МОЗГ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ТАЙНЫ

ДЖОННИ МНЕМОНИК

ЖАНР: фантастика, киберпанк

РЕЖИССЁР: Роберт Лонго

СТРАНА: Канада, США

ГОД ВЫПУСКА: 1995

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 01:36:41

В РОЛЯХ:

ПРЕАМБУЛА

«Джо́нни-мнемо́ник» (англ. Johnny Mnemonic, более корректный перевод названия — «Джонни Мнемоник», где «Мнемоник» это т. н. «говорящее имя» — некое подобие фамилии главного героя или часть его имени с отсылкой на род его занятий) — фантастический фильм 1995 года, снятый Робертом Лонго по одноимённому рассказу Уильяма Гибсона. Сценарий к фильму написал сам Уильям Гибсон. Главную роль в фильме исполнил Киану Ривз. Он играет молодого курьера, чей мозг используется как контейнер для транспортировки ценной информации. Фильм, как и одноимённый рассказ, считается классическим произведением в жанре киберпанка; в нём демонстрируется типичный для жанра антиутопичный технократический мир, где власть корпораций и всепроникающие информационные технологии сочетаются с социальным расслоением, нищетой, преступностью.

Съёмки фильма велись преимущественно в Канаде — города Торонто и Монреаль исполнили роли Ньюарка и Пекина, тем не менее, в фильме заметны такие канадские достопримечательности, как вокзал Union Station в Торонто и монреальский мост Жака Картье.

Роль главы якудзы Такахаси в фильме сыграл знаменитый японский кинорежиссёр и актёр Такэси Китано. Японская версия фильма за счёт сцен с его участием на 11 минут длиннее американской.

СЮЖЕТ

2021 год. Мегакорпорации захватили власть, упразднив демократию. Создана всемирная информационная сеть. Человечество охвачено повальной болезнью — синдромом нервного истощения (NAS, «чёрная трясучка», ‘Black Shakes’). Важная и секретная информация передаётся с помощью специальных курьеров — мнемоников, которые могут записывать информацию в свою память благодаря имплантированным в мозг устройствам.

Главный герой, мнемоник Джонни Смит, не помнит своего детства и желает сделать операцию по удалению имплантата из мозга и восстановить память. Однако его агент Ральфи сообщает, что цена на операцию резко поднялась с 800 тыс. до 1,5 млн, и предлагает Джонни очередную высокооплачиваемую перевозку данных. В Пекине Джонни ожидает другой неприятный сюрприз: его поставщик смог найти устройство, всего лишь удваивающее объём его памяти с 80 ГБ до 160 Гб. В номере отеля он встречает группу явных новичков, предлагающих ему отвезти информацию размером в 320 ГБ в Ньюарк, штат Нью-Джерси. Джонни решается на смертельный риск превышения объёма памяти и записывает информацию в мозг. Если в течение нескольких дней не выгрузить информацию, то «синаптическая утечка» неминуемо убьёт носителя и необратимо повредит информацию. Один из заказчиков произвольно выбирает три кадра с телепередач и посылает их по факсу в Ньюарк. Эти три картинки в совокупности являются кодом к выгрузке информации, взломать такой код совершенно невозможно. Заказчики уничтожают исходный диск, но в этот момент в номер врывается отряд боевиков якудзы под предводительством Синдзи. Джонни выхватывает листок из факса, но Синдзи рассекает энергетическим лучом листок, у Джонни в руках остаётся только один кадр, с которым он и сбегает. Уцелевший заказчик сжигает третий кадр, но Синдзи отрубает ему руку, спасая тем самым второй кадр, и узнаёт от «предателя», что информацию ждут в Ньюарке.

Синдзи является к руководителю якудзы в Ньюарке Такахаси и сообщает ему, что группа учёных корпорации «Фармаком» украла некую ценную информацию, записав её в голову мнемоника Джонни, оригинал информации уничтожен. Синдзи получил приказ привезти голову мнемоника, замороженную в криокапсуле. Единственная дочь Такахаси недавно умерла от NAS. К нему является образ женщины, заявляющей, что учёные украли полные данные исследований и лечения NAS. Такахаси узнаёт, что образ принадлежит умершей Анне Кэлманн, создательнице «Фармакомп», перед смертью она создала копию своего разума в сети.

Избежав засады якудзы на месте встречи с Ральфи, разгневанный Джонни является к агенту, но его обезоруживают телохранители Ральфи, чтобы передать в руки Синдзи. Связанный Джонни пытается пойти на компромисс с Синдзи, но тот собирается буквально следовать приказу «Фармакома». Неожиданно к Джонни приходит на помощь телохранитель Джейн. Джонни предлагает ей 50 тыс., девушка и мнемоник сбегают, Cиндзи в гневе рассекает своим бичом Ральфи. На помощь героям приходит отряд (англ. Lo-Tek, то есть «низкие технологии», как противопоставление Hi-Tech, «высокие технологии») под предводительством Джей-Боуна. Лоу-теки — банда, занимающаяся взломом сетей и кражей информации.

