Мартин Селигман

Мартин Селигман (англ. Martin E. P. Seligman12 августа 1942ОлбаниНью-ЙоркСША) — американский психолог, основоположник позитивной психологии. Директор Центра позитивной психологии в Университете Пенсильвании.

Учился в Принстонском университете, где изучал сначала философию, а затем увлёкся психологией. В 1973 году получил диплом психолога в Пенсильванском университете, а затем в течение 13 лет вёл программу клинических исследований на факультете психологии Пенсильванского университета.

Селигман — президент Американской психологической ассоциации в 1998 году.

По оценке, опубликованной по результатам опроса в 2002 г. в журнале en:Review of General Psychology, по цитируемости, Селигман находится на 31-м месте среди психологов XX века

A170.- ЛЮДИ - Мартин Селигман.

Первые свои психологические эксперименты Селигман провёл в Университете Пенсильвании в 1967 году, чтобы понять, как лечить депрессию. В ходе специальных экспериментов он с коллегами обнаружил, что собаки, которые получали лёгкий разряд тока, не пытаются убежать, если видят, что всё равно получат его. Позднее Селигман провёл подобный эксперимент с людьми, только вместо тока он использовал шум. И большинство людей точно также быстро становились беспомощными перед экспериментатором и не пытались ничего сделать, чтобы что-то изменить.

Позже оказалось, что как собаки, так и люди вели себя беспомощно в одной ситуации — после нескольких безуспешных попыток избежать неприятной ситуации, — даже когда человек ещё может что-то изменить. Селигман наблюдал подобное поведение у пациентов с депрессией и решил, что клиническая депрессия связана именно с неумением человека что-либо предпринимать для улучшения своего состояния. Этот феномен он назвал «синдромом выученной беспомощности».

Однако не все участники эксперимента прекращали борьбу после нескольких неудач. Некоторые из участников вновь и вновь, несмотря на неудачи, пытались избавиться от шума. Именно они и заинтересовали Селигмана, который решил понять, чем же они отличаются от остальных. Так Селигман пришёл к открытию «феномена сознательного оптимизма», — способности человека влиять на своё мышление и через него — на своё поведение.

В отличие от традиционной психологии, которая занимается в основном коррекцией психических отклонений, позитивная психология изучает те черты характера и особенности человеческого поведения, которые характерны для удовлетворённых, счастливых людей, не обременённых психическими нарушениями.

Представители гуманистической психологии, такие, как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс в своё время развивали подобную психологическую теорию, но без полноценных научных исследований их теория так и осталась теорией. Исследования нового поколения психологов под руководством Мартина Селигмана стали базироваться уже не столько на гипотезах, сколько на научных экспериментах, позволяющих лучше понять такие феномены, как счастьепозитивное мышлениеоптимизм и удовлетворённость жизнью.

Сегодня позитивная психология представлена целым рядом авторитетных учёных, таких как Эд ДинерЧарльз СнайдерМихай Чиксентмихайи и другие. В частности, последний выдвинул популярную сегодня концепцию «потока» — состояния, значительно повышающего креативность и производительность творческого труда. Часть работ Чиксентмихайи опубликована на русском языке.

В сфере психологии Мартин Селигман известен как основатель концепций выученной беспомощности, оптимизма и эффективности.

Исследование Селигмана пролило свет на то, как мы воспринимаем проблемы и реагируем на них, в конечном итоге направляя нас на путь повышения эффективности и благополучия.

Выученная беспомощность:

Исследования Селигмана по изученной беспомощности возникли в результате серии экспериментов с участием собак, которых  подвергали ударам электрическим током и они либо могли что-то с этим сделать, либо нет.

Позже Селигман проводил эксперименты с участием людей, на которых воздействовал неприятный звук, который они либо могли, либо не могли выключить.

Эти эксперименты показали, что когда животные или люди считают, что не могут контролировать негативную ситуацию, у них  развивается чувство беспомощности.

Это  беспомощность может стать всепроникающим убеждением, выходящим за рамки первоначальных обстоятельств.

С человеческой точки зрения выученная беспомощность может проявляться как убеждение в том, что человек бессилен изменить свои обстоятельства, несмотря на усилия.

Эта вера может привести к  безнадежности и депрессии.

Работа Селигмана помогла нам понять, что раз этой  беспомощности можно научиться, значит от нее можно и отучиться.

Выученный оптимизм:

Селигман не остановился на открытии феномена выученной беспомощности.

Он также исследовал его противоположность: приобретенный оптимизм.

Благодаря обширным исследованиям он продемонстрировал, что людей можно научить развивать более оптимистичный взгляд на жизнь.

Этот оптимизм не означает слепого позитива; скорее, речь идет о развитии мышления, которое позволяет людям воспринимать неудачи как временные и изменчивые, тем самым повышая собственную устойчивость и мотивацию.

Работа Селигмана по наученному оптимизму показала, что, бросая вызов негативным моделям мышления и укрепляя веру в свою способность влиять на результаты, люди могут стать более эффективными в решении жизненных проблем.

Этот сдвиг в перспективе может привести к улучшению психического здоровья и общего благополучия.

Так возникла концепция эффективности в работах Селигмана.

Практическое применение:

Концепции выученной беспомощности и выученного оптимизма имеют практическое значение в различных аспектах жизни: от образования и бизнеса до личностного развития и психического здоровья.

Признавая выученную беспомощность и меняя ее, отдельные лица и организации могут способствовать   расширению прав и возможностей и повышению эффективности.

Например, в сфере образования учителя могут поощрять у учащихся стремление к развитию, подчеркивая, что интеллект и способности можно развивать посредством усилий в обучении.

На рабочем месте руководители могут способствовать формированию культуры устойчивости (резильентности), помогая сотрудникам рассматривать неудачи как возможности для роста и развития.

На личном уровне люди могут применять принципы приобретенного оптимизма, чтобы переосмыслить свое мышление и повысить свое психологическое благополучие.

Признавая, что неудачи – это не постоянные препятствия, а скорее возможности для роста, люди могут развить большую эмоциональную устойчивость и эффективность в достижении своих целей.

В заключение, работа Мартина Селигмана о выученной беспомощности и выученном оптимизме пролила свет на глубокое влияние наших убеждений и отношений на нашу жизнь.

Благодаря этим открытиям он показал нам, что мы можем перейти от состояния беспомощности к состоянию эффективности, бросая вызов негативным моделям мышления и укрепляя веру в нашу способность формировать свою судьбу.

Ссылки:

МЫ В СОЦСЕТЯХ