ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

ЛАБИРИНТ ФАВНА

ЖАНР: ТЁМНОЕ ФЭНТЕЗИ, ДРАМА

РЕЖИССЁР: Гильермо дель Торо

СТРАНА: Испангия, Мексика

ГОД ВЫПУСКА: 2006

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 02:00:00

В РОЛЯХ:

ПРЕАМБУЛА

«Лабири́нт фа́вна» (исп. El laberinto del fauno) — испано-мексиканский драматический фильм в жанре тёмного фэнтези режиссёра Гильермо дель Торо, который также выступил сценаристом и одним из продюсеров кинокартины. 

Действие кинокартины происходит в Испании летом 1944 года, в ранний период деятельности франкистов, спустя пять лет после Гражданской войны. Повествование переплетает реальный мир с мифическим, главный объект которого — заброшенный лабиринт и таинственное существо — фавн, именно с ним знакомится главная героиня Офелия. Её отчим, капитан-фалангист Видаль, охотится на испанских маки, которые борются против франкистского режима, в то время как беременная мать Офелии всё больше заболевает. Офелия встречает нескольких странных волшебных существ, которые устравают ей своего рода серию испытаний. Работая над фантастическими персонажами фильма, создатели использовали и совмещали грим, методы аниматроники и CGI-эффекты для придания максимальной реалистичности на экране.

Дель Торо заявил, что считает эту историю притчей, вдохновлённой сказками. В кинокартине режиссёр рассматривает и продолжает темы, связанные с его более ранним фильмом «Хребет дьявола»[8], для которого, согласно комментарию дель Торо на DVD, «Лабиринт фавна» является духовным наследником. Оригинальное испанское название относится к фавнам римской мифологии, а английские, немецкие и французские названия ссылаются на подобное греческое божество — Пана. Тем не менее, дель Торо в одном из интервью отметил, что фавн в фильме Паном не является…

СЮЖЕТ

В предыстории фильма говорится о принцессе Муанне. Прельстившись рассказами о красоте подлунного мира, она сбежала из волшебной страны, потеряла дорогу назад и погибла. Однако её отец-король открыл множество потаённых дверей по всему миру и ждёт, когда его вновь родившаяся дочь вспомнит о своей семье и вернётся домой.

1944 год. Власть Франко утвердилась по всей Испании. Тем не менее, разрозненные группы партизан продолжают борьбу с диктатурой. Для их ликвидации правительство создаёт специальные карательные отряды. Капитан Видаль — глава одного из них. Он и его люди обосновались на старой мельнице в провинциальной глубинке. Видаль жесток, исполнителен и беспощаден ко всем, кроме собственных солдат и людей из светского общества, интересы которых он защищает. Главной его целью является поиск и уничтожение партизанских группировок в горах.

По требованию Видаля к нему приезжает его беременная жена Кармен и вместе с ней её дочь от первого брака — Офелия. Родной отец Офелии погиб на войне. Капитан Видаль удочерил девочку, но не пытался её полюбить. Он хочет только сына и ради этого готов терпеть рядом с собой чужого ребёнка.

В день прибытия в лагерь Видаля Офелия знакомится с его домработницей Мерседес и находит неподалёку от мельницы руины каменного лабиринта. Ночью к Офелии прилетает фея и уводит её в центр лабиринта. Там девочка встречает фавна — древнее магическое существо. Фавн сообщает Офелии, что на самом деле она принцесса Муанна из волшебной страны и что это её второе и последнее рождение в подлунном мире. До наступления полнолуния она может вернуться к своему отцу-королю, но для этого нужно пройти три испытания. На прощание фавн даёт Офелии волшебную книгу, которая должна направлять её.

Первое испытание — спасти зачахшую смоковницу от гигантской жабы, поселившейся в её корнях. Для этого Офелия должна скормить жабе три волшебных камешка.

На следующий день на мельнице планируется встреча важных гостей. Пока светское общество празднует, Офелия тайком сбегает из дома в лес. Волшебная книга указывает ей путь к смоковнице. Пробравшись сквозь трещину в стволе, Офелия уползает по грязному тоннелю к самым корням, где сталкивается с огромной жабой. Взяв одну из мокриц, девочка предлагает её жабе. Та слизывает мокрицу языком с ладони, а вместе с ней и три камешка. После этого жабу выворачивает наизнанку, и она изрыгает склизкую массу, в которой Офелия находит ключ.

