ТЕОЛОГИЯ

119..- Теология.

Богосло́вие, или теоло́гия (калька греч. θεολογία от греч. θεός «Бог» + греч. λόγος «слово; учение, наука») — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учениядогматов какой-либо религии.

Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.

Богословие следует отличать от религиоведения и философии религии.

Слово «богословие» (теология, др.-греч. θεολογίαлат. theologia) в различные времена имело различные значения. В значении учения о Боге слово «теология» утвердилось с первой половины XIII века после появления книги Абеляра «Христианская теология» (лат. Theologia christiana) и открытия в Парижском университете теологического факультета.

Трактовка теологии Варроном подверглась критике бл. Августином (см. «О граде Божьем», кн. 18), который понимает под истинной теологией «теорию, дающую объяснение о Боге», «учение или речь о Божестве» («О граде Божьем», кн. VI, гл. 5-8; кн. VIII, гл. 1) в отличие от языческого («баснословного») учения о богах. Но до Средних веков христианские авторы обозначали термином др.-греч. θεολογία («богословие») триадологию — учение о Пресвятой Троице. Впервые это слово использовал Афинагор Афинский, его определение закрепилось за триадологией благодаря трудам Климента Александрийского и Оригена; считается, что термин вошёл в широкое употребление с IV века. Именно этот смысл закрепился в именах Григория Богослова и Симеона Нового Богослова в связи с их вкладом в триадологию. Остальные части современного богословия (о творении мира, о воплощении Бога Слова (Логоса), о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т. д.) относились к области Божественного домостроительства или Божественной экономии (др.-греч. οίκονομία), то есть, деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира.

Ориген называл первым богословом Иисуса Христа, сообщившего, что он — Сын Божий, и положившего начало триадологии. Иисуса Христа первым богословом, но уже в современном понимании, называл и святитель Григорий Палама. Первым после Иисуса Христа теологом часто называют благоразумного разбойника, произнёсшего: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие твоё».

Христиане считают, что Св. Писание Нового Завета, апостольские послания являются богословием ранней Церкви, осмыслением данного ей Откровения[6]; отчасти оно апеллирует и к тем схемам понимания, которые были распространены в то время в обществе. Так, евангелист Иоанн подчёркивал, что Слово (Логос) было Бог, что не только было цитатой из таргумов, но и, видимо, должно было напомнить язычникам и иудеям об учениях ПлатонаФилона Александрийского и их последователей.

В богословии ранней Церкви важное место занимали так называемые мужи апостольские (например, Игнатий АнтиохийскийКлимент РимскийПоликарп Смирнский), и апологеты, писавшие сочинения, направленные на оправдание христианской религии в глазах светской власти и интеллигенции. Апологетами были такие писатели, как Кодрат Афинский, автор «Слова о благоразумном разбойнике» Аристид Афинский, автор концепции «христиан до Христа» (ветхозаветные пророки и добродетельные философыИустин Философ (Юстин Мученик), Афинагор АфинскийТертуллиан, также Ориген («Против Цельса») и другие. Период апологетики приходится на II—III века (а в 313 г. Миланским эдиктом христианам была дана свобода вероисповедания).

В русском языке первая буква «т» в слове «теология» подчёркивает заимствование через латынь, а не непосредственно из преимущественно используемого в православии древнегреческого. Термин «калька» подчёркивает, что в русском языке «теология», в отличие от «богословия», часто не рассматривается как перевод древнегреческого θεολογία. В традиции российского православия явно прослеживается устойчивая тенденция использовать в свой адрес только слово «богословие», но никак не «теология» … «ни один православный священник в России никогда не употребит по отношению к своей Церкви слово „теология“ — поскольку оно ассоциируется с латинством». Но русское богословие усердно отслеживало движение западной теологии, пользуясь с большою осторожностью и часто с великим умением её богатыми результатами для своих задач и целей. Основоположник русской религиозной философии И. В. Киреевский называет теологию (инославное богословие, в том числе, греко-католических церквей) «учёным (в негативном смысле) богословием”.

 

Религия имеет огромное влияние на жизнь человечества даже сейчас, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, а ученые на Большом Адронном Коллайдере открыли «частицу Бога».

Правда, назвали ее сперва «goddamn particle» — «чертовой, или проклятой частицей», но ведь и вопрос о Боге — самый «проклятый» из всех, что стояли перед людьми за всю историю нашей цивилизации.

Накал страстей не угасает: страшные войны за веру ведутся на нашей планете прямо сейчас.

Феномен религии и веры изучают философия, религиоведение, история. Но есть еще одна дисциплина, которая демонстрирует взгляд на веру изнутри, опираясь на присущие конкретной религии догматы и священные книги.

Это теология — наука о религии с позиции верующих. О ней и поговорим в этой статье.

Теология — это …

Теология — древнегреческое слово θεολογία, которое дословно обозначает «слово о Боге» (θεός — Бог и λόγος — слово). В русском языке наравне с греческим термином употребляется его синоним — богословие.

Теология — это гуманитарная наука, изучающая Бога и веру в Бога. Но познание Господа в богословии нельзя назвать беспристрастным. Это познание религиозной картины мира изнутри.

Теолог трактует Слово Божье и постигает первопричину всего сущего исходя из постулата, что Бог есть, опираясь на догматы, признанные церковью. При этом Бог, вера и догматы будут для каждой религии свои.

Теология в большей степени затрагивает три теистические религии, признающие существование Бога-творца: иудаизм, христианство, ислам.

Знаки

Главное отличие теологии от религиоведения в позиции исследователя. Религиовед стоит как бы над предметом, анализирует форму и содержание, ищет сходства, различия и закономерности в развитии религиозных институтов. Религиоведением может заниматься даже атеист, а вот богословием — вряд ли.

«Теология есть наука в высочайшем смысле и о наивысших вещах».
Альберт Великий, средневековый немецкий философ-теолог

Разум и мышление в теологии подчиняются вере и нужны в качестве инструментов для истолкования «слова Божьего». Истины Откровения не постигаются разумом.

История термина теология

Термин «теология» появился в Древней Греции. Его использовали при разговоре о происхождении и жизни многочисленных античных богов, то есть, скорее в значении мифологии.

Аристотель, например, называл теологом Гомера. В то же время у Аристотеля появляется новое значение теологии как «первой философии», исследующей первопричины бытия, сегодня мы называем это метафизикой.

На ранних этапах становления христианства богословы не использовали термин теология, потому что не хотели никаких ассоциаций с языческими мифами. Но постепенно слово все же входило в христианскую литературу.

Уже во II–III веках теология начинает пониматься как знание о Боге и познание Бога, но не интеллектуальное, а скорее интуитивное, мистическое.

В Средневековье рождается схоластика — это теология, интегрированная в философию. Складывается более привычное для нас значение теологии как упорядоченной системы понимания веры.

Огромную роль в этом сыграл итальянский теолог-схоласт Фома Аквинский (1225–1274), посвятивший себя систематизации дискурса о христианской вере. Наравне с термином «теология», он употребляет синоним sacra doctrina — священное учение.

«Тогда как предметы других наук могут быть обозначены только словами, особенностью этой науки является то, что ее предметы обозначаются как словами, так и сами по себе суть знаки».
Фома Аквинский, «Сумма теологии»

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