ПАРАДОКСЫ

ДОВОД

ЖАНР: боевик, триллер, фантастика

РЕЖИССЁР: Кристофер Нолан

СТРАНА: США

ГОД ВЫПУСКА: 2020

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 02:30:14

В РОЛЯХ:

ПРЕАМБУЛА

«Довод» (англ. Tenet — «Принцип») — научно-фантастический боевик с элементами триллера режиссёра и сценариста Кристофера Нолана. Фильм является совместным производством Великобритании и США. В главных ролях снялись Джон Дэвид ВашингтонРоберт ПаттинсонЭлизабет ДебикиДимпл КападияМайкл Кейн и Кеннет Брана. Героем фильма является секретный агент, который должен научиться управлять временем, чтобы обеспечить выживание человечества.

Съёмки начались в мае 2019 года и проходили в семи странах: ДанииЭстонииИндииИталииНорвегии, Великобритании и США.

Из-за пандемии COVID-19 дата премьеры трижды откладывалась. Компания Warner Bros. Pictures выпустила фильм в международный прокат 26 августа 2020 года, в американский прокат — 3 сентября 2020 года. Это первый голливудский блокбастер, вышедший в кинотеатрах после ограничений в связи с пандемией. В мировом прокате «Довод» собрал 363,6 млн долларов, что позволило ему занять пятое место в списке самых кассовых фильмов 2020 года.

«Довод» получил в основном положительные отзывы критиков, которые высоко оценили актёрскую игру, операторскую работу, саундтрек, монтаж, костюмы и режиссуру, хотя некоторые критиковали запутанный сюжет, равнодушный тон повествования и монтаж звука. Лауреат премий BAFTA и «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

СЮЖЕТ

Террористы захватывают Киевскую оперу. Внутрь театра, смешавшись с полицейским спецназом, вместе с некими наёмниками проникают агенты ЦРУ, среди которых «Протагонист»; они уводят «пассажира» — раскрытого коллегу и забирают странного вида «посылку», не похожую на известные образцы оружия. Здесь главный герой впервые наблюдает инверсию времени, когда замаскированный незнакомец спас его необычной пулей. Заметив пропажу «пассажира» и «посылки», наёмники пытают Протагониста, но он проглатывает капсулу с «ядом» и «просыпается» в некой секретной организации, где узнают друг друга по жесту со словом «довод» и пытаются предотвратить надвигающуюся катастрофу. Судьба «посылки» остаётся неизвестной, а бывшие товарищи героя, со слов вербовщика, погибли.

Сотрудница исследовательского центра приводит примеры технологии будущего, которая инвертирует энтропию предметов, заставляя их двигаться назад во времени. Отследив происхождение хранящейся в центре пули, Протагонист прибывает в Мумбаи, где знакомится с Нилом, который помогает выйти на Прийю. Она сообщает, что инверсией владеет русский олигарх Андрей Сатор, с которым установило связь будущее, и выводит на британскую разведку. В Лондоне представитель разведки предлагает использовать жену олигарха Кэтрин: работая оценщицей, она признала подлинной фальшивую картину, купленную её мужем (впоследствии выясняется, что сам Сатор знает об этом факте и манипулирует им, чтобы контролировать Кэт). Протагонист намеревается похитить спорную вещь, на пару с Нилом проникнув в одно из хранилищ-«фрипортов» в аэропорту Осло. Вместо картины герои находят «турникет» инверсии и двух противников — инвертированный нападает на Протагониста, «обычный» попытался убежать от Нила. Сорвав с беглеца маскировку, Нил отпускает его, обеспокоившись судьбой второго. Протагонист остановил инвертированного, но тот в буквальном смысле слова выскользнул из его рук.

Прийя подсказывает новый способ подобраться к Сатору: его целью при захвате оперы был плутоний, попавший в руки украинской службе безопасности и отправленный в Таллин. Протагонист встречается с Андреем и вступает в сделку с ним, подвергаясь опасности в лице его «правой руки» Волкова. Нил руководит засадой на конвой, Протагонист крадёт плутоний, но героев атакует инвертированная машина, в которой Сатор угрожает смертью Кэт. Протагонист приходит ей на помощь и сам попадает в заложники, Нил вызывает подмогу. Во фрипорте Таллина инвертированный Сатор допрашивает главного героя и стреляет в Кэт, затем к допросу подключается «обычный» Сатор. В здание врываются вооруженные люди во главе с Айвзом и Нил, оба Сатора скрываются в турникете. Герои инвертируются с Кэт, чтобы помочь ей излечиться от ранения. Протагонист устремляется в погоню за Сатором и терпит неудачу, угодив в дорожно-транспортное происшествие.