Такахаси нанимает Карла по прозвищу Уличный Проповедник, тело которого буквально нашпиговано имплантатами. Джонни выходит в Сеть, где узнаёт, что его заказчики отправили пароль абоненту доктор Олком, а также что информация принадлежит «Фармакому» и по его следам идёт якудза. Джонни договаривается о встрече с представителем «Фармакома», не зная что под личиной представителя скрывается сам Такахаси. Внезапно у Джейн начинается приступ NAS, и Джонни относит её в больницу к Пауку. Паук предлагает Джонни извлечь имплантат («У тебя пропадут некоторые моторные функции и долговременная память»). Паук объясняет, что доктор Олком является сигналом тревоги для медицинского персонала (‘Allcome’ означает «явиться всем»), а информация, на самом деле предназначена для Паука и группы учёных, тайком борющихся с NAS. Джонни носит в памяти информацию о лекарстве против NAS и об исследованиях, «Фармакому» выгоднее лечить людей, чем избавить их от болезни. В палату врывается Уличный Проповедник. Паук успевает крикнуть, чтобы Джейн и Джонни шли к Джонсу. Карл подвергает Паука пыткам.

Герои являются к лотекам, которые представляют их Джонсу — дельфину, ставшему жертвой военных экспериментов, способному взламывать коды с помощью ультразвука. Якудза и Карл вторгаются на базу лотеков, но героям удаётся уничтожить захватчиков. Такахаси хочет отрубить голову Джонни, но Анна переубеждает его, умирающий Такахаси передает Джонни второй кадр. Джонс и Джонни взламывают код, третьей картинкой оказывается изображение самой Анны Кэлманн. Перед смертью она обращается к Джонни, её кибер-личность стирают из памяти. Лотеки передают информацию в Сеть. К Джонни неожиданно возвращается память о детстве, оказывается, что мать Джонни и Анна Кэлманн — это одно лицо. Он и Джейн смотрят на штаб-квартиру Фармаком, охваченную огнём.

РАЗБОР

«Джонни Мнемоник» – киберпанк из 90-х про НАС

3 января
4,7K прочитали
«– Костюмчик городской…
– Зачем он ему?
– Не знаю… здесь костюмы не носят.»

(«Джонни Мнемоник», 1995 г.)

Удивительно – как в далеких 80-х – 90-х представляли себе 2021 год: киберкорпорации, цифровые наркотики, гранж-стилистика, лазерные пистолеты, компьютерное гражданство, искусственные органы, киберпартизаны, нейровирусы – все так близко к нашему времени и совсем немного преувеличено, хотя – кто его знает…

И вот, когда-то – в 1995 году на киноэкраны вышел футуристический фильм от Роберта Лонго – «Джонни Мнемоник» – еще один из «предматричных» фильмов-предвестников будущей саги об «избранном»: так уж сложилось, что «Джонни Мнемоник» оказался прародителем первой «Матрицы» (The Matrix), созданный по мотивам антологии коротких рассказов и романа «Нейромант» (Neuromancer) от американо-канадского писателя-фантаста – Уильяма Гибсона (William Gibson).

Не будем с Вами вдаваться в детали, а давайте немного посмотрим на фильм, так сказать, со стороны:

Итак, 2021 год: зритель наблюдает за персонажем по имени Джонни – он обычный человек, но слегка «прокачанный» – в его голову имплантирован жесткий диск объемом 80 гигабайт, с возможностью максимального увеличения до 160 гигабайт – мда… сегодня этих цифр не хватит даже на операционную систему… Но для тех, кто играл и продолжает играть в Cyberpunk 2077 – данная «фича» очень знакома – не правда ли?

Так вот, у нашего героя Джонни очень специфическая профессия – он «Мнемоник» (в переводе с древнегреческого «Мнемоника» – искусство запоминания), и его основная задача – закачать и передать (выгрузить) данные от исполнителя к заказчику – что-то типа «оzоновского» посредника, только данные, как правило – нелегальные, а их цена настолько высока, – что Джонни рискует своей единственной головой – и все ради того, чтобы восстановить свои детские воспоминания, – а такая процедура стоит больших денег… Естественно, у Джонни есть и свой поставщик заказов в работе подобного рода– Ральфи в исполнении Удо Кира: он предлагает ему выполнить еще один – последний заказ, после чего Джонни получит солидное вознаграждение и сможет оплатить операцию по удалению импланта из своей головы и восстановлению памяти. Но, как говорится: «Ничто никогда не идет плану!» («Квант милосердия», 2008 г.), и Джонни загружает в свою голову гораздо больше по объему информации, чем он на то способен – аж целых 320 гигабайт – ну а куда деваться, раз и навстречу уже приехал и исполнители торопятся?!

