Клиффорд Саймак

Кли́ффорд До́нальд Са́ймак (Clifford Donald Simak, правильное произношение фамилии: Си́мак3 августа 1904 годаМилвиллВисконсинСША — 25 апреля 1988 годаМиннеаполисМиннесотаСША) — американский писатель в жанре научной фантастики и фэнтезижурналист, считается одним из основателей современной американской фантастики. В силу распространённого заблуждения, книги этого автора в переводе на русский язык неизменно издавались под именем Саймак — именно под этим «псевдонимом» он известен русскоязычным читателям.

Впрочем, заблуждение советских переводчиков до определённого времени разделяли и американцы, например Айзек Азимов, писавший в предисловии к одному из рассказов Саймака:

Мне не доводилось ни произносить, ни слышать его фамилии, произнесённой вслух. (Когда мы всё же встретились, я назвал его Клифф). В результате, по какой-то причине, я полагал, что «i» в его фамилии — долгая, и всегда считал, что он САЙмак. В действительности же «i» краткая, а он — СИМак. Возможно, это покажется мелочью, но меня всегда раздражало, когда кто-то коверкал мою фамилию, и мне следует быть в равной степени аккуратным с чужими.

Клиффорд Дональд Симак родился 3 августа 1904 года в городе Милвилле (штат Висконсин) в семье Джона Льюиса Симака и Маргарет Симак (урождённой Уайзмен (Wiseman)). Дед по отцовской линии был выходцем из Богемии по фамилии Шимак (Šimák).

13 апреля 1929 года женился на Агнес Каченберг; у них родилось двое детей — Ричард Скотт и Шелли Эллен.

Изучал журналистику в Университете штата Висконсин в Мадисоне.

Работал в различных газетах, пока не подписал контракт с «Minneapolis Star and Tribune», где проработал с 1939 года вплоть до ухода на пенсию в 1976 году. Здесь с начала 1949 года он исполнял обязанности редактора отдела новостей газеты «Minneapolis Star»; а с начала 1961 года — координатора научно-популярной серии «Minneapolis Tribune».

Первым в журналы в начале 1931 года был послан рассказ «Кубы Ганимеда». Он был принят к публикации в журнале «Amazing Stories», но она не состоялась; и по требованию автора в 1935 году ему вернули потрёпанную рукопись рассказа с формулировкой «устаревший». Симак посчитал это абсурдом, но отметил типичную для своих ранних вещей слабость. «Кубы Ганимеда» так никогда и не были опубликованы.

Дебютировал писатель в том же 1931 году, в декабрьском выпуске журнала «Wonder Stories», c рассказом «Мир красного солнца».

Оставил писательскую деятельность в 1933 году. Единственной опубликованной научно-фантастической работой за четыре последовавших с дебюта года стал рассказ «Создатель» (1935), представлявший собой историю с религиозным подтекстом, что было редкостью для научно-фантастического жанра того времени. Это был один из первых в мировой НФ рациональных вариантов объяснения сотворения Вселенной демиургом.

В ранний период творчества Симак также писал рассказы о войне и вестерны.

В конце 1930-х годов он возобновил сотрудничество с Джоном Кэмпбеллом, редактором журнала «Astounding Science Fiction». Вскоре Симак стал одним из ведущих авторов «Золотого века научной фантастики» (1938—1950). Его первые работы в это время (такие как «Космические инженеры» (1939)) были написаны в традициях «твёрдой» научной фантастики, но потом Симак создал свой собственный стиль, который часто называют «мягким» и «пасторальным». Он воспевал тему мирного контакта с «братьями по разуму» и духовной общности различных цивилизаций во Вселенной. Типичных пришельцев Симака можно было с большей вероятностью представить сидящими с пивом где-нибудь в сельском Висконсине, нежели завоёвывающими Землю. Его творчество было проникнуто идеей «Галактической Школы», куда человечество вступает на положении «первоклассника»; и на дальнейшие перспективы развития человеческой цивилизации автор смотрел в целом оптимистично. Во многих произведениях автор обращался к темам параллельного мира (например, в романах «Город», «Кольцо вокруг Солнца», «Исчадия разума»), путешествий во времени (в романах «Что может быть проще времени?», «Мастодония», «Магистраль вечности»), продления человеческой жизни и бессмертия (роман «Зачем их звать обратно с небес?», рассказы «Утраченная вечность», «Второе детство»), разумных растений (роман «Вся плоть — трава», рассказы «Страшилища», «Зелёный мальчик-с-пальчик», «Когда в доме одиноко»).

Клиффорд Саймак был одним из ведущих американских писателей научной фантастики XX века. Его вклад в развитие этого жанра был значительным и оказал влияние на многих последующих авторов.

Одной из основных особенностей творчества Саймака было его умение сочетать научно-фантастические и философские идеи. В его произведениях часто затрагивались вопросы о природе человеческой сущности, морали, религии и смысле жизни. Он использовал научно-фантастические сюжеты и миры, чтобы исследовать эти глубокие темы и вызвать у читателей размышления.

Саймак также известен своими интеллектуальными и философскими подходами к научной фантастике. Он не только создавал увлекательные и захватывающие истории, но и предлагал новые идеи и концепции. Его произведения часто вызывали дискуссии и споры среди читателей и критиков, что способствовало развитию и расширению жанра.

Кроме того, Саймак был одним из первых авторов, кто активно использовал тему взаимодействия человека с искусственным интеллектом и роботами. Его романы “Город” и “Все живое” стали классикой научной фантастики и внесли значительный вклад в развитие этой темы.

В целом, вклад Клиффорда Саймака в развитие американской фантастики заключается в его философском подходе к жанру, использовании научно-фантастических сюжетов для исследования глубоких тем, а также в его вкладе в развитие темы взаимодействия человека с искусственным интеллектом и роботами.

Творчество Клиффорда Саймака отличается оригинальностью и глубиной тематики. Он часто затрагивает вопросы, связанные с человеческой природой, моралью, этикой и смыслом жизни. В его произведениях можно найти философские размышления и глубокие мысли о сущности человека и его месте во Вселенной.

Одной из основных тем, которую Клиффорд Саймак исследует в своих произведениях, является взаимодействие человека с технологией и наукообразными существами. Он задает вопросы о том, как технология может изменить нашу жизнь и влиять на наши ценности и моральные установки. В его романе “Город” главный герой оказывается в будущем, где люди живут в городах, полностью контролируемых компьютерами. Это вызывает у него вопросы о свободе воли и значении человеческого существования.

Еще одной важной темой в творчестве Саймака является взаимодействие человека с другими формами жизни. Он исследует вопросы о том, как мы взаимодействуем с инопланетными цивилизациями и какие могут быть последствия таких контактов. В романе “Путь” главный герой обнаруживает способность общаться с животными и становится своего рода посредником между людьми и животным миром. Это позволяет ему увидеть мир с новой перспективы и задуматься о нашей роли в природе.

Стиль письма Клиффорда Саймака отличается простотой и ясностью. Он использует простой язык и простые сюжеты, чтобы передать сложные идеи и философские размышления. Его произведения часто имеют медитативный характер, заставляя читателя задуматься о глубинных вопросах и проблемах, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни.

Таким образом, творчество Клиффорда Саймака отличается оригинальной тематикой и глубокими философскими размышлениями. Его произведения позволяют нам задуматься о смысле жизни, нашей роли во Вселенной и взаимодействии с другими формами жизни. Стиль его письма прост и ясен, что делает его работы доступными и понятными для широкой аудитории.