ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ

ГРАНЬ БУДУЩЕГО

ЖАНР: ФАНТАСТИЧЕСКИЙ БОЕВИК

РЕЖИССЁР: Даг Лайман

СТРАНА: США

ГОД ВЫПУСКА: 2014

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 02:01:00

В РОЛЯХ:

СЮЖЕТ

Действие фильма происходит в недалеком будущем. Земля подверглась нападению инопланетной расы (в репортажах СМИ пришельцы обозначены как «противник»; военные дают прозвище «мимики» (имитаторы)). Пришельцы успели захватить Западную и часть Центральной Европы. Армии государств объединяются — понимая, что иного шанса победить нет. Единственный успех в войне был одержан в битве при Вердене, благодаря использованию экзоскелетов. В одном из которых простой сержант Рита Вратаски (Эмили Блант) в одиночку уничтожила более ста мимиков, за что обрела мировое признание и получила прозвище «Ангел Вердена»; солдаты с уважением зовут её «Цельнометаллическая стерва» (англ. Full Metal Bitch), но этот вариант самой Вратаски не по душе.

Для набора новых рекрутов военными проводится грандиозная пиар-кампания «Ангела Вердена» в СМИ. Майор армии США Уильям Кейдж (Том Круз) просыпается в вертолёте, подлетающем к штабу Западного фронта в Лондоне. Он встречается с командующим фронтом генералом Бригхемом (Брендан Глисон). Тот объявляет, что Кейдж примет участие в готовящейся высадке в Нормандии. Майор Кейдж возражает, что он пресс-секретарь, штатский в душе и был отправлен с задачей проводить пиар-кампанию. Он пытается шантажировать генерала, но тот обвиняет Кейджа в дезертирстве и приказывает охране его арестовать. Кейдж пытается бежать, но его парализуют электрошоком.

Герой приходит в себя на военной базе в пригороде Лондона — Хитроу, где понимает, что его разжаловали в рядовые, и записали в группу, которая завтра десантируется в Нормандии. Во время первого боя Кейдж встречает Риту Вратаски, но та погибает, как и все вокруг. На Кейджа нападает необычный мимик голубого цвета. Понимая, что сил победить его недостаточно, Кейдж бросается к мине и подрывает себя вместе с противником. Кровь мимика касается Кейджа за миг до гибели.

Очнувшись на военной базе в Хитроу, Кейдж понимает, что не умер. При нём сохранились все его воспоминания, и он переживает данный день снова и снова, каждый раз погибая.

В очередной «жизни», когда он замечает и спасает Риту Вратаски, та бросает оружие и просит: «Найди меня, когда очнёшься!», чем его очень удивляет. Оказывается, Рита также переживала петлю времени, но потеряла такую способность после ранения с последующим переливанием крови. Рита поясняет, что способность управлять временем, «перезагружая» день, Кейдж получил от убитого мимика типа «Альфа».

Единственный, кто понимает Риту, доктор Картер (Ноа Тейлор) — в прошлом физик-микробиолог — поясняет: мимики представляют собой единую нейронную сеть, где рядовые жёлтые пришельцы являются обычными клетками, голубые Альфы выполняют роль нервных узлов, а «центром управления» является Омега, находящаяся далеко от поля боя. Рита рассказывает, что вскоре у Кейджа будут видения, в которых он увидит, где находится этот центр. Картер добавляет, что способность управлять временем делает мимиков непобедимыми противниками. Рита говорит Кейджу, что он должен найти и уничтожить мозговой центр мимиков — сделав то, что не успела сделать она в Вердене.

Вскоре Кейдж видит обещанное видение и понимает, что центр нейронной сети мимиков находится на дамбе где-то в Швейцарии. Ценой многочисленных повторений у Кейджа выходит туда добраться. Для этого он много тренируется. Рита объясняет ему, что передать эту способность другому человеку нельзя. Кейдж намекает на секс, говоря, что это может сработать, но Рита уверяет его, что проверяла этот метод, и он не работает…

КРИТИКА

Фильм крайне положительно оценён кинокритиками: его рейтинг на сайте Rotten Tomatoes составляет 91 % (средний балл — 7,5/10).

Джастин Чанг из Variety назвал «Грань будущего» хорошо исполненным научно-фантастическим триллером и сказал, что этот фильм является лучшей работой Дага Лаймана со времён «Идентификации Борна».

Тодд Маккарти, пишущий для The Hollywood Reporter, сказал, что фильм был «амбициозным научно-фантастическим боевиком», который «относительно игриво идет по знакомым боевым тропам». Маккарти отметил, что, несмотря на юмор, он нашел предпосылку временной петли «утомительной», а «последний отрезок становится резко неубедительным и визуально мрачным». Однако он также назвал эффекты «захватывающими, убедительными и жесткими».