В разгар праздника Офелия возвращается на мельницу вся в грязи. Кармен купает девочку в ванной, говорит, что девочка разочаровала её и капитана, и лишает её ужина. Оставшись одна, Офелия открывает волшебную книгу и на страницах проявляется картинка с текстом второго задания…

СКРЫТЫЙ СМЫСЛ

«Лабиринт Фавна» – это жуткая, страшная и захватывающая история о непростом для Испании времени. Мы переносимся в 1944 год – после окончания гражданской войны, во времена диктатуры Франко и жестоких гонений всех несогласных. Люди напуганы и скованы, обстановка гнетущая и неспокойная.

Картина являет собой переплетение двух линий повествований. Первая линия рассказывает нам о неспокойной обстановке в обществе и борьбе с режимом героических партизан, которые прячутся в окрестных лесах, и которым тайно помогают много позитивных персонажей. Вторая линия повествования полностью посвящена девочке-подростку Офелии, а именно ее фантазиям и мечтам.

Многие могут поразиться тому, что волшебный мир, в котором живет Офелия, может быть настолько жестоким. Но эта ее вымышленная реальность отталкивается от жестокой действительности. После просмотра картины никто вам не скажет, что посмотрел банальную сказку-фэнтези.

Если сравнивать сюжет с мрачными сказками (например, творчеством Гримм), то зритель увидит огромную разницу: в фильме режиссер просто «смакует» жуткие и кровавые сцены, в то время, когда во многих литературных произведениях страшные моменты проходят «вскользь» и на них не так обращается внимание.

Кинокартина поражает и завораживает зрителя: красивая местность, старый лабиринт, мрачное подземелье и жуткие существа. Величественный Фавн, Безликий – они выглядят очень натурально и страшно. Смотря на этих персонажей нет и намека на фальшь или «дешевку». Все это – результат огромной работы гримеров, костюмеров и декораторов, которую качественно дополнили удачной компьютерной графикой.

Невероятно, но актер Даг Джонс, играющий Бледного человека, целых четыре часа забирался в костюм, в котором еще и приходилось дышать через ноздри чудовища.

Вдохновение для создания картины дель Торо черпал из мрачных полотен Гойи…

Дзен. МНОГО СМЫСЛА

РЕЦЕНЗИЯ

От автора: Хорошее кино отличается тем, что отражает архетипические процессы, происходящие как в индивидуальной психике, так и в коллективном бессознательном.
“Лабиринт Фавна” – фильм, снятый в 2006 году мексиканским режиссером Гильермо дель Торо – один из таких.

 Атмосфера фильма мрачная, как и внутренняя картина травмы, полученной в результате вторжения в жизнь индивида хаоса и насилия.

  Офелия, десятилетняя девочка, приезжает вместе со своей беременной матерью в дом отчима, жестокого нацисткого капитана. И сразу же попадает в фантастический мир, где её ждут испытытния и награда – возвращение в качестве принцессы в своё королевство и воссоединение с “настоящим” отцом-королём. Такие фантазии об идеализированных родительских фигурах обычны для детей, чьи воспитатели были слишком далеки от идеала.

   Вокруг происходят зверства, льётся кровь, а Офелия в это время увлечена сказочной игрой. Для неё всего происходящего как бы нет, фантазии  анестезируют восприятие действительности.  Так детская психика реагирует на столкновение с угрожающей реальностью – с помощью диссоциации, т.е отщепления сознания от непереносимых переживаний и уход в мир фантазий. К такой защите склонны творческие дети, имеющие богатое воображение и повышенную восприимчивость.

  Её друг Фавн внешне непривлекателен, но он может предложить нечно лучшее, чем то, что окружает девочку. Он – парадоксальный архетипический защитник, дух диссоциации, демон Dis у Данте. Он помогает ребёнку выжить в жутких условиях, но цена его “услуг” высока – это контакт с собой и миром. Но в условиях войны приходится выбирать из двух зол меньшее. Ребёнок желает жить и делает выбор в пользу жизни, пусть даже такой ценой.

  В фантазиях и снах людей, перенсших абьюз или выросших в атмосфере безразличия и отсутвия поддержки, почти всегда присутствует подобный персонаж. Этот механизм прекрасно описан в работе Д. Калшеда “Внутренний мир травмы”.

  Становится немного не по себе, когда Офелия, будучи пойманной и запертой, в буквальном смысле кидается в объятия появившегося перед ней Фавна… Он единственный, на кого она может опереться. В этом заключена вся драма  травмированного ребёнка…

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

МЫ В СОЦСЕТЯХ