РЕФЛЕКСИЯ
Рефле́ксия (тж. рефлекси́я; от позднелат. reflexio «обращение назад») — понятие, охватывающее явления и концепции, относящиеся к обращению разума, духа, души, мышления, сознания, человека (как родового существа или как индивидуума), коллективов на самого себя.
Его содержание существенно менялось на протяжении истории европейской философии и науки. В то время, как связанные с рефлексией интуиции усматриваются уже в классической Греции, систематическое рассмотрение обращения ума (интеллекта) к своим собственным действиям началось у неоплатоников и получило свое развитие в схоластической философии в учении о «вторых интенциях».
В Новое время научному рассмотрению рефлексии положил начало Дж. Локк, полемика которого с Г. В. Лейбницем стимулировала мысль И. Канта, придавшего этому понятию гносеологическую окраску. В XVIII—XIX вв. проблематика рефлексии привлекала в основном представителей немецкой классической философии и других мыслителей рационалистического направления. Эпистемологический разворот анализ рефлексии принял у И. Г. Фихте, а Ф. В. Г. Гегель положил его в основание своей концепции развития духа. Важным для философской критики знания и действия понятием рефлексия остается и для марксизма и постмарксистских направлений современной мысли.
В XX в. наряду с продолжением философской разработки рефлексии названными школами философии, феноменологами, экзистенциалистами, к проблемам рефлексии и рефлексивности плодотворно обращаются представители многих областей знания: психологии, экономики, педагогики, филологии, герменевтики, политики и военного дела, естествознания и техники.
Интуиция рефлексии — способности разума, ума или души обращаться не только на внешние предметы, но и на свои собственные действия — усматривается уже в классической и поздней античной философской мысли.
Так, Аристотель отмечал, что для высшего ума — божественного — справедливо то, что «ум мыслит самого себя, если только он превосходнейшее и мышление его есть мышление о мышлении» (Met. XII, 9 1074b 33–35).
Плотин в Пятой эннеаде специально исследует вопрос о том, возможно ли мышление мышлением себя (V.3.1) и приходит к выводу о том, что «есть нечто мыслящее себя в собственном и первичном смысле [… и]бо душа мыслит себя как относящееся к иному, но Ум мыслит себя как себя: и кто он, и что он, его мышление исходит из его природы и направлено на себя»(V.3.6).
Влияние Плотина и развивавшего его идеи Прокла Диадоха достигло латинского Запада в конце XII в. через арабскую компиляцию IX в. «Liber de causis (нем.)рус.», долгое время приписывавшуюся Аристотелю. В нем поздние схоласты прочли, что ум, зная что-либо, знает тем самым себя и свою сущность (13) и «полностью возвращается к своей сущности»
Рефлексия — это умение человека фиксировать и анализировать собственные мысли и эмоции, поведение и самочувствие, характер, склонности и личностные черты, ценности, желания и внутренние побуждения. И корректировать свое поведение в соответствии со сделанными в ходе самоанализа выводами.
Психологи считают рефлексию важным когнитивным механизмом, помогающим человеку лучше понимать себя, развиваться, достигать целей, избавляться от вредных привычек, улучшать качество жизни.
Способность к рефлексии, по всей видимости, заложена в нас с рождения, но уровень ее развития у всех разный. Единой шкалы, с помощью которой можно было бы его измерить, в психологии не существует. Но условно уровень рефлексии можно определить по характерным признакам.
Человек с высоким уровнем рефлексии:
- осознает причины и последствия своих действий. И обычно признает свои ошибки и извиняется, если из-за него кто-то пострадал;
- более осознанно ведет себя в повседневной жизни. Например, если ему важно достичь финансовой стабильности — постоянно помнит об этом и не совершает импульсивных покупок;
- хорошо контролирует свои побуждения и реже идет на поводу сиюминутных эмоций.
Человек с низким уровнем рефлексии:
- бывает невнимателен и не тактичен по отношению к окружающим, так как не до конца понимает, какое влияние его слова и поступки оказывают на окружающих;
- может постоянно совершать одни и те же ошибки;
- не умеет регулировать эмоции из-за того, что ему сложно их распознавать;
- может подолгу работать на нелюбимой работе или оставаться в не приносящих радости отношениях просто потому, что не всегда понимает, как негативно это влияет на его жизнь.
Что определяет уровень рефлексии
Воспитание и образование. Склонность к рефлексии — не врожденное свойство, а приобретенный навык. Если человека с детства учат задавать самому себе вопросы, понимать, чего он хочет и что чувствует, искать причинно-следственную связь между поступками и их последствиями, — то его уровень рефлексии во взрослом возрасте, скорее всего, будет высоким.
Личные качества. Например, сильная неуверенность в себе. Человек, которому она свойственна, может попросту бояться рефлексировать. Так как понимает, что в процессе ему неминуемо придется взять на себя ответственность за свои проступки. Это негативно скажется на его самооценке и вызовет сильный стресс.
Для чего нужен механизм рефлексии
Исследования показывают, что привычка регулярно рефлексировать делает человека более эмоционально стабильным. И развивает его эмоциональный интеллект — умение замечать собственные эмоции, личностные черты, внутренние побуждения — и то, как они влияют на других людей.
Все это позволяет человеку контролировать свое состояние и в трудные моменты не поддаваться чувствам, а вести себя рационально и адекватно. Это делает его успешным и в личной, и в профессиональной жизни.
Рефлексия повышает самооценку. Благодаря самоанализу человек начинает лучше осознавать свои сильные стороны — и чаще полагаться на них в жизни. И получает мотивацию развивать слабые стороны. В результате он становится более уверенным, начинает чувствовать контроль над собственной жизнью.
Рефлексия помогает извлекать максимум из жизненного опыта. Например, оказавшись в непростой ситуации — и отрефлексировав свое поведение в ней, — человек получает возможность понять, что он сделал правильно, а в чем ошибся. Что позволит ему в будущем быстрее и эффективнее справляться с похожими сложностями.
Наконец, привычка регулярно рефлексировать делает человека счастливее: зная свои потребности и желания, он чаще делает правильный выбор. И это позитивно сказывается на его удовлетворенности жизнью.