Кеннет Туран из Los Angeles Times дал фильму положительную рецензию, посчитав его «умным, захватывающим и неожиданным, но не скупым на жанровое удовлетворение».

По мнению Владимира Болотина из «Российской газеты» фильм «Грань будущего» — это «хороший фантастический боевик, динамика которого просчитана так, чтобы интерес зрителя не пропал до самого финала».

РЕЦЕНЗИЯ

Недалекое будущее. Землю атакует раса инопланетян, приводящая в ужас своей свирепостью и быстротой. Мир на грани катастрофы, Европа полностью опустошена захватчиками, человечество готовится к решающему сражению, еще не зная, что оно обречено. Бывший рекламщик, а ныне пресс-атташе ВВС США Уильям Кейдж во время визита в Лондон вступает в конфликт с местным командующим, после чего из майоров «переквалифицируется» в рядовые и после дня муштры отправляется на зачистку Нормандии. В бою он погибает, но со смертью его история не заканчивается – Уильям возвращается в день предыдущий, чтобы снова пройти подготовку и отправиться в горнило битвы. В феномен такого «дня сурка» никто не верит, однако вскоре находятся люди, испытавшие подобный эффект. С помощью этой фантастической уловки человечество может переломить ход войны в свою пользу, правда, Кейджу придется за это умирать неоднократно.

Перед мировой премьерой картины «Грань будущего» режиссер Даг Лайман не устает повторять: дескать, его фильм в кои-то веки не ремейк, не экранизация комикса и не переосмысление старинного сюжета. Нет, по словам постановщика, лента – полностью оригинальное творение, нетривиальное и свежее. Что ж, закроем глаза на то, что в основе сценария все-таки лежит книга Хироси Сакурадзаки «Все, что тебе нужно, — это убивать», а от сравнений с «Днем сурка» и «Исходным кодом» никуда не убежать, откинемся на спинку кресла и попробуем получить от просмотра наслаждение.

А насладиться есть чем. Во-первых, режиссер Даг Лайман впервые со времен «Идентификации Борна» и «Мистера и миссис Смит» столь уверенно держится в седле, сказать, что «Грань» – это полностью его материал, это ничего не сказать. Удовольствие, которое Лайман получает от постановки, почти физически ощутимо, энергетика, льющаяся из кадра, заливает зрителя с головы до ног, серьезность (не путать с пафосностью) отношения к делу впечатляет. Такое кино хочется смотреть и смотреть, это тот редкий случай, когда на часы за время сеанса не хочется взглянуть ни разу.

Во-вторых, Том Круз приучил нас к тому, что каждое его кино – это если не шедевр, то произведение киноискусства очень высокого качества. И это настораживает с каждой новой премьерой – подспудно ожидаешь, что ну вот тут-то никакой Круз не спасет, провалится, не удержит. А он спасает, он тянет на себе все, до чего дотягивается, и не с мучительной миной на лице, а со своей фирменной улыбкой. Том – не просто актер высочайшего уровня, это настоящий мастодонт в науке выбора ролей. Он как мало кто понимает, за что берется, как делать то, что требуется от персонажа, что хотят видеть зрители и как себя выгоднее продать. Без всяких обиняков можно сказать: без Тома Круза никакой «Грани» не было бы, проект можно было бы списывать в утиль еще на этапе замысла. Круз играет легко и завораживает каким-то совершенно неприлично высоким для жанра блокбастера уровнем драматизма. Он действительно проживает жизни своего героя: от заносчивого высокомерного майора через испуганного салагу, впервые отправившегося на смерть, к настоящей машине смерти. Фантастическая работа, несомненно, подкупающая зрителя.

В-третьих, «Грань будущего» – это очень компактная, плотная, энергичная история. К фантастическим боевикам очень часто зрители предъявляют вполне обоснованные претензии, мол, большинство таких картин две трети хронометража копаются в предыстории, облепляют скелеты героев характерным мясом, придумывают мотивы, сочиняют проблемы, и лишь к финишу повествование набирает ход. «Грань» – полная противоположность этому. Огонь по всем целям начинается здесь с первых минут, дух захватывает с первых кадров, действие хватает за горло с первых слов героев и не отпускает до финальных титров. Впрочем, и после них выдохнуть непросто. При этом картина вовсе не ограничивается батальными сценами, есть здесь и оригинальная теория, откуда появился феномен героя Круза, есть необычная раса пришельцев, есть в конце концов особый взгляд на то, стоит ли продолжать борьбу, если можно раз за разом проживать свой «день сурка», находя в нем не только смерть, но и удовольствие. Думающий зритель найдет нечто большее, чем просто очередное «пиу-пиу».