Главного героя вновь спасают, и перед ним постепенно раскрывается картина происходящего. «Плутонием» все называли последний элемент «алгоритма» — формулы по инвертированию энтропии мира, разработанной учёной будущего и выраженной в физической форме. Понимая все последствия своего изобретения, она разделила его на девять секций и спрятала их в прошлом, в разных уголках земного шара. Части формулы хранились по одной в каждой ядерной державе, но во времена крушения Советского Союза на родине Сатора, в засекреченном городе Стальск-12, случился некий инцидент, после которого Андрей был, будучи ещё подростком, нанят будущим разыскивать фрагменты алгоритма, за что периодически вознаграждался золотом. Со временем он собирает все компоненты и, двигаясь в прошлое после событий в Таллине, готовится передать алгоритм людям будущего, которые хотят развернуть время вспять для всей планеты, чтобы избежать катастрофического изменения климата (возможно, усугублённого солнечной активностью). Сатор планирует замуровать устройство в шахтах родного города и покончить с собой, задействовав «переключатель мертвеца»: получив сигнал об остановке его сердца, потомки вскроют закладку и инвертируют весь мир, что попутно уничтожит всё живое в прошлом, освободив место для них и для будущих поколений. Нил, Протагонист и Кэт, пробыв несколько дней в инверсии, перемещаются в Осло, чтобы «развернуться» через местный турникет. Снова проникая во фрипорт, главный герой видит, что теми неизвестными, с которыми столкнулись в прошлом Протагонист и Нил, был один и тот же человек — сам Протагонист…

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

ПремияКатегорияНоминантРезультат
«Оскар»Лучшая работа художника-постановщикаНейтан Кроули, Кэти ЛукасНоминация
Лучшие визуальные эффектыЭндрю Джексон, Дэвид Ли, Эндрю Локли, Скотт ФишерПобеда
«Золотой глобус»Лучшая музыка к фильмуЛюдвиг ЙоранссонНоминация
BAFTAЛучшие визуальные эффектыЭндрю Джексон, Эндрю Локли, Скотт ФишерПобеда
«Выбор критиков»Лучшая музыка к фильмуЛюдвиг ЙоранссонНоминация
Лучшая операторская работаХойте ван ХойтемаНоминация
Лучший монтажДженнифер ЛеймНоминация
Лучшая работа художника-постановщикаНейтан Кроули, Кэти ЛукасНоминация
Лучшие визуальные эффекты Победа
«Спутник»Лучший фильм — драма Номинация
Лучшая музыка к фильмуЛюдвиг ЙоранссонНоминация
Лучшая операторская работаХойте ван ХойтемаНоминация
Лучший звукУилли Д. Бертон, Ричард Кинг, Кевин О’Коннелл, Гари РиззоНоминация
Лучшие визуальные эффектыЭндрю Джексон, Скотт ФишерПобеда
«Сатурн»Лучший научно-фантастический фильм Номинация
Лучший режиссёрКристофер НоланНоминация
Лучшая мужская рольДжон Дэвид ВашингтонПобеда
Лучшая мужская роль второго планаРоберт ПаттинсонНоминация
Лучший сценарийКристофер НоланНоминация
Лучшая музыка к фильмуЛюдвиг ЙоранссонНоминация
Лучший монтажДженнифер ЛеймНоминация
Лучшая работа художника-постановщикаНейтан КроулиНоминация
Лучшие визуальные эффектыЭндрю Джексон, Эндрю Локли, Скотт Фишер, Майк ЧемберсНоминация

Миром ум уморим: обзор фильма «Довод» 

Масштабный шпионский триллер Кристофера Нолана, который эффектно поворачивает время в обратную сторону.

3 сентября в прокат выходит «Довод» Кристофера Нолана — шпионский триллер о бывшем агенте ЦРУ, который ввязывается в интриги новой Холодной войны. Только соперник теперь — не Советский блок, а люди, которые с помощью специального устройства поворачивают время вспять и хотят уничтожить всё человечество.

Мы уже посмотрели фильм, и теперь делимся впечатлениями. «Довод» оказался далеко не тем заумным таинственным кино, которым его рисует пиар-кампания. В первую очередь, это очень эффектный экшен, а уже потом конспирологический триллер с нелинейным таймлайном.

Кристофер Нолан — режиссёр, который больше других, пожалуй, страдает от странного и не совсем корректного позиционирования. Мол, его фильмы «интеллектуальные», сложные: вон, посмотрите, даже Роберт Паттинсон не понял сюжет «Довода». А он в нём, вообще-то, снимался!

В случае «Довода» к этому прибавляется ещё и таинственная аура вокруг производства картины, маркетинговая кампания, не раскрывающая почти никаких деталей. В конце концов, первые рецензии, в которых критики объявили центральный концепт фильма — инверсию времени — «неописуемой». В буквальном смысле — той, которую невозможно описать словами при всём желании.

На самом же деле последнее — правда лишь отчасти. Да, то, как идея с инверсией времени отражена пластически — в хореографии грандиозных экшен-сцен с пулями, возвращающимися в дуло пистолета и машинами, собирающимися из разрушенного состояния обратно в целое — действительно трудно сформулировать литературно.

Но не потому, что это очень сложно или заумно. Просто сам центральный концепт «Довода» — не текстовый и не смысловой. Он визуальный и потому имеет смысл только когда его воплощают кинематографически.