И данные оказались не просто ценными, а бесценными – они содержали в себе информацию о лечении заболевания нервной системы у человека, которое поразило всю планету Земля – синдром нервного истощения (англ. NAS) или просто – «черная трясучка». Тут то и начинается самая настоящая «охота за головами» на Джонни, в которой принимают участие: мафия «Якудза», корпорация «Фармаком» и уличный проповедник. Единственные из могикан, которые помогают Джонни: телохранитель Джейн, банда «Лоу-теки» (киберпартизаны) и врач-ученый по кличке «Паук» – все персонажи пересекаются между собой в ходе сюжета, проявляют эмоциональную актерскую игру и, в целом, – у них это неплохо получается. Несмотря на то, что миром правит корпорация, – какой-никакой, а условный баланс в мире все-таки сохраняется. Такахаси – предводитель «Якудзы» и корпорации «Фармаком» в одном лице (в исполнении японского режиссера и актера Такеши Китано) – является как бы одним из топ-менеджеров подобного порядка вещей – он же станет и символом его конца.

Интересный момент, что все действие фильма происходит поздно вечером и ночью, в основном – в затемненных помещениях. Несмотря на значительный бюджет в 26 млн. долларов, – фильм получился хоть и в меру атмосферным, но слегка упрощенным для зрителя, а уж тем более – для фанатов творчества Гибсона, ведь неспроста для режиссера Роберта Лонго «Джонни Мнемоник» стал первым и последним полнометражным художественным фильмов в его фильмографии. Всему виной – незнание того: «Как вообще «это» снимать?». И все же японская версия фильма «Джонни Мнемоник», (которая чуть длиннее американской на целых 11 минут) – вышла более близкой к рассказам Гибсона, а дополнительные сцены детальнее раскрывали сюжет и мотивацию персонажей.

С точки зрения спецэффектов, большое впечатление на тот момент времени производила демонстрация работы интернета через призму виртуальной реальность, (кто смотрел фантастический триллер «Газонокосильщик» 1992 года, – тот поймет…). Музыкальный саундтрек тоже достаточно разнообразен – нагнетание опасности, экшена и трагизма можно отличить друг от друга, а трюки со взрывами автомобильных машин (которых сейчас так не хватает в современном кино) – выполнены на зрелищном уровне.

Так о чем же все-таки фильм «Джонни Мнемоник»: о противостоянии добра и зла, о кибертирании, о цифровом контроле, о неизвестном никому ранее заболевании, о расслоении общества на гибридов и людей, об информационных технологиях? – все так сильно становится похоже на НАСТОЯЩЕЕ – на НАС… не правда ли?

ОТЗЫВЫ

Отзыв: Фильм “Джонни Мнемоник” (1995) – 

Красивый, легкий для восприятия, фантастический фильм о непростом Мире (варианте) нашего будущего.
Достоинства: Один из немногих фильмов, который хочется посмотреть еще раз.
Недостатки: Реклама во время просмотра этого фильма, если она есть. 🙂
Это один из моих любимых фильмов.
Вот, как то поздно вечером случайно попал на него, лет восемнадцать назад, удачно, на самое начало, на ТВ канале без рекламы. И не смог оторваться. Просмотрел, забыв о времени. 🙂

Идея фильма. Сложно даже сказать, насколько нужно быть фантастом, чтобы выдумать такое, использовать мозг, в качестве огромной … флешки… И это, в 1995 году.

Великолепный актерский коллектив: молодой Киану Ривз (до “Матрицы” еще 4 года), Дина Мейер, Такеши Китано, Дольф Лундгрен.

А сам фильм остросюжетный, с элементами драмы, с захватывающими, и между тем, совершенно понятными спецэффектами. Сценарий раскручивается доходчиво и интересно.

Идея с Дельфином-проводником, в виртуальной реальности – вообще просто эксклюзив. 🙂 Похожих идей, с живыми животными, в фантастических фильмах (даже блокбастерах) не припомню.
Ладно, трансформеры-динозавры пусть будут исключением… :).

“Джонни Мнемоника” можно пересмотреть, приятно пересмотреть и хочется пересматривать.
Это классика видеофантастики, хорошего качества (особенно для 1995 года) и просто с уникальной идеей. Смотрел этот фильм уже раз семь, и не надоедает. 🙂

Всем, у кого появилось желание – приятного просмотра. Возраст зрителя 16+.

И удачи Всем.
Время использования 1 час 47 мин.
Общее впечатление Красивый, легкий для восприятия, фантастический фильм о непростом Мире (варианте) нашего будущего.
Моя оценка
5
Рекомендую друзьям ДА

МЫ В СОЦСЕТЯХ