МЕТАВСЕЛЕННАЯ

088.- Метавселенная.

Метавселенная (образовано от приставки греч. μετά- «между, после, через» и слова вселенная) — постоянно действующее виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары, с помощью технологий виртуальной реальности. Взаимодействие может происходить с помощью различных технологических приспособлений, как с помощью традиционных персональных компьютеров, так и с гарнитурами виртуальной и дополненной реальности. Метавселенные в некоторой ограниченной форме уже присутствуют на таких платформах как VRChat и Decentraland, или в видеоиграх, таких как Second Life.

Чтобы понять, что такое метавселенная, предлагаем вспомнить известные фильмы о параллельной реальности, в которой персонажи могут находиться одновременно с физическим существованием.

В голову приходят такие культовые киноленты, как «Матрица» братьев Вачовски и «Трон» Стивена Лисбергера, снятые еще до 2000 года. Но сам термин придумал писатель Нил Стивенсон, который в 1992 году написал книгу «Лавина», описывая примерно то же, что мы видим в «Матрице».

Суть фильмов и книг проста: человек с помощью специальных приспособлений погружается в виртуальную реальность (VR), где взаимодействует с другими погрузившимися людьми, совершает практически весь тот набор действий, которые доступны в реальной жизни.

Современное понятие метавселенной перекликается с VR, но это не одно и то же. Метавселенная – это пространство виртуальной реальности, которое:

  • действует на постоянной основе, никогда не отключаясь;
  • использует много технологий, которые погружают нас в цифровой мир;
  • создает внутри себя отдельные законы и экономику, по сути – единое государство.

Звучит масштабно, и поначалу не очень верится, что сегодня ведутся разработки в этом направлении. Однако вспомните, что и создание сенсорных экранов когда-то казалось лишь выдумкой фантастов.

Создание иного мира можно по-своему начать в известной компьютерной игре Minecraft – тоже своего рода параллельная реальность. Популярность игры впечатляет, по официальной статистике, у проекта 5,3 млн пользователей.

Метавселенная – это вселенная внутри уже существующей вселенной. Если не вдаваться в дебри технической реализации современных технологий, то метавселенной можно назвать практически любое масштабное онлайн-пространство, где люди как бы «живут», вмешивая виртуальный мир в свою реальность.

Поэтому своего рода метавселенными можно назвать некоторые видеоигры. Например, World of Warcraft вполне себе тянет на эту роль и существует аж с 2004 года. Популярная альтернатива – Fortnite. Этот проект Epic Games и вовсе превратился в отдельный мирок, где проходят концерты и фестивали. Он кардинально меняется, реагируя на все, что происходит в реальности (выход новых фильмов, к примеру). 

Попадая в такую игру или заходя в какой-нибудь онлайн-чат, человек будто проваливается в новый слой реальности, с одной стороны заимствующий многое из уже существующего вокруг него мира, а с другой – привносящий много нового, совершенно непостижимого.

Игры, чаты и интернет в целом давно обрел свои законы, финансовые системы, рабочие пространства и т.п. Но термин «метавселенная» появился совсем недавно, и почему-то только сейчас общественность и технологические издания начали жужжать об этом изо всех утюгов. Почему так? Что изменилось за последние годы?

Как метавселенные работают сейчас

Термин «метавселенная» в его текущем понимании возник позже, чем появились первые онлайн-платформы для общения в сети. Впервые это слово использовалось в романе Snow Crash 1992 года, также его популяризировала книга Ready Player One («Первому игроку приготовиться») 2011 года. В обоих случаях метавселенная представлялась как масштабное виртуальное пространство, буквально создающее для человека новый мир. Мир, который может заменить реальность. 

Эта идея не раз поднималась в творчестве. Один из известнейших примеров – квадралогия «Матрица». Герои кинокартины тоже находились в своего рода метавселенной, хоть и не в такой яркой и интересной, как показанная в экранизации «Первому игроку приготовиться» (в матрице все еще и в рабстве очутились, но это мелочи).

С метавселенной пользователь взаимодействует через специальную технику – набор из очков виртуальной реальности, специальных джойстиков и вспомогательных устройств (вплоть до тросов и мультинаправленных беговых дорожек). 

И вот современные, реально существующие метавселенные, доступные пользователям уже сейчас, как никогда близки к тем технологическим новшествам, что фантасты пытались изобразить 30 лет назад. Сейчас тоже можно надеть на себя очки виртуальной реальности и оказаться на другой планете.

Чем занимаются в метавселенной?

Параллельные миры, созданные при помощи современных технологий, для многих пользователей все еще остаются немыслимой сказкой, у которой к тому же нет какого-то явного утилитарного применения. Да и с точки зрения развлечений даже базовые VR-системы еще далеки от массового потребителя.

Поэтому многим не ясно, для чего нужны метавселенные и какие возможности они дают. Почему кто-то прямо сейчас должен думать о том, чтобы перебраться в виртуальный мир или как минимум изо всех сил стремиться к этому. 

Но если даже не забегать в будущее на 5-10 лет вперед, то уже сейчас в метавселенной хватает занятий.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