При этом сам сюжет объяснить как раз очень легко — если откинуть все детали и оставить лишь фабульную основу (а детали мы здесь раскрывать не будем, потому что любая из них может оказаться спойлером). Это никакой не сложносочинённый «Детонатор» Шейна Каррута, который не поймёшь без стопки запутанных таблиц и графиков.

«Довод», напротив, — из тех концептуальных картин, которые люди в бытовых разговорах описывают простейшими конструкциями вроде «ну это фильм, где то-то и то-то».

«Смотрел фильм, где эти, как их, по снам путешествуют?». «А, это от режиссёра, который снял ещё тот, про фокусников?». Нолан в принципе — автор больших концептов: люди, чувства и какие-либо социальные тенденции его интересуют мало.

Даже условный «Интерстеллар», который любят хулить за пространные рассуждения о любви, на самом деле фильм, собранный из всё тех же броских идей. Вот здесь планета, где время идёт не так, как мы привыкли, а вот тут четырёхмерное пространство, которое сложно представить рационально, но, спасибо магии кино, всё равно можно увидеть.

«Довод» (как и, кстати, «Начало») — один такой большой концепт. Фильм-палиндром, который мог существовать только в формате кино и не имел бы смысла в любом другом медиуме. Больше других последних работ Нолана он демонстрирует важную черту режиссёра. Нолан — не философ, не психолог и не ядерный физик, и никогда ими быть не пытался.

Он визионер — причём настоящий, а не из тех, кого в эту категорию записали за «красивенькие» кадры и глянцевую постановку. Он человек, который мыслит в первую очередь визуально, у которого сценарий и герои работают на кинематографию, а не наоборот…

1) Смысл Tenet

Название Tenet было выбрано не просто так. Оно так же инвертировано и означает число 10, то есть Ten с одной стороны и Ten с другой – у обеих Ten буква E – это середина. Взято это слово из древнего палиндрома. На нем была написана фраза sator arepo tenet opera rotas. Получается такой квадрат, а особенность фразы заключается в том, что она читается одинаково с разных стороны – слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

2) Как взаимосвязаны энтропия и инверсия?

Энтропия и инверсия в фильме играют главную роль. Проще говоря, энтропия – это количество информации, которое необходимо для описания системы. Со временем энтропия увеличивается, как бы давая понять, что мир идет из прошлого в будущее, но энтропию также можно инвертировать, то есть будущее будет идти в прошлое. Простой пример можно заключить в разбитом предмете. Если применить на него инвертирование, то разбитый предмет начнет образовываться обратно и станет цельным. С научной точки зрения обратная энтропия в реальной жизни возможно, но вероятность ее возникновения близится к нулю.

3) Что произошло в финале?

В финале фильма Нил прошел через турникет, чтобы вернуться назад во времени. Одна его версия села в машину и пыталась предупредить протагониста об опасности в туннеле, а другая уже в самом туннеле максимально быстро отперла дверь и приняла пулю.

Отзыв: Фильм “Довод” (2020) – Сложный в понимании фильм, который необходимо именно прочувствовать
Достоинства: Игра актëров, сюжет, атмосфера, держит в напряжении, сцены с минимальным использованием спецэффектов✅
Недостатки: Сложный в понимании (некоторым может не понравиться)❌
Всем доброго времени суток, друзья!)

Фильм “Довод” – это фантастический боевик от легендарного Кристофера Нолана, рассказывающий о агенте ЦРУ, который спасает американскую вип персону. В результате операции, он попадает в плен и глотает таблетку с цианидом. Очнувшись он узнает, что это была проверка, которую он успешно прошел, и теперь у него новое задание. Он знакомится с новой технологией, которая способна разворачивать движение предмета во времени вспять. В мире все больше и больше появляется оружий с данными признаками. Так же теперь грядет третья мировая война, которую он должен предотвратить.

Фильм достаточно долгий, его продолжительность состовляет 2.5 часа, поэтому важно переключать внимание от экшена, к раскрытию историй персонажей, что бы фильм смотрелся диномично и интересно. Я считаю, что с этой задачей сценаристы благополучно справился. Снят фильм просто шикарно, присутствует множество экшен сцен, причм без использования, или с минимальным количеством спецэффектов, что так же придат необычную и интересную атмосферу фильму.

Собран интересный каст из актеров, и игра у всех на уровне, никаких притензий. Впечатления от фильма неоднозначные, финал оставляет много загадок и не расскрытых деталей, словно коробка с пазлами. И лишь через некоторое время, обдумав финал, я его наконец – то его понял, но возможно и не до конца.

Подводя итоги скажу, что фильм реальной классный, лично в моем списке он смело может занять место самого лучшего фильма 2020 года. До шедевра фильм конечно же не дотягивает, но посмотреть его точно стоит. Я бы возможно как – нибудь пересмотрел, и может даже нашел бы для себя что – то новое. Всем желаю приятного просмотра!)
Время использования 1 раз
Общее впечатление Сложный в понимании фильм, который необходимо именно прочувствовать

МЫ В СОЦСЕТЯХ