ОКНО ОВЕРТОНА

236.- Окно Овертона.

Окно Овертона (окно дискурса) — социологическая концепция существования рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях политиков и активистов с точки зрения текущего общественного дискурса. Концепция используется политологами, политическими аналитиками, историками, культурологами и т. п. во всём мире. Название концепции задумано как память о её авторе — американском юристе и общественном деятеле Джозефе Овертоне.

Концепция окна дискурса была предложена Джозефом Овертоном в середине 1990-х годов во время работы в Макинакском центре публичной политики как удобная модель для оценки суждений по степени их приемлемости для открытого политического обсуждения. Концепция активно использовалась во внутренних семинарах центра, но впервые была сформулирована в публикации для широкой публики лишь в 2006 году, через три года после гибели Овертона. Идея окна дискурса получила признание, а сотрудники Макинакского центра приложили много усилий для популяризации и развития идеи, создав цикл материалов, посвящённых окну Овертона.

Неоконсервативный публицист и политик Джошуа Тревиньо  (англ.) развил идею окна дискурса, предложив в 2006 году шестиступенчатую оценочную шкалу для классификации идей по степени их допустимости в открытом обсуждении и указал на шкале границы окна дискурса. Также Тревиньо высказал мысль, что изменение рамок окна Овертона может быть использовано для сознательного смещения общественного консенсуса. Позже концепция была развита и популяризирована политическим комментатором Гленном Беком в книжном триллере Окно Овертона  (англ.). Также и сам Бек изначально заявлял, что его роман лишь видоизменил идею Овертона о том, что «политик получает поддержку в зависимости от приемлемости его идей аудиторией» в «теорию заговора, где это окно не определяет допустимость слов политика для его аудитории, а определяет саму норму через политиков». После этого уже преобразованная идея окна была опубликована Джо Картером в его исследовании «Как уничтожить культуру за 5 простых шагов» (How to destroy a culture in 5 easy steps), спонсированном религиозным центром. Сама работа подверглась огромной критике, но ввиду шума вокруг неё, идея о заговоре стала крайне популярной среди населения США, а потом и всего мира.

Так, изначальная идея Овертона о том, что политики вынуждены подстраиваться под мнение общества, была преобразована в теорию заговора о том, что политики формируют мнение общества в тех или иных вопросах.

Окно Овертона — это методика воздействия на разум общества, разделенная на 6 этапов: «Немыслимо», «Радикально», «Приемлемо», «Разумно», «Популярно», «Государственная норма».

Примеры последствий данной методики можно наблюдать в повседневной жизнедеятельности. В современном мире технологии развиваются все быстрее и учащается ритм жизни. В связи с этим, человек становится более восприимчивым и податливым для скармливаемой ему информации. Мы хотим быть в курсе всех событий, а поток информации, постоянно воспринимаемый нами, необъятен и просто нет времени его анализировать. Исходя именно из этих критериев современного общества работает технология окна Овертона.

Основной принцип окна Овертона — обмани своего ближнего. Но, речь идет не о простом обмане, а о детально проработанной технологии внедрения того, к чему привыкнуть, как кажется невозможно. И каждое десятилетие, с появлением новых технологий в области коммуникации с человеком, появляются все более изощренные способы, так называемого воздействия на массовое восприятие.

Технология окна Овертона была названа в честь американского ученого и психолога Джозефа Овертона, который, изучив технологию влияния на человеческий разум, в 90-е года написал научную диссертацию на данную тему. На самом деле, он просто рассказал методику, созданную много веков назад и эффективно работающую по сей день. Просто в современном мире, появилось множество нововведений, а, следовательно, и возможностей более быстрого влияния на массы людей.

Джозеф Овертон (04.01.1960 – 30.06.2003) изучил методику дегуманизации человека и объяснил, как пошагово переформировывать человеческое восприятие к неприемлемому, отвратительному и постыдному в нормальное, общесоциальное и даже престижное. Как реагировать на людей, не поддающихся общему влиянию и как даже их использовать, в качестве инструмента по реализации задуманной стратегии.

Также, окно Овертона называют окном дискурса. Дискурс — это довольно непростой термин в современном лексиконе. Существует множество определений данного слова. Но основные значения — это выступление, рассуждение, речь.

Занимаясь настройкой таргетированной рекламы, для одного из клиентов digital-агентства, я использовал инструмент по парсингу аудитории под названием Церебро Таргет. И сделал вывод, что принципы работы данного инструмента, также настройки таргетированной рекламы и окон Овертона крайне схожи. Для начала выбирается подходящая аудитория, которую проще всего познакомить с предлагаемым продуктом. Затем оцениваются поведенческие факторы данных пользователей. После чего формируется красивая презентация товара или услуги. И в заключительном этапе: происходит продажа, а в случае теории Овертона происходит не продажа, а внедрение.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