ГОСПОДИН НИКТО
ЖАНР: драма фантастика мелодрама
РЕЖИССЁР: Жако Ван Дормаль
СТРАНА: Канада Франция Бельгия Германия
ГОД ВЫПУСКА: 2009
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 02:21:00
В РОЛЯХ:
- Джаред Лето — Немо Никто/Немо Никто в 118 лет
- Диана Крюгер — Анна
- Сара Полли — Элиза
- Фам Линь Дан — Джин
- Рис Иванс — отец Немо
- Наташа Литтл — мама Немо
- Тоби Регбо — Немо (15 лет)
- Джуно Темпл — Анна (15 лет)
- Клер Стоун — Элиза (15 лет)
- Одри Джакомини — Джин (15 лет)
- Томас Бирн — Немо (9 лет)
- Дэниел Мейс — журналист
- Майкл Райли — Гарри
- Аллан Кордюнер — доктор Фельдхейм
ПРЕАМБУЛА
«Господин Никто» (англ. Mr. Nobody) — фильм режиссёра Жако Ван Дормаля, вышедший в 2009 году и рассказывающий о судьбе и многих возможных её вариантах главного героя картины Немо Никто.
Немо просыпается в отдалённом будущем в возрасте 118 лет и пытается вспомнить факты своей биографии. Он рассказывает о своей жизни как о множестве параллельных настоящих жизней, которые он прожил. Являясь коллекцией всевозможных идей, этот фильм, по словам режиссёра, задаёт вопросы, но не даёт ответов — именно это было основой фильма[3]. Главная же проблема заключается в том, что каждый человек вынужден делать выбор, и не бывает правильного или неправильного выбора. Даже, казалось бы, самое неудачное решение может привести к очень счастливым последствиям — и наоборот.
Теглайн: Всё возможно, пока не сделан выбор.
СЮЖЕТ
2092 год. Главный герой, называющий себя Немо Никто (англ. Nemo Nobody) — 118-летний старик, последний смертный человек на Земле. Дни, оставшиеся до его кончины, стали объектом реалити-шоу и транслируются для бессмертного населения планеты. Вокруг — люди, чьи клетки обновляются искусственно, тем самым предотвращая старение. Они бессмертны.
Для меня было важным то, чтобы главный герой оказался последним из смертных. Так, чтобы он оказался в окружении бессмертных… Меня особенно привлекала идея контраста между бессмертными, которые не должны больше заниматься собственным воспроизводством и которые не ведают больше ни секса, ни любви, и пожилым человеком, который только и делает, что говорит о любви. Тут обязательно возникает вопрос, что лучше: быть бессмертным и не знать секса или все-таки остаться смертным, но испытывать такие радости.
— Интервью режиссёра Жако Ван Дормаля
Сам Немо утверждает, что ничего не помнит о своем прошлом, но психиатр и тайком пробравшийся в палату к господину Никто журналист вытягивают из него подробности его жизни, все больше и больше запутывая себя и зрителя. Весь фильм представляет собой хаотические обрывки воспоминаний господина Никто, из которых складывается несколько взаимоисключающих историй его жизни. Непонятно, какие из воспоминаний реальны, а какие — просто возможное развитие жизни Немо, которое так и не произошло.
Сюжет фильма имеет древовидную структуру, то есть начиная с момента рождения главного героя, зрителю показывают многие из возможных вариантов развития его жизни, которые в целом образуют несколько «ответвлений».
КРИТИКА
… Костюмы и оформление фильма впечатляют и дают всевозможным линиям сюжета свой доминирующий цвет… Хотя всё хорошо написано и инсценировано и также весьма остроумно и многозначительно, отдельные сцены редко вписываются в общую картину фильма.
— Variety
… как и «Бенджамин Баттон», фильм рассматривает очень серьёзные концепции, такие как бесчисленное количество возможностей, которые предлагает человеческая жизнь герою Немо Никто от 0 до 118 лет, через разные варианты жизни, основанные на его выборе. Это англоязычное произведение с большим бюджетом, показывает, что европейцы могут конкурировать в жанре sci-fi, где важна большая прибыль.
— Hollywood Reporter
НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ
Фильм получил четыре награды и был номинирован ещё на три:
- Награды
Международный кинофестиваль в Каталонии | 2009 | Лучший грим |
Международный кинофестиваль в Стокгольме | 2009 | Лучшая операторская работа |
Венецианский международный кинофестиваль | 2009 | «Золотая Озелла» за выдающийся технический вклад |
Награда «Biografilm» |
ПОДРОБНЫЙ РАЗБОР
Фильм «Господин Никто» (2009) режиссера Жако Ван Дормеля за десять лет производства стал главной надеждой авторского европейского кинематографа, но в итоге эта лента произвела неоднозначное впечатление. Одни увидели в фильме лишь пустой пафос вечных вопросов без попытки внятного ответа на них, для других же фильм стал откровением и позволил по-новому взглянуть на свою жизнь.
Давайте разберем философию этого фильма и посмотрим, что он действительно хочет нам сказать (со всеми спойлерами).
Сюжет
Главный герой Господин Немо (или Никто) очнулся в недалеком будущем. Ему 118 лет, и он последний смертный человек на Земле, за последними днями жизни которого наблюдают телезрители. Все остальные люди бессмертны, поскольку их клетки искусственно обновляются.
Платон
Фильм начинается с пролога, в котором нам рассказывают, что до рождения человек знает всю свою жизнь. Но перед самым рождением ангел прикасается к губам ребенка, и он все забывает.
Это напрямую отсылает нас к идее древнегреческого философа Платона. Он считал, что человеческая душа бессмертна и обладает всей полнотой истины о мире. Но перед тем, как воплотиться в теле, она выпивает из реки забвения Леты. И все, что мы делаем в своей земной жизни – «вспоминаем» знания, которые у нас уже есть. Кстати, в фильме есть сцена, где дети погружаются в воду, как раз отсылая нас к этому сюжету.
Особенность главного героя в том, что ангел не прикоснулся к нему, и он не потерял свое знание. Поэтому он единственный человек, который может вспомнить будущее, так как оно для него уже известно.
Детерминизм
Первое, что приходит в голову при просмотре этого фильма – идея детерминизма. Это такая концепция, которая говорит о существовании единой причинно-следственной связи. Детерминизм предполагает, что если рассчитать положение всех частиц в мире, то мы будем знать как прошлое, так и будущее. На этой идее построен сериал «Разрабы» режиссера Алекса Гарленда.
Но в «Господине Никто» нет никакой предопределенности. В фильме мир представлен как набор бесконечно множащихся случайностей, взаимосвязь которых объясняется «эффектом бабочки».
Эффект бабочки
«Эффект бабочки» сформулировал американский математик и метеоролог Эдвард Лоренц (1917-2008). Это свойство хаотической системы, в которой любое мельчайшее изменение может привести к глобальным последствиям. Например, бабочка, махнувшая крылом в Америке, может привести к торнадо в Индонезии.
На протяжении всего фильма мы видим «эффект бабочки» в действии: то яичная скорлупа приводит к трагедии, то плохие шнурки не дают ребенку добежать до мамы, то переваренное яйцо ведет к дождю, который смывает номер телефона, записанный на листке бумаги.
Нам постоянно показывают, как любая случайность может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Так, если бы ветер не сорвал листок с дерева и не оставил его на тротуаре, то отец главного героя не поскользнулся бы на нем и не познакомился с мамой героя.
Но что тогда делать человеку в мире, полном случайностей? Выбирать…