Уроки современного стоицизма:
выучить и применять!

527.- СТАТЬЯ-027.

     С чем у вас ассоциируется слово «стоицизм»? Если вы закончили вуз, вы слышали про стоицизм на лекциях по философии. Если вы мало что помните из философии, вам наверняка знакомо слово «стоически». Так или иначе, большинство из нас ассоциирует стоицизм с какими-то испытаниями и ограничениями, требующими усилий, чтобы их преодолеть.

     А известно ли вам, что принципы современного стоицизма вовсе не отрицают радостей жизни, счастья и прочих положительных эмоций? Книга, которую написал профессор философии Уильям Ирвин, так и называется: «Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века» [У. Ирвин, 2020].

    Ощутить радость жизни в полной мере удается всем, кто прошел наши программы «Самопознание» и «Когнитивистика», потому что прошедшие эти программы умеют видеть возможности там, где другие эти возможности не замечают. Изучение программ займет примерно пару месяцев, а сегодня мы поговорим про принципы стоицизма в жизни современного человека, но для начала сделаем небольшой исторический экскурс. Это поможет нам лучше понять современный стоицизм.

Что такое стоицизм: немного истории

     Стоицизм – это одно из многочисленных направлений философской мысли, зародившихся в Древней Греции. Основоположником направления является Зенон Китийский (334-263), выходец из города-государства Китиона (ныне Ларнака) на Кипре, изначально занимавшейся морским судоходством и торговлей.

     Однажды его корабль попал в шторм, а сам Зенон Китийский, чудом уцелев, оказался в Афинах. Там он увлекся философией киников, был какое-то время учеником Кратета Фиванского (365-285), затем Стильпона из Мегары (360-280), после слушал лекции Диодора Крона (350-284) (он же Диодор Диалектик) и, в конце концов, основал собственную философскую школу.

     Название «стоицизм» философское учение получило по месту проведения занятий философской школы Зенона Китийского. Расписная стоя – это одно из самых известных сооружений в Афинах на северной стороне афинской агоры, и именно там, прямо на улице, Зенон читал свои лекции. Расписные панели со временем демонтировали, однако сооружение вошло в историю именно под первоначальным названием, подарив его целому направлению античной философской мысли. Другими словами, стоицизм – это от слова «стоя».

     К слову, такая непритязательность, как лекции под открытым небом, объясняется вовсе не тягой Зенона к самоограничениям, а запретом на покупку и аренду помещений для чужестранцев, который действовал в те времена в Афинах [А. Семенов, 2017].

     Как мы выяснили, первоначальным увлечением Зенона был кинизм. Поэтому неудивительно, что созданное им учение отталкивалось от знаний, полученных в ходе общения с киниками, однако было не столь радикальным, как оригинальный кинизм.

     Если вкратце, киники пропагандировали аскетизм в крайних его формах, а самым известным киником всех времен и народов был Диоген (412-323), который жил в бочке. На самом деле, то была не бочка, а пифос – большая глиняная емкость высотой больше человеческого роста, так что в отсутствие претензий по комфорту внутри можно было разместиться на ночлег или чтобы спрятаться от дождя.

     Зенон Китийский тоже считал важным быть сдержанным во всем, однако категорически не принимал воспеваемую киниками нищету, антисанитарию и грубость в общении, выдаваемую за честность. Впрочем, сам Зенон был весьма прямолинейным, и как-то в ответ на вопрос пьяного представителя политической элиты «Что для тебя сделать, Зенон?» ответил коротко и ясно: «Протрезветь!» [А. Семенов, 2017].

     К сожалению, история не сохранила ни одного из написанных трудов Зенона Китийского в оригинальном виде. А таковых, по заверениям исследователей, было немало. Это, в частности, «Государство», «Этика», «Воспоминания о Кратете», «Гомеровские вопросы» в пяти книгах, трактаты «О законе», «О знаках», «О словах», «О чтении поэзии», «О жизни, согласной с природою» и многие другие [В. Степанович, 2018].

     Так что первоначальные идеи стоицизма воссоздавались по трудам современников Зенона Китийского и историков эпохи Античности. К слову, занимавшийся историей философии Диоген Лаэртский (180-240) в своей книге «Жизнь, учения и изречения знаменитых философов» пишет со ссылкой на философа Полемона Илионского, что Зенон лишь приукрасил то, что узнал на лекциях своих учителей, а собственных практических идей у Зенона не так много [Д. Лаэртский, 2010].

