ЗОМБИ
Зо́мби (англ. zombie, гаит. креольск. zonbi, северный мбунду nzumbe) — мистический архетипический персонаж современной массовой культуры. Под зомби понимается оживлённый труп или зомбированный живой человек — полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам. В переносном смысле слово может означать одержимого человека, который находится под сильным влиянием каких-либо убеждений, увлечений или деструктивного культа.
Термин «зомби» прочно связан с вуду — магической практикой жителей островов Карибского бассейна (Гаити, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Куба). Корни Вуду уходят в Западную Африку (Бенин), откуда привозились на Гаити рабы.
Происхождение самого понятия «зомби» остаётся до конца неясным. Оно попало на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Нигерия). Точное происхождение слова неизвестно до сих пор. По одной версии — это искажённое «нзамби», что на африканских языках банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизменённое западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного чёрного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости.
Сам образ же восходит к западноафриканским религиозным культам вуду, культивирующим представления о могущественных колдунах, способных воскрешать умерших людей и обращать их в рабство. Прообразами зомби в японской мифологии, возможно, стали духи бусо, поедающие человеческую плоть, которые возникают из людей, умерших от голода. Они рыщут по тёмным ночным улицам в поисках своих жертв, практически лишены интеллекта, способны думать только о еде и выглядят как начинающие разлагаться трупы.
Первое упоминание слова «зомби» в англоязычной литературе относится к 1929 году. Именно тогда известный репортёр «Нью-Йорк Таймс» Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», вышедшей в серии «Путешествие не вставая с кресла». В «Острове магии» Сибрук описал свою жизнь на Гаити вообще и отдельно — в гаитянских джунглях в доме Маман Сели, знаменитой колдуньи. Благодаря её доверию Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал вуду как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырёх частей, магии посвящена лишь одна. Она называется «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника» и посвящена преимущественно зомбированию.
В течение года книга породила в Америке всплеск интереса к зомби. Уже в 1932-м продюсерская компания Виктора Гальперина выпускает полнометражный фильм «Белый зомби» с Белой Лугоши в главной роли, действие которого происходит на Гаити и где повелителем страшных, потерявших волю и разум существ, работающих на плантациях тростника, является белый господин со светскими манерами.
Успех «Белого зомби» открыл неизведанную — и прибыльную — территорию для сценаристов ужастиков категории Б. В течение нескольких лет было снято с десяток фильмов о зловещих жрецах вуду, превращающих в зомби чернокожих мужчин и белых женщин. Даже когда страх перед эмигрантами уступил место страху перед коммунистами и нацистами, зомби не исчезли с экранов: квазисоветские шпионы в «Короле зомби» (1941) и бывшие нацистские доктора в «Мести зомби» (1943) с помощью старых заклинаний и новой радиации стали создавать армии ходячих мертвецов для захвата Соединённых Штатов. Со временем у кинозомби оставалось всё меньше связей с их гаитянским происхождением и всё больше — с актуальными угрозами человечеству. Хотя в массовом сознании они по-прежнему ассоциировались с неким колдовством, оно стремительно теряло силу. Несмотря на это, кинематографисты продолжали эксплуатировать зомби во всех мыслимых жанрах, включая комедии и триллеры и в итоге превратили ходячих мертвецов в ходячую пародию. После фильма Эда Вуда «План 9 из открытого космоса» (1959), в котором уже инопланетяне управляли зомби, стало ясно: образ подвластных чужой воле покойников исчерпал себя.
Изображение живых мертвецов в современной культуре опирается на богатую литературную традицию, в том числе такие книги, как «Герберт Уэст — реаниматор» Говарда Филлипса Лавкрафта, «Франкенштейн» Мэри Шелли и «Я — легенда» Ричарда Мэтисона. Тем не менее, современный архетип зомби — неразумных, но целеустремлённых воскресших мертвецов-людоедов, действующих, как правило, большими группами — был во многом определён фильмом Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» (хотя термин «зомби» в нём не используется). В последующие годы фильмы и книги о зомби выделились в самостоятельные поджанры фильмов ужасов и литературы ужасов, как правило, повествуя о крушении человеческой цивилизации и попытках небольшой группы людей выжить в окружении множества агрессивных зомби — зомби-апокалипсис.
Зомби — классический персонаж современной культуры. Армии ходячих мертвецов появляются и в фильмах ужасов, и в комедиях, и в видеоиграх. Мы знаем, что укус зомби ведет к заражению, а уничтожить монстра можно, отделив его голову от тела. Но откуда вообще взялся этот образ ходячего мертвеца? Разбираемся в запутанных корнях, из которых вырос знакомый нам образ.
Знакомый нам образ зомби появился относительно недавно, но общие черты у всех описаний этого существа есть.
Зомби — это ходячий мертвец, воскрешенный при помощи магии (в более ранних версиях и в жанре фэнтези) или в результате научного эксперимента. Такое существо может быть подконтрольно своему создателю или же повиноваться только своим инстинктам, среди которых основной (и зачастую единственный) — это голод.
Зомби в таком виде проникли в мировую культуру из США, а там они впервые появились из гаитянских диалектов французского и креольского языков. Впервые зомби описал американский писатель, путешественник и оккультист Уильям Сибрук в книге «Волшебный остров» 1929 года. Там герой-рассказчик, оказавшись на Гаити, становится свидетелем превращения человека в зомби с помощью ритуала вуду.
Само слово «зомби» пришло к нам, по мнению ученых, с просторов африканского континента. Похожие или созвучные слова существуют в языках Конго и других странах Западной и Центральной Африки и обозначают «nzambi» — божество-создателя. Хотя за пределами африканских культур похожие образы ходячих мертвецов, питающихся человеческой плотью, прекрасно существовали. Например, в «Эпосе о Гильгамеше» богиня Иштар грозит Гильгамешу поднять армию мертвецов, что будут питаться плотью живущих. И в более поздних культурах есть образы неупокоенных мертвецов, в чей рацион также входят живые люди: вурдалаки из славянской мифологии (представляли собой что-то среднее между вампирами и зомби), румынские стригои, индуистские существа прета.
Люди во всех культурах боялись неупокоенных мертвецов, но почему именно зомби победили в этой гонке за славой?