Крис Фрит
Крис Фрит (англ. Chris Frith, полное имя — Кристофер Дональд Фрит [англ. Christopher Donald Frith]; род. 16 марта 1942, Cross In Hand, Англия) — английский нейробиолог и нейропсихолог.
PhD, заслуженный профессор Центра нейродиагностики при Лондонском университетском колледже (Wellcome Trust Centre for Neuroimaging) и приглашенный профессор Орхусского университета, Дания (University of Aarhus).
Член Лондонского королевского общества (2000), Британской академии (2008), Американской ассоциации содействия развитию науки.
Обучался естественным наукам в Кембриджском университете, в 1969 году защитил докторскую диссертацию по экспериментальной психологии. Один из авторов статьи, за которую была дана Шнобелевская премия по медицине в 2003 году — за исследование гиппокампа лондонских таксистов.
Главный научный интерес — использование функциональной нейровизуализации в изучении высших когнитивных функций человека. Один из пионеров по применению сканирования мозга для исследования психических процессов. Особую известность ему принесли работы по изучению мышления людей страдающих аутизмом и шизофренией.
Автор более 400 публикаций, в том числе основополагающих книг по нейробиологии, таких как классическая «Когнитивная нейропсихология шизофрении» (The Cognitive Neuropsychology of Schizophrenia, 1992). Автор научно-популярной книги «Мозг и душа» (Making up the mind, 2007), которая вошла в лонг-лист премии Лондонского королевского общества. Научный консультантом книги Риты Картер «Как работает мозг».
Мы воспринимаем не мир, а его модель, создаваемую мозгом.
То, что мы воспринимаем, это не те необработанные и неоднозначные сигналы, поступающие из окружающего мира к нашим глазам, ушам и пальцам. Наше восприятие намного богаче – оно совмещает все эти необработанные сигналы с сокровищами нашего опыта. Наше восприятие – это предсказание того, что должно быть в окружающем нас мире. И это предсказание постоянно проверяется действиями.
Другими словами, мы смотрим в окно и видим дерево, однако воспринимаем не реально существующее дерево, а его модель, построенную мозгом на основе опыта. Мы знаем, что у дерева есть кора и какая она на ощупь, хотя разглядеть её не можем. И вот эта модель мира (кусочка мира) тем ценне, чем точнее будет предсказание того, что произойдет дальше.
Наш мозг, при построении моделей, учится на своих ошибках. А когда сталкивается с чем-то, что можно трактовать двояко, строит прогноз вероятностей того или иного исхода, основываясь на опыте, который получил ранее.
Сейчас на примере:
Очень странная форма комнаты Эймса спланирована так, чтобы вызывать у нас те же зрительные ощущения, что и обычная прямоугольная комната. Обе модели, комнаты странной формы и обычной прямоугольной комнаты, позволяют одинаково хорошо предсказать то, что видят наши глаза. Но на опыте мы имели дело с прямоугольными комнатами настолько чаще, что поневоле видим и комнату Эймса прямоугольной, и нам кажется, что люди, которые движутся по ней из угла в угол, немыслимым образом увеличиваются и уменьшаются. Априорная вероятность (ожидание) того, что мы смотрим на комнату такой странной формы, столь невелика, что наш байесовский мозг не берет в расчет необычные сведения о возможности такой комнаты.
Восприятие – это фантазия, совпадающая с реальностью
Наш мозг строит модели окружающего мира и постоянно видоизменяет эти модели на основании сигналов, достигающих наших органов чувств. Поэтому на самом деле мы воспринимаем не сам мир, а именно его модели, создаваемые нашим мозгом. Эти модели и мир – не одно и то же, но для нас это, по существу, одно и то же.
С нашими фантазиями об окружающем мире связаны две проблемы. Во-первых, откуда мы знаем, что создаваемая нашим мозгом модель мира верна? Но это еще не самая серьезная проблема. Для нашего взаимодействия с окружающим миром неважно, верна ли построенная нашим мозгом модель. Важно только одно – работает ли она. Позволяет ли она действовать адекватно и прожить еще один день? В целом да, позволяет. Вопросы о “верности” моделей нашего мозга возникают только тогда, когда он общается с мозгом другого человека, и оказывается, что его модель окружающего мира отличается от нашей.
Наше воображение совершенно некреативно. Оно не делает предсказаний и не исправляет ошибок. Мы ничего не творим у себя в голове. Мы творим, облекая наши мысли в форму набросков, штрихов и черновиков, позволяющих нам извлечь пользу из неожиданностей, которыми полна действительность. Именно благодаря этим неиссякаемым неожиданностям взаимодействие с окружающим миром и приносит нам столько радости.