Если и этого мало, то будьте готовы к фейерверку спецэффектов, достойных лучших образцов жанра, насладитесь грацией кошки и яростью пумы в исполнении Эмили Блант, получите удовольствие от небольших, но ярких ролей Билла Пэкстона и Брендона Глисона, окунитесь в мир компьютерных игр, с которыми некоторые сцены и эпизоды просто невозможно не сравнить. Лишь за три вещи можно не упрекнуть, но пожурить Лаймана: девушкам может не хватить романтики, но ведь это война, это неминуемая многократная смерть, поцелуев здесь ждать не приходится; настоящим знатокам временных парадоксов найдется над чем похмыкать и не составит труда указать на промахи в сценарии; ну а к финалу претензии предъявят едва ли не все – изувечил наши души век цинизма и постмодерновой жестокости, хеппи-энды уже не удовлетворяют.

По горячим следам очень сложно сказать, на какой полочке в пантеоне фантастического кино займет свое место «Грань будущего». Одно можно утверждать со всей определенностью: этому фильму уготовано большое будущее, его ожидает масса преданных поклонников, и, самое главное, картина дает надежду на то, что жанр жив. Он просто перерождается и снова бросается в бой.

ОТЗЫВЫ

Отзыв: Фильм “Грань будущего” (2014) – Отличный фантастический боевик с любимыми актёрами!
Достоинства: сюжет, актёры, спецэффеккты, детали, герои!
Недостатки: для меня их нет!
Здравствуйте, уважаемые пользователи и читатели сайта “Отзовик”!
Сегодня хотелось бы написать отзыв о фильме “Грань будущего”. На премьеру этого фильма ходила в кинотеатр, очень тогда понравился. Недавно вспомнила, решила пересмотреть. Тем более, отличный жанр: боевик и научная фантастика в одном флаконе, и любимые актёры: Том Круз и красотка Эмили Блант.

В фильме рассказывается история будущего, в котором инопланетяне нападают на нашу планету и уничтожают всё! Рушатся города, гибнут люди, противостоять им казалось бы, невозможно. И вот на фоне этих разрушений мы знакомимся с главным героем – майором Кейджем, роль которого и исполнил Том Круз. Он оказывается в самой гуще событий без какой бы то ни было подготовки, желания и обмундирования, чтобы воевать. Естественно, он практически сразу же погибает, но с ним происходят необычные события, которые позволяют проживать одно и то же изо дня в день. Вот такой вот адский день сурка! Но с каждым возвращением Кейдж становится умнее, жёстче, выносливее, смелее и продвигается к спасению планеты всё ближе и ближе. Во всём ему помогает сержант Рита Вратаски, роль которой и исполнила Эмили Блант. Замечательная актриса, её героиня получилась убедительной, очень крутой! Получился просто шикарный воинствующий дуэт. Слоганом фильма стала фраза – Живи. Умри. Повтори., что как нельзя лучше отражает всю суть фильма.

Считаю, что весь фильм на высоте! И то, как лихо закручен сюжет, и прорисовка деталей, одни инопланетные существа чего стоят, исполнение на высоком уровне, ошеломительные спецэффекты! Нравится, что главный герой героем не родился, он им стал уже по ходу повествования. Так сказать, из труса, заботящегося за свою шкуру, вырос настоящий мужик! Фильм смотрится с большим интересом, и даже вновь повторяющиеся действия никак не надоедают, каждый раз они смотрятся с новым акцентом, живо, интересно, естественно. Сцены боёв очень масштабные, такие, когда глаз радуется, дух захватывает. Зрелищный фильм получился, ничего не скажешь! Это прямо подарок для любителей хорошего кино, ну и для ценителей научной фантастики. Ну и, конечно же, не могу не вынести из этого фильма главную мысль, суть которой состоит в том, что неважно знать наперёд, что и как будет, ход истории поменять можно, если верить в победу и в свои силы! Это закономерная истина, которая встречается практически во всех хороших фильмах.

Отдельное спасибо хочу выразить за финальный саундтрек. Я помню, у меня шесть лет назад этот трек на повторе играл, теперь опять в ушах Love Me Again от John Newman.
Если, кто вдруг пропустил этот фильм – настоятельно рекомендую! Ну или может кто-то захочет, как и я вспомнить, какие шикарные фильмы в этом жанре иногда попадаются…
Всем спасибо за внимание к моему отзыву и до новых встреч в сети!

МЫ В СОЦСЕТЯХ