ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

ПОСЛЕДНИЙ КИНОГЕРОЙ

ЖАНР: комедийный фантастический боевик

РЕЖИССЁР: Джон Мактирнан

СТРАНА: США

ГОД ВЫПУСКА: 1993

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 02:10:54

В РОЛЯХ:

СЮЖЕТ

Дэнни Мадиган — поклонник киношного полицейского Джека Слейтера, и постоянно пересматривает фильмы с его участием в кинотеатре, киномеханик которого Ник давно стал его другом. Однажды Ник пускает Дэнни посмотреть предварительный показ новой части «Джек Слейтер IV» режиссёра Франко Коломбо. Перед сеансом Ник рассказывает Дэнни о Золотом Билете, который ему подарил сам Гарри Гудини. Этот билет, по словам Гудини, должен был быть волшебным и позволять своему обладателю попасть внутрь фильма. Сам Ник никогда не решался проверить сказанное, боясь разрушить сказку, и — дарит его Дэнни, разделив на две половинки (посетителя и контрольную), и впускает Дэнни в зал; начинается фильм, а сам Ник вскоре засыпает в операторской.

Во время просмотра Дэнни оказывается в любимом фильме — в мире, где всё живёт по «законам жанра»: добро всегда побеждает зло, нет некрасивых девушек, а номера телефонов начинаются на 555, на что Слейтер резонно отвечает, что добавочно существуют коды регионов. Дэнни в восторге — он оказался в мире своей мечты рядом со своим героем. Зато сам Слейтер не разделяет его чувств: то, что Дэнни считает приключениями, для Джека — ежедневный риск, потери близких людей и давление глупого начальства. Дэнни безуспешно пытается доказать Слейтеру, что он — киноперсонаж, но помогает ему в борьбе с местным злодеем Бенедиктом, который убил дядю Слейтера, напал на дочь Слейтера в его квартире и унизил его. В ходе приключений они становятся друзьями, но Бенедикту неожиданно достаётся Золотой Билет, с помощью которого он попадает в реальный мир.

Преследуя Бенедикта, Дэнни и Слейтер также попадают в реальный мир. Бенедикт тем временем планирует вернуть из третьей части фильма о Джеке безумного убийцу Потрошителя (на чьём счету жизнь сына Джека, Бэнни), чтобы на премьере фильма «Джек Слейтер IV» его руками убрать играющего Джека в фильмах актёра Арнольда Шварценеггера и тем самым разделаться со Слейтером. Джек, вовремя заметив Потрошителя в зале, спасает своего «создателя» Арнольда Шварценеггера. Актёр, думая, что столкнулся со своим двойником, предлагает Джеку работу, однако Слейтер высказывает Шварценеггеру, что тот «приносит ему только боль».

Преследуя Потрошителя, Слейтер попадает в повторение ситуации из своего прошлого: Потрошитель сбрасывает с крыши Дэнни, а он не может этому помешать. Но Потрошитель погибает навсегда, а Слейтер, проявив реальный героизм, спасает удержавшегося на фонаре Дэнни. Однако Бенедикт успевает смертельно ранить Джека. Спасти Слейтера может только чудо, которое по сценарию всегда происходит с Героем Боевиков. Убитый метким выстрелом Джека, Бенедикт роняет Золотой Билет, который падает возле кинотеатра, где идёт фильм «Седьмая печать». Герой картины Смерть попадает в реальный мир. Дэнни перевозит смертельно раненого Слейтера в кинотеатр. Смерть оказывается там же, но не торопится забрать Слейтера с собой — его нет в её списках. Смерть подсказывает Дэнни найти корешок от потерянного Золотого Билета. Слейтер отправляется обратно в свой фильм, где быстро оправляется от ран и готовится к новым подвигам.

Почему "ПОСЛЕДНИЙ КИНОГЕРОЙ" (1993 г.) так сильно провалился в Америке и любим у нас?

К началу 1990-ых Арнольд Шварценеггер уже являлся одним из самых популярных актёров голливуда. Почти все его картины приносили большие кассовые сборы и были обожаемы как зрителями, так и критиками.
Но первый крупный провал в его карьере случился с комедийным боевиком “Последний киногерой” в 1993 году, и это стало большой неожиданностью для всех. Особенно для самого Арнольда, который до сих пор остро переживает неудачу этого фильма.
Я хочу рассказать вам как и почему картина “Последний киногерой” провалилась в Америке, хотя фильм определённо можно назвать очень хорошим.