     Так или иначе, философская школа Зенона Китийского имела огромный успех у современников. Этот успех был во многом предопределен отказом от аскетизма, воспеваемого киниками, и балансом между сдержанностью и удовольствиями. Например, стоицизм считал нормальным наслаждаться всем хорошим, что дарит жизнь, в том числе богатством и славой, и это вполне могло считаться добродетелью. Однако стоики были категорически против того, чтобы земные блага и удовольствия делать смыслом жизни и стремиться к излишествам, которые, по сути, для ощущения счастья не нужны.

     В то же время стоики не рекомендовали искусственно ограничивать себя во всех удовольствиях и отказываться от всех соблазнов, которые попадаются человеку на жизненном пути. Более того, они считали, что демонстративный отказ киников от удовольствий и материальных благ как раз указывает на то, что для киников удовольствия и материальные блага весьма желанны.

     Ввиду того, что стоицизм предлагает не засорять сознание постоянным стремлением к удовольствиям, богатствам и роскоши и всегда быть готовым «отпустить» материальные блага, если так сложатся обстоятельства, избыточная концентрация киников на теме материального благополучия и отказе от него стоикам казалась искусственной и надуманной.

     Об этом, кстати, пишет Уильям Ирвин в уже упомянутой нами книге [У. Ирвин, 2020]. В принципе, тут можно уже начать рассматривать стоицизм в современном мире, но скажем еще пару слов об учении Зенона Китийского. Успех его взглядов был во многом предопределен продуманной структурой подачи материала. Так, все свое учение он подразделял на три составляющие:

Теория познания мира (логика).

Теория познания бытия (физика).

Правила поведения в жизни (этика).

     Заметим, что в период Античности философия была прикладной наукой, и хороший философ должен был знать ответы на вполне конкретные вопросы: как жить, что делать в той или иной ситуации, как уладить конфликт с родственниками и т.д. В эпоху Античности психология еще не выделилась в отдельную науку, так что на практические вопросы бытия искали ответ философы.

     В завершении исторического экскурса скажем, что свой вклад в развитие стоицизма вносил каждый из последователей школы стоицизма: Клеанф (330-230), Хрисипп (279-206), Панетий Радосский (185-110), ставший со временем основателем «римского стоицизма». В римской версии логика и физика практически отсутствовали, а все внимание было сконцентрировано на вопросах этики. Причем у римлян главной целью была не столько добродетель как таковая, сколько идея достижения спокойствия.

     Эта идея хорошо прослеживается в книге «Энхиридион. Краткое руководство к нравственной жизни», которое составил философ-стоик Эпиктет, творивший на рубеже тысячелетий [Эпиктет, 2012]. Он так и пишет, что назначение добродетели – привести человека к счастью, благоденствию и неподверженности страстям.

     На протяжении своего существования стоицизм пережил немало поправок и трансформаций разного масштаба, в том числе в угоду маркетинговой ситуации и необходимости привлечь новых учеников в философскую школу. Как мы помним, в древности философия была прикладной наукой, и философ вряд ли мог считаться состоявшимся, если у него не было учеников и последователей.

     С падением Римской империи стоицизм пережил упадок, а затем новый подъем в эпоху Возрождения. Обновленное учение получило название неостоицизм. Очередной подъем переживает стоицизм в современной жизни. «Новейший» стоицизм и современная интерпретация учения получили название «современный стоицизм». Есть ли какое-то «Руководство по стоицизму для современного человека» наподобие «Энхиридиона» и чем современный стоицизм отличается от классического? Давайте разбираться!

Стоицизм: современная интерпретация

     Новый виток в развитии стоицизма стартовал в конце 20 века. Современный стоицизм – это не просто возрождение интереса к данному учению, но и попытка адаптировать основные его положения к современной жизни. Тенденция столь мощно стала набирать обороты, что в 2012 году состоялась первая Стоическая неделя, впечатляющие успехи которой обсуждались следующие два года [J. Gelonesi, 2014].

