СУЩНОСТЬ
Су́щность (др.-греч. οὐσία, ὑπόστᾰσις; лат. essentia, substantia, также лат. quidditas — чтойность) — представление и смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых (под влиянием тех или иных обстоятельств) состояний вещи.
По Э. Корету, сущность — внутренне конститутивный принцип конечного сущего, через ограничение и выделение его из иных содержаний бытия конституирующий его определённость. В отличие от бытия (которое есть принцип полагания, позитивности) — сущность есть принцип негативный, принцип ограничения: через (относительное) отрицание иных содержаний бытия сущность, с одной стороны, негативным образом ограничивает, выделяет данное конечное сущее из других; а с другой стороны, благодаря определённому характеру каждого отрицания, позитивным образом придаёт данному конечному сущему определённость содержания, смысловой образ данного конечного сущего. Благодаря негативности ограничения сущность осуществляет позитивность сущностных и смысловых образов конечных вещей. С сущностью возникает конкретная определённость сущего. Благодаря своей сущности конечное сущее выделяется как относительное из абсолютного, как конечное из бесконечного бытия. В метафизике сущность понимается как не принадлежащая ни бытию, ни не-бытию, как «нечто среднее между ними»: как потенция, возможность бытия по отношению к действительности бытия.
В логике существенный признак (лат. essentialia constitutiva) — это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно осмыслить и который соответствует природе предмета. Сущность предмета выражается в его определении.
В соответствии с Аристотелем и его последователями, под сущностью следует понимать то же самое, что и «предмет». Согласно Порфирию, чтобы указать на сущность следует поставить два вопроса, для первых сущностей это: «Вот это», а для вторых сущностей это: «Именно это», ибо по сути своей, сущности, предметы, будут всегда определены и едины.
В развитии мысли о бытии категория сущности предшествует категории субстанции, как предполагающая меньшую отчётливость разграничивающей, рассудочной деятельности. Затем, с выработкой мысли о субстанции сущность отождествляется с её атрибутами. Что касается отношения сущности к акциденту и модусу, то в одном смысле она их исключает, в другом — отождествляется с ними. Как постоянный предикат субстанции, сущность её не есть ни акцидент, ни модус; но и акцидент, и модус как таковые имеют свою сущность, то есть свои постоянные предикаты.
Отношение сущности предмета к его субстанции есть отношение постоянных предикатов к постоянному же субъекту и что, таким образом, по отношению к субстанции понятие сущности совпадает с понятием атрибутов. Но отношением к понятию субстанции не выясняется во всей полноте смысл понятия сущности. Постоянные предикаты предмета могут существовать при разной степени определённости и постоянства его субъекта, и потому сущность не всегда соотносительна субстанции.
Предмету может быть приписываемо неопределённое, не возведённое к отчётливости мысли бытие — и такому неопределённому и неотчётливому субъекту могут, тем не менее, принадлежать постоянные свойства, составляющие его сущность. С другой стороны, предмет может заведомо иметь для мысли лишь условные постоянство и самостоятельность, то есть субстанциальность его может быть отрицаема и, тем не менее, ему можно приписывать постоянную природу или сущность. Это последнее соображение указывает на неправильность очень часто встречающегося в философии противоположения между сущностью и явлением.
СУ́ЩНОСТЬ, то, что составляет внутр. содержание, ядро, основу чего-либо, одно из центральных понятий философии, важнейший аспект бытия, фиксирующий его определённость. В античной философии понятие С. в собств. смысле сформировалось лишь у Аристотеля. Платон называл «сущностями» «умопостигаемые и бестелесные идеи», отделённые от чувственных вещей и являющиеся их прообразами. Критикуя платоновское учение об идеях, Аристотель отождествляет «первую сущность» с единичным индивидом, «вторыми» же С. выступают у него общие понятия – роды и виды-эйдосы (см. в ст. Бытие). В отличие от непредикативной первой С. (лат. substantia), вторую C., служившую предикатом первой, было принято называть «чистой» С. (лат. essentia). В силу того, что первая С. в качестве отд. индивида в своей единичности не может быть познана, предметом знания у Аристотеля является «неделимый вид», т. е. наименее общий, ближайший к индивидам вид-эйдос, который далее уже на виды не разделяется.
В греч. патристике в процессе осмысления тринитарной проблемы говорится о «единой сущности» Бога, наличествующей в трёх ипостасях (Ориген, Афанасий Великий). В средние века двойственность Аристотелева учения о С. породила два направления: понимание её как единичного индивида легло в основу номинализма, к пониманию её как эйдоса тяготел крайний реализм. Одной из важнейших философско-богословских тем стало взаимоотношение С. и существования (их тождество в Боге и различие в тварных существах – см. Существование).
Восходящая к традиции платонизма антитеза С. (умопостигаемого подлинного бытия вещей) и явления (данного в непосредств. опыте чувств. восприятия) получила разл. истолкование в новоевроп. философии: дуализм непознаваемого трансцендентного мира «вещей в себе» и обусловленного им доступного познанию чувственно воспринимаемого мира явлений (И. Кант); диалектич. единство С. и явления, понятое как являющееся в процессе последоват. самоопределения чистого мышления раскрытие С., достигающее пункта, когда «явление становится равным сущности» (Г. В. Ф. Гегель); «созерцание сущностей» как полагание смысловых содержаний, связь которых реализуется в потоке феноменов, не заключающих в себе различия между явлением и бытием (Э. Гуссерль; в русле этой концепции находится и понимание «феномена» как «само себя показывающего» у М. Хайдеггера).