У нас в стране этот комедийный боевик до сих пор имеет особую популярность и считается настоящей классикой из старых-добрых 1990-ых. Но в Америке дела с этим фильмом обстоят иначе. Не все знают, но это кино довольно громко провалилось в прокате в США. Но ладно бы только это.

“Последний киногерой” в год своего выхода имел просто разгромные отзывы от критиков и зрителей. Также он получил 6 номинаций на “Золотую малину”. И самое интересное, что спустя столько лет отношение к фильму за океаном не особо-то и поменялось. На сегодняшний день на киноресурсах “Rotten Tomatoes” и “Metacritic” фильм имеет оценки где-то на уровне 5 из 10.

Но почему “Последний киногерой” стал таким неоднозначным провалом? Попробуем разобраться.

Оригинальный сценарий фильма в 1991 году был написан Заком Пенном и Адамом Леффом, которые на тот момент учились ещё в колледже. Как и вся молодежь тех лет, два друга выросли на боевиках 1980-ых. Они знали все законы и клише жанра, и захотели всё это высмеять, при этом сохраняя серьёзность и жёсткие сцены внутри сценария. Пенн и Лефф, кстати. назвали его “Extremely violent” (“Чрезвычайно жестокий”).

Вскоре студия “Columbia Pictures” приобрела сценарий, сразу решив в нём сделать кардинальные изменения. Он был переписан, причём для этого пригласили мэтра того времени Шэйна Блэка. В итоге Пенн и Лефф оба были обозначены в титрах только как авторы сюжета, а не как авторы сценария. Им совершенно не понравился переписанный вариант, но они уже не могли ничего поделать с этим.

За свою работу Шэйн Блэк в итоге получил 1 млн долларов – огромный гонорар для сценариста, а сам проект сменил название на “Last action hero” (“Последний киногерой”).

РЕЦЕНЗИЯ

Задумка «Последнего киногероя» звучит чертовски амбициозно и крайне привлекательно: юный киноман и фанат боевиков попадает в почти фэнтезийный мир, целиком состоящий из штампов, свойственных этим самым боевикам. Из этого можно сложить большую масштабируемую франшизу, в которой реально сделать с полдесятка сиквелов, пару сериалов и какой-нибудь мультфильм, а то и бродвейский мюзикл. Последнее фильм, кстати, больше всего и напоминает: это такое шоу, в котором балом правит не реалистичность, а образность, выразительность и буйство фантазии.

По-настоящему выдающаяся сцена и одна из самых смешных — когда герой Шварценеггера, Джек Слейтер, изображает Гамлета, который на вечный вопрос «быть или не быть» отвечает — «НЕ БЫТЬ» и делает мега-эпичный взрыв. В ней вся суть идеи «Последнего киногероя»: это метамодерн до метамодерна. Остроумно закольцованные между собой мир кино и мир реальный, которые оказываются диаметрально противоположными версиями друг друга, но одновременно невозможными по отдельности.

Реальный мир скучен, а взрывы в нем уносят жизни реальных людей, а кино, с его смешными спецэффектами и прикуриванием сигары от фитиля динамита — это мир, в котором, если что-то взрывается, то это смешно и весело. Пацифистский настрой фильма отлично считывается: боевики — это то единственное место, в котором должно существовать насилие, не выходить за их пределы. Сама по себе идея «Последнего киногероя» — одна из лучших концепций в кино. Недаром в процессе написания сценария продюсеры позвали Шейна Блэка, одного из лучших авторов в Голливуде, умеющего остроумно обыграть довольно примитивный драматургический набор средств в жанре боевика. Он смог сделать забавный фильм, который смотрится как неплохое развлечение, если не включать мозг. Правильнее будет сказать, попытался, ведь в дело вступила…

КРИТИКА

Фильм в основном получил смешанные и негативные отзывы от критиков. На сайте Rotten Tomatoes, фильм получил 34 % одобрения на основе 47 рецензий, со средней оценкой 4,9/10. На Metacritic фильм имеет 44 баллов из 100 на основе 19 рецензий (4 положительных, 12 смешанных и 3 отрицательные). Аудитории, опрошенные CinemaScore, дали фильму средний класс «C +» на шкале A + to F. На сайте «Критиканство» фильм был оценён на 54 балла из 100.

МЫ В СОЦСЕТЯХ