Сергей Лукьяненко

Серге́й Васи́льевич Лукья́ненко (род. 11 апреля 1968КаратауДжамбульская областьКазахская ССРСССР) — советский и российский писательфантастсценаристблогерколумнист. Называет жанр своих произведений «фантастикой жёсткого действия» или «фантастикой Пути».

Первые книги Лукьяненко вышли на рубеже 1980-х — 1990-х годов. Официальный сайт писателя утверждает, что в первых произведениях Сергея Васильевича сильно чувствуется подражание Владиславу Крапивину и Роберту Хайнлайну, однако писатель довольно быстро перешёл к творчеству в собственном оригинальном стиле.

К осени 1996 года автор заканчивает работу над «Лабиринтом отражений» и навсегда покидает Алма-Ату, переезжая на постоянное место жительства в Москву. Основными аргументами становятся близость к издательствам и слишком большие денежные затраты на многочисленные поездки в Россию. К концу 1996 года он заканчивает работу над романом «Звёзды — холодные игрушки» и сразу после переезда в Москву совместно с Ником Перумовым начинает работу над задуманным ещё во время общения в Фидонет романом под начальным названием «Мгновенья дня, мгновенья ночи».

В 1997 году он заключает контракт с издательствами АСТ и Terra Fantastica на публикацию двух своих новых книг в книжной серии «Звёздный Лабиринт». В июне в этой серии выходит «Лабиринт отражений», а в июле — «Звёзды — холодные игрушки». Тем временем в издательстве «Эксмо» выходит совместный роман соавторов, получивший название «Не время для драконов». В августе 1997 года он начинает работу над новым романом «Холодные берега», полностью закончив его к ноябрю этого же года.

В 1998 году вышел роман «Ночной Дозор», положивший начало новой серии («Дневной Дозор», «Сумеречный Дозор», «Последний Дозор», «Новый Дозор» и пр.) и получивший большую популярность в связи с экранизацией в 2004 году. В 2005 году вышел фильм «Дневной Дозор», который, несмотря на название, в основном основан на второй и третьей частях романа «Ночной Дозор» и только частично на романе «Дневной Дозор». В обоих фильмах Лукьяненко выступил в качестве автора сценария.

В ноябре 2008 года писатель принял участие в телеигре «Что? Где? Когда?» в составе команды Валдиса Пельша и верно ответил на вопрос о фильме «Назад в будущее», благодаря чему его команда одержала победу.

Считает своё творчество отчасти постмодернистским.

В январе 2010 года журнал «Эксперт» составил рейтинг десяти лучших российских писателей, в котором Лукьяненко разделил с Александром Кабаковым и Борисом Акуниным 5—7-е места. Журнал выставил писателям оценки по семи параметрам: «Премии», «Признание экспертов», «Тиражи», «Наличие фанатов», «Публичность», «Наличие экранизаций», «Репутация», и в сумме Лукьяненко, так же, как Кабаков и Акунин, набрал 26 баллов, причём за премии Лукьяненко получил один балл (журнал ошибочно посчитал, что в его активе нет ни одной премии), в итоге отставая на 5 баллов от победителя — Виктора Пелевина — и на 3 балла от занявшей второе место Людмилы Улицкой.

С января 2010 года ведёт авторскую колонку в интернет-газете «Взгляд».

С декабря 2010 года работал над очередным романом из «дозоровского» цикла — «Новый Дозор», который был опубликован в 2012 году.

В 2011 году вместе с соавтором Владимиром Васильевым принимает участие в телепроекте «Город чудес, или Новогодний дозор»[11], вольной новогодней интерпретации «Дозоров» на Украинском телевидении.

В настоящее время постоянно проживает в Москве с семьёй.

Сергей Лукьяненко – знаменитый писатель-фантаст. Своё творчество он относит к жанру «фантастики жесткого действия». Лауреат более шестидесяти различных литературных премий, автор сценариев нашумевших фильмов «Ночной дозор», «Дневной дозор» и «Черновик», снятых по мотивам его произведений.

Сергей родился весной 1968 года в семье Василия и Елизаветы Лукьяненко из города Каратау Казахской ССР. Василий Тимофеевич был известным психиатром, работал заместителем заведующего областным здравотделом Джамбула. Елизавета Рахимовна поначалу трудилась фельдшером, затем, окончив институт, работала в наркологии. По стопам родителей пошёл и старший брат Сергея Олег: окончил медицинский вуз и стал сначала врачом-кардиологом, а позже – психотерапевтом.

Сергею было семнадцать лет, когда он начал писать фантастические рассказы. Как он сам говорил – «от скуки». Первокурснику мединститута совсем не хотелось изучать анатомию, но очень хотелось читать, а в тот момент интересной книги под рукой не оказалось. И Лукьяненко написал за вечер сразу несколько фантастических рассказов, один из которых назвал «Нарушение».

О том, что его собираются публиковать, он узнал от приятеля, только когда молодого человека пригласили в редакцию:

Дело в том, что я, начав писать рассказы, давал их читать на лекциях другу, такому же любителю фантастики. И он без моего ведома отнес рассказ в редакцию. Я жил тогда в Алма-Ате, где только открылся молодежный журнал «Заря». Там тут же его опубликовали, но сначала попросили прийти в редакцию. Потом уже я совершенно случайно встретил зама главного редактора через тридцать лет, и он признался, что они попросили меня прийти, так как были уверены, что я уже где-то публиковал этот рассказ. Слишком хороший рассказ для восемнадцатилетнего юноши. И, поговорив со мной, они наконец поверили.

Еще один рассказ «За лесом, где подлый враг» был опубликован в «Уральском следопыте», а позже переведен на несколько языков для зарубежных журналов.

В 1990 году произведение Лукьяненко «Дорога на Веллесберг» было номинировано на премию в области фантастики «Великое кольцо».

Свой первый роман «Рыцари сорока островов» писатель выпустил в 1992 году, который тоже был номинирован на несколько литературных премий. Но первую победу молодому писателю принесла постапокалиптическая повесть «Атомный сон» – он удостоился премии «Старт» на фестивале фантастов «Аэлита».
Там же он познакомился с коллегой Юлием Буркиным, в тандеме с которым написал еще три повести и окончил произведение «Мальчик и тьма». Также некоторое время Лукьяненко работал совместно с писателем-фантастом Ником Перумовым. В этот период он уже окончательно переехал из Алматы в Москву. Вместе они написали роман в жанре техно-фэнтези «Не время для драконов».
В 1997 году издательство АСТ опубликовало один из наиболее успешных романов Сергея – «Лабиринт отражений» (1997), первую часть трилогии «Глубина», действие которой происходит в виртуальном мире. Два года спустя свет увидели продолжения: «Фальшивые зеркала» и «Прозрачные витражи».
Всенародную славу Лукьяненко обрел после выпуска книги «Ночной дозор» – первой из цикла, написанного в жанре мрачного городского фэнтези. Рассказывая об идее создания этого романа, автор признавался, что поначалу хотел перенести своих героев в Средневековье. Но для описания деталей нужно было изучить тот период, так что Сергей решил, что будет проще описывать современность.