать хотя бы определение слову сознание, вот только формулировка у каждого получалась своя.

Сознание с точки зрения материализма

Современная психология под сознанием понимает отражение окружающей действительности психикой человека. При этом исторический опыт человечества служит связующим звеном между конкретной личностью с природой и другими людьми.

Один из основоположников научного коммунизма Карл Маркс трактовал сознание, как общественный продукт, полученный в результате трудовой деятельности в контакте с другими людьми во время общественно-исторического формирования. Что именно под своими словами имел уроженец Хемница, видимо, понимал только он сам. 🙂

Психологи полагают, что сознание представляет собой знание, имеющее следующие составные части:

1) Ощущение и восприятие окружающей действительности;
2) Память;
3) Воображение, как фактор свойственный исключительно человеку;
4) Мышление.


Этими факторами сознание не исчерпывается. Самосознание позволяет различать себя, как субъект существования ,и, окружающий мир, как объект в котором существование происходит. Возможность самопознания и оценки собственных возможностей для дальнейшего развития личности.

Последним компонентом сознания считаются человеческие эмоции. Самыми яркими из них оказываются чувства. Если человек начинает беспричинно ненавидеть, окружающий мир, людей вокруг себя или бывшего любимого, то налицо явные нарушения сознания.

Вышеизложенное касается точки зрения материалистов, другие школы философии зачастую имеют свой взгляд на проблему сознания, подчас весьма отличающейся от взгляда материалистов и друг от друга.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