     Ныне это ежегодное мероприятие, проводимое организацией Modern Stoicism. Организация зарегистрирована в Великобритании как некоммерческая компания и не получает регулярного финансирования. Суть Stoic Week в том, что в течение недели все желающие должны придерживаться принципов стоицизма в современной интерпретации, а после ответить на вопрос, как этот эксперимент изменил их жизнь и их самих. Для того чтобы принять участие, достаточно зарегистрироваться на сайте организаторов Stoic Week [Modern Stoicism, 2022]. Стоическая неделя-2022 запланирована с 24 по 30 октября 2022 года.

     Там же, на сайте организаторов, можно посмотреть, как проходили предыдущие Stoic Week, послушать отзывы участников, попробовать медитации (на английском) и упражнения, которые предлагаются участникам Ежегодной стоической недели. Медитации и упражнения разработал когнитивно-поведенческий терапевт Дональд Робертсон. Он популяризирует современный стоицизм, книги его пользуются успехом и расходятся большими тиражами. В частности, его труд «Думай как римский император» [Д. Робертсон, 2019].

     Как видно из названия, современный стоицизм возрождает, скорее, «римскую версию» учения, нежели философию стоицизма в первоначальном виде. Вы уже знаете разницу между классической и римской версиями. Если греки воспринимали добродетель как самодостаточную ценность, у римлян главной целью была не столько добродетель как таковая, сколько идея достижения спокойствия. Разумеется, это взаимосвязанные понятия, потому что добродетель способствует достижению спокойствия, а спокойному умиротворенному человеку проще быть добродетельным, однако акценты, как видим, отличаются.

     На приверженность «римской версии» учения указывают и цитаты из трудов Эпиктета, размещенные на сайте организации Modern Stoicism. Именно они, с точки зрения организаторов Stoic Week, наилучшим образом транслируют идеи современного стоицизма. Так, посетителей сайта знакомят с такими изречениями Эпиктета, как «Людей расстраивают не вещи, а их суждения о вещах» и «Не стремитесь к тому, чтобы все происходило так, как вы хотите, а скорее желайте, чтобы все происходило так, как происходит на самом деле, тогда ваша жизнь будет течь хорошо».

     Помимо изречений Эпиктета, на сайте приводятся цитаты из трудов Марка Аврелия (121-180) и Сенеки (4-65), которые также были выдающимися стоиками времен Римской империи. В частности, приводятся слова Сенеки о том, что «Гнев – это временное безумие», и поэтому человек должен воздерживаться от эмоций подобного рода. А еще читателям напоминают, что Марк Аврелий даже не считал нужным доказывать, что спокойствие стоит того, чтобы к нему стремиться. Об этом же напоминает и автор книги о философии стоицизма 21 века [У. Ирвин, 2020].

     Мы еще вернемся к этой книге, а пока скажем, что идеи современного стоицизма оказались настолько привлекательными, что со временем появились альтернативные Stoic Week. Одно из таких мероприятий организовал Джон Селларс, преподаватель философии Лондонского университета Royal Holloway и Королевского колледжа в Лондоне.

     Идея состоит в том, чтобы дать людям возможность увидеть, может ли стоическая философия помочь им вести лучшую жизнь. Для реализации идеи был создан бесплатный онлайн-курс с пошаговыми упражнениями и аудиомедитациями, а сама Stoic Week была структурирована в виде «семи глав», по одной на каждый день недели [Royal Holloway, 2018]. Для того чтобы учасники Stoic Week могли оценить прогресс, им было предложено заполнить психотерапевтические опросники: один до начала мероприятия, а второй по истечении Stoic Week. Для облегчения понимания были заранее сформулированы «пять главных советов о том, как быть стоиком»:

     Признать, что вы не можете контролировать большую часть того, что происходит в вашей жизни.

     Увидеть, что ваши эмоции являются продуктом того, как вы думаете о мире.

     Принять тот факт, что с вами время от времени случаются плохие вещи, как и со всеми остальными.

     Смотреть на себя как на часть большего целого, часть природы и человечества, а не на изолированную личность.

     Думать обо всем, что у вас есть, как о не своем, а просто одолженном, что однажды будет взято обратно.

     Как видим, современный стоицизм «шагает по планете» широкой поступью, обретает все новых фанатов, переживает определенное количество трансформаций разного масштаба, в том числе в угоду текущей ситуации и необходимости привлечь новых сторонников. Просто потому что без сторонников и ретрансляторов даже самая прекрасная идея обречена на то, чтобы «выдохнуться».

     Однако наилучшим ретранслятором идей современного стоицизма следует признать уже многократно упомянутую книгу Уильяма Ирвина [У. Ирвин, 2020]. В лучших традициях античности, автор сосредоточился на прикладных аспектах данного учения, и возможности его применения в практической жизни. Объемный исторический экскурс с примерами из жизни сменяется четкими рекомендациями, что делать современному стоику, чтобы выстоять в современной жизни, полной          стрессов и испытаний.

     Психологические техники стоиков по книге Уильяма Ирвина «Философия стоицизма для XXI века»

Итак, что же нам советует философ Уильям Ирвин? Пройдемся по главам книги, каждая из которых посвящена той или иной практической проблеме, с которой может столкнуться каждый человек

Негативная визуализация: как подготовиться к наихудшему?

     Как много времени и нервов отнимают у каждого из нас бесплодные размышления о том плохом, что потенциально может случиться? Очень много, ведь размышляем мы об этом с самого детства. Только для малыша «очень плохо» – это когда не дают конфету или не ведут на прогулку, для старшеклассника – плохая отметка и эмоциональные переживания о безответной любви, для взрослого человека… тут уже целый список, который каждый может составить и дополнить сам.

     Оказывается, думать о плохом можно с пользой! Во-первых, можно продумать меры профилактики и противодействия. Во-вторых, заранее обдуманное событие не станет для вас ударом и неожиданностью, если произойдет. И, наконец, такие раздумья могут помочь осознать, что люди часто несчастны из-за того, что неудержимы в своем стремлении к материальным благам. Если задуматься, что половиной всего имеющегося мы толком и не пользуемся, будет легче принять мысль, что в какой-то момент это можно потерять.

     В этом контексте Уильям Ирвин отсылает читателей к гедонизму. Это философское учение, объявлявшее удовольствия и наслаждения высшим благом в жизни. Однако многие трактуют его неправильно – как призыв стремиться к роскоши и потребительству. На самом деле имеется в виду, что нужно научиться получать удовольствие от того, что есть, а не запускать сумасшедший маховик потребления, когда хочется еще лучшую машину, еще более навороченный телевизор или очередную какую-то там по счету сумочку [В. Ирвин, 2020]. В этом смысле современный стоицизм и гедонизм очень тесно связаны.

Дихотомия контроля: как стать неуязвимым?

     Если в двух словах, в этом мире есть вещи, которые мы можем контролировать, а есть вещи, которые нам неподвластны. Если сосредоточиться на улучшении того, что нам подвластно, и перестать слишком беспокоиться о том, на что не можем влиять, нам будет проще обрести спокойствие и внутреннюю гармонию.

     Тут Уильям Ирвин цитирует много полезных мыслей из книги «Энхиридион. Краткое руководство к нравственной жизни» [Эпиктет, 2012]. Это и совет научиться хотеть только достижимых вещей, и замечание, что, пока большинство людей пытаются обрести радость, меняя мир вокруг, было бы логичнее изменить самих себя и пересмотреть некоторые свои желания. Однако автор предостерегает от неправильного понимания такого подхода.

     Это вовсе не значит, что человек должен отказаться от усилий по достижению даже самых серьезных целей, потому что многие моменты находятся в промежуточной плоскости: мы их отчасти контролируем, отчасти нет. В качестве примера приводятся спортивные соревнования: в них можно и победить, и проиграть. Однако регулярные тренировки заметно повышают шансы на победу [У. Ирвин, 2020]. Таким образом, дихотомия плавно превращается в трихотомию:

     Это несколько усложняет задачу «сосредоточиться на улучшении того, что нам подвластно, и перестать слишком беспокоиться о том, на что не можем влиять». Иногда сложно оценить, до какой степени человек может контролировать что-либо, а в какой момент все может выйти из-под контроля. Для этих случаев автор советует практику интернационализации, позаимствованную у Эпиктета:

     Поясняется это наглядным примером с писателем, который хочет опубликоваться, но пока везде получает отказ. Если писатель сместит фокус с желания публиковаться на желание писать и результаты именно в этой области, отказы будут восприниматься не так болезненно. Это, конечно, в какой-то степени «игра ума», однако она весьма эффективна. К тому же в эпоху Интернета есть масса возможностей презентовать и даже монетизировать свое творчество помимо традиционного бумажного издания.

Фатализм: отпустить прошлое… и настоящее

      Фатализм – это тоже отчасти о том, чтобы не беспокоиться по поводу вещей, на которые не можешь влиять. Особенно, если эти вещи уже произошли и остались в прошлом. Если люди перестанут тратить время на переживания о прошедшем времени, у них будет больше шансов обрести спокойствие. Раздумья о прошлом полезны лишь в случае, если помогают сделать выводы на будущее.

     У нас всех есть еще и настоящее, текущий момент, который можно провести, желая, чтобы он был другим, или же принять его таким, какой он есть. В первом случае люди обрекают себя на перманентное недовольство, во втором – имеют все шансы и возможности наслаждаться жизнью.

     Некоторым образом фатализм в отношении прошлого и настоящего связан с негативной визуализацией: принимая то, что есть, человек понимает, что могло быть и хуже, и учится ценить то, что имеет [У. Ирвин, 2020]. Конечно, это отчасти перекрывает поток мыслей, как можно сделать лучше. Но, опять же, тут важно четко понимать, относятся ли наши желания к категории неисполнимых или же мы можем сделать что-то для того, чтобы они исполнились.

Самоотречение: о темной стороне удовольствий

     Что значит «самоотречение» и о какой «темной стороне удовольствий» идет речь? Тут автор советует иногда модернизировать технику негативной визуализации и жить так, будто представленные вашим сознанием неприятности уже произошли.

     Например, представить, что у вас нет денег, и жить какое-то время так, будто у вас их нет на самом деле [У. Ирвин, 2020]. Как говорится, «от тюрьмы да от сумы не зарекайся», а когда дела идут хорошо, не забывай откладывать хотя бы часть накоплений, а не транжирь все сразу.

     Добровольный дискомфорт в этом случае играет роль «прививки» на будущее или тренировки устойчивости к возможным ограничениям. Эти техники широко практиковали стоики римского периода, в частности Сенека.

     Постоянный комфорт делает человека уязвимым к любым даже мелким неприятностям и изменениям в условиях жизни. А учитывая, что современный мир преподносит постоянные кризисы, эпидемии и войны, которые в эпоху глобализма влияют на всех и каждого, такая тренировка еще более актуальна, чем в эпоху Римской империи.

     Из прочих психологических техник стоиков стоит отметить медитацию и самонаблюдение, которые весьма объемны и являются темой для отдельной статьи. Поэтому далее расскажем о некоторых практических приемах, как говорится, «на каждый день». Например, как оставаться спокойным, продолжая вести социальную жизнь. Современный стоицизм предлагает определенную тактику:

Готовиться ко всем предстоящим коммуникациям.

Рационализировать общение по делу.

Выбирать в качестве друзей людей, разделяющих ваши интересы.

Минимизировать общение с токсичными людьми.

Воздерживаться от сплетен и того, чтобы дурно отзываться о других людях.

А еще автор со ссылкой на римских стоиков советует в случаях, кода кто-то раздражает вас, вспомнить, что кого-то наверняка раздражаете вы. Это поможет пережить момент общения с неприятным человеком, если такое общение почему-либо необходимо.

     Не менее полезны рекомендации по поводу того, как действовать, если вас оскорбили или обидели. Для начала стоит подумать, точно ли вас хотели обидеть. Если вы реально плохо сделали свою работу и вам на это указали, следует не обижаться, а исправить ошибки. Далее стоит подумать и уточнить, насколько хорошо собеседник осведомлен о ситуации. Возможно, он допустил выпад в ваш адрес потому, что не знал, как было на самом деле. И, наконец, на выручку может прийти остроумие, которое моментально нивелирует оскорбление.

     Это основные уроки современного стоицизма, о которых мы хотели вам рассказать. В принципе, их больше, но большинство рекомендаций, так или иначе, являются производными от уже рассмотренных нами. Желающим знать больше рекомендуем прочитать книгу Уильяма Ирвина «Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века» полностью, пройти наши программы «Самопознание» и «Когнитивистика» и обязательно применять усвоенные уроки на практике, чтобы знания стали частью вас и служили вам во благо.

Статьи по теме месяца:

МЫ В СОЦСЕТЯХ

Подписаться
Уведомить о

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии