ТРАНС

226.- Транс.

Транс (от фр. transir «оцепенеть» ← лат. transire «переходить границы чего-либо») — ряд изменённых состояний сознания (ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистски-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации.

К. Хоффман утверждает, что «Транс до сих пор традиционно определяют как состояние пониженного сознания или состояние дрёмы. Однако, более поздние антропологические определения связывают его с изменёнными состояниями сознания (Чарльз Тарт), и это становится всё более принятым».

К. Хоффман также полагает, что «…состояние транса должно обсуждаться во множественном числе, потому что есть больше чем одно изменённое состояние сознания, значимо отличающееся от обыденного (повседневного) состояния».

Транс отличается от обычного состояния сознания направленностью внимания — при нём у человека образуется внутренний фокус внимания (то есть внимание направлено на образывоспоминанияощущениягрёзыфантазии и т. д.), а не внешний, как при обычном состоянии сознания.

Когда человек входит в трансовые состояния намеренно, то такой транс называется многими духовными школами восточных стран — медитацией.

Согласно М. Эриксону, транс сам по себе терапевтичен (то есть просто нахождение в нём), потому что во время его течения возможно психическое переструктурирование, сложно осуществимое в «обычном» состоянии сознания.

Трансовые состояния очень сильно различаются по степени: практически любое сосредоточение на чём-либо из внутреннего фокуса внимания (попытка вспомнить или представить что-то) приводят к появлению транса, так как внимание человека, пусть и незначительно, но уже в меньшей степени, чем до этого, направлено на «внешний», окружающий мир.

Типы трансов

Согласно М. Эриксону следует различать 3 вида транса:

  1. Повседневный транс (обычная мечтательность, переход в сон и назад в бодрствование, автоматическое выполнение привычных действий и т. д.).
  2. Углублённый транс (обычно называют гипнозом) — намеренное усиление и продление по времени естественного феномена — транса, осуществляемое обычно при помощи другого человека.
  3. Сомнамбулический транс — глубокое трансовое состояние, при котором человек выглядит и ведёт себя как не находящийся в трансе.

Микродинамика транса

М. Эриксон и Э. Росси выделили формально-динамические аспекты, обязательные для транса, назвав их его микродинамикой:

  • Фиксация внимания
  • Депотенциализация сознания (временное снижение действенности, активности сознания). Для этого могут быть использованы такие техники, как:
    • замешательство (особенно эффективна с теми, кто всё стремится объяснить логически, разложить по полочкам);
    • Насыщение (в современном сленге можно было бы выразиться: «загрузить» человека информацией — вызвать у него такую мыслительную активность, которую ему было бы сложно поддерживать);
    • Удивление (техника, близкая к замешательству, но с юмором и игрой слов);
    • Психологический шок;
  • Запуск бессознательного поиска (терапевтический этап, связанный с активизацией работы бессознательного);
  • Бессознательные процессы и гипнотическая реакция (можно сказать — это постэффект, возникающий в результате терапевтической работы — предыдущего этапа).

Минимальные признаки транса

М. Р. Гинзбург и Е. Л. Яковлева указали на целый ряд признаков трансового (гипнотического) состояния:

  • Неподвижность (в «обычном» состоянии сознания люди никогда не находятся длительное время в неподвижном состоянии).
  • Закрывание глаз
  • Расслабление (мышц тела, в том числе на лице)
  • Изменение диаметра зрачков
  • Замедление дыхания
  • Замедление рефлексов, в том числе сглатывания
  • Мышечные подёргивания
  • Дрожание ресниц
  • Лёгкие покачивания головой.

К дополнительным признакам транса относят, в частности, т. н. буквализм — человек в трансе склонен понимать (по крайней мере на уровне сознания) обращённую к нему речь буквально.

ТРАНС — измененное состояние сознаниев котором: 1контакт с внешней реальностью сужается вплоть до исчезновениялибо деформируется (трансформируетсянапр., восприятие цветаразмера объектов); 2минимизируютсявплоть до полной анестезииреакции органов чувств на внешние раздражители3утрачивается четкая ориентация во времени и пространстве4снижается или меняется ощущение собственной идентичности (напр., «Я» человека отождествляется с дрличностьюс объектами живого или неживого мират.д.); 5при этомоднакосознание сохраняет активностьсодержанием которой выступает продуцирование ментальных объектов и ассоциацийлибо концентрация на отдельных эмоцияхидеях или образахлибо переживания внутреннего покоя и равновесиялибо иные психические процессыМоторное поведение меняется в широком диапазоне разныхвплоть до противоположноститипов поведенияСостоянию Тмогут сопутствоватьаполное прекращение двигательных функций и каталепсиябутрата координации и замедленная реакциявавтоматизация моторикигсверхнормальное ускорение реакцийдспонтанность моторного поведениянеподконтрольность рациональным установкамегиперактивностьпревышающая нормальные возможности человеческого организмаТможет быть следствием: естественных факторов (монотонные движенияритмическая музыкаусталостьдр.); стрессовых обстоятельств (сверхнормальные психические перегрузкиэмоциональные потрясеният.п.); целенаправленных психофизиологических воздействий — напр., суггестивными методами (гипнозмедитацият.п.), химическими препаратами (психотропные веществаалкогольт.д.), дрРазновидностями Тявляются индивидуальный Ти коллективный ТИсторически искусственно вызванные состояния Тсвязаныпрежде всегос религиозными психотехниками: в архаических религиях — с опытом «одержимости» духамишаманскими камланиямиинициациямив поздних религиях — с практиками медитации и молитвыопытом мистических состоянийдрДетально состояние Тизучено во многих религиозных традицияхнапрв индуистской йогегде одним из высших трансовых состояний является самадхиВ йоге Патанджали «совершенное самадхи» — asamprajnata samadhi (недифференцированное самадхииначе — nirbija samadhi, «самадхи без семени»). Все психоментальные процессы (восприятиякатегоризация образовосознание собственного «Я», др.) в этом типе самадхи останавливаютсяи внутренний мир редуцируется к одному состояниюИсчезает различие между субъектом и объектомследствием чего становится переживание единства всего сущеготождества субъекта всеобъемлющему единствуУстранение субъектобъектных оппозиций и утрата идентичности — типичные содержания ТВ процессе вхождения в Тредуцируются многие свойственные нормальному (базисномусостоянию сознания рациональные установки и когнитивные моделиблагодаря чему эмоциональные и бессознательные компоненты психики могут стать основным содержанием трансовой ментальностиМинимизация рациональных установок и когнитивных моделей способна в состоянии Трезко активизировать креативные способности интуиции и продуцировать когнитивный акткоторый в современной науке обозначен термином «инсайт», а в религиозных культурах издревле известен как «озарение» (в буддизме кит. — уяп. — сатории «просветление» (в буддизме — бодхи). Многие религиозныенаучныежитейские истины открывались и открываются пророкамнаучным гениям и обычным людям в состоянии Тинтуитивно через акт инсайтаВместе с тем креативая одержимостьсвязанная с абстрагированием от внешних воздействийсосредоточением на предмете исследования и погружением в свой внутренний мир в ряде отношений напоминает ТСодержанием Тмогут выступать также галлюцинации и прочие неадекватные повседневному опыту феноменыНо анализ Ткак формы сознания затруднен темчто содержание Тпосле выхода человека из него часто не может быть отчетливо реконструировановопервыхизза типичного для посттрансового эффекта амнезииа вовторыхизза характерного феномена «невыразимости» содержания Тв понятиях и образах обыденного опыта.
        А.ПЗабияко

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